1 октября в Пространстве на Малой Посадской института философии человека прошел круглый стол «Художник и деньги», организованный студенческим объединением «Эстетика: арт-бизнес» под руководством доцента кафедры эстетики и этики Татьяны Шоломовой в коллаборации со свободным куратором Даной Макаридиной (CUT).
В работе круглого стола приняли участие художники, галеристы, арт-дилеры, кураторы. В ходе беседы были обсуждены вопросы ценообразования, поведения начинающего художника на рынке, тема денег в искусстве, аукционная судьба русского искусства в кризисный период.
Кандидат искусствоведения, художник Алексей Парыгин, чья выставка «Искусство/Бизнес» проходит в данный момент в Пространстве, обратил внимание на то, что искусство сегодня — это продукт и лакшери-товар, а коллекционирование окончательно превратилось в форму демонстрации высокого статуса обладателя, но есть надежда, что оно способно восстать из пепла, переплавиться и переродиться в нечто совершенно иное, наполненное новой живой энергией.
Художник Анастасия Канищева представила работу «Заманиловка»: поток нефти и стодолларовая купюра, утекающие в канализационный люк, что является намеком на подмену ценностей, произошедшую в современном обществе.
Арт-дилер Андрей Лоза, ныне сотрудничающий с аукционами Artinvestment и Artsale, напомнил основные этапы становления отечественного рынка в постперестроечный период до сегодняшнего дня; высказался о влиянии финансовых и политических кризисов на рынок искусства, а также о нынешней ситуации как возможности для отечественного искусства обрести самоценность, независимую от внешних оценок.
Московский галерист и практик арт-рынка Марина Альвитр кратко описала особенности современного арт-рынка, напомнила о ведущей роли куратора, критика, эксперта в искусстве, которые помогают художнику развиваться, а также сравнила критерии формирования цены в традиционном мире искусства и в мире высоких технологий, что должно помочь нам понять различные авторские стратегии, которые существуют в искусстве сегодня.
Свободный куратор Дана Макаридина рассказала об особенностях ценообразования на тиражную графику: с одной стороны, ниже определенной цены продавать работы неэтично и убыточно, а с другой, порог устанавливается произвольно в каждом отдельном случае. Встает вопрос, каким образом молодому художнику, работающему сегодня в техниках печатной графики, сориентироваться на этом рынке.
Художник-реставратор произведений из янтаря, доцент кафедры эстетики и этики Анастасия Никифорова рассказала о причинах малой доступности организованной выставочной деятельности, аукционных продаж, дилерского внимания для многих современных авторов декоративно-прикладного искусства, особенно в тех случаях, когда чья-то нетривиальная художественная деятельность не вписывается в рамки общепринятой классификации искусств. Выход видится только один — самому продвигать свои изделия через интернет. Но и здесь художника ждет череда сложностей.
Доцент кафедры эстетики и этики Татьяна Шоломова напомнила, что необходимая бедность как источник творческих парений художника — это не более, чем миф, также как бытующая убежденность, что торговать произведениями искусства пошло и безнравственно, поскольку деньги — не зло, а всеобщий товарный эквивалент, обладающий, по словам Карла Маркса, магическим свойством обращать воображаемое бытие в реальное.
Критик Дмитрий Северюхин указал, что художественный рынок можно представить связующим звеном между творчеством и культурой в её целостном понимании. Он является кровеносной системой всего организма художественной жизни, без него никак не обойтись.
Информация предоставлена институтом философии человека РГПУ им. А. И. Герцена