К 100-летию выдающегося педагога и в канун Дня учителя в Гербовом зале Герценовского университета участники конференции обсуждали педагогическое наследие Василия Александровича Сухомлинского и его роль в развитии отечественного и зарубежного образования. Университет стал одной из более чем десяти дискуссионных площадок конференции, развернутых в этот день в образовательных учреждениях Петербурга и Ленинградской области.
Работу дискуссионной площадки открыла директор Института педагогики РГПУ им. А.И. Герцена Светлана Анатольевна Писарева. С приветственным словом к участникам обратилась советник ректора Ленинградского областного института развития образования Валентина Сергеевна Кошкина. В своем вступительном слове директор НИИ педагогических проблем образования РГПУ им. А.И. Герцена Алла Прокофьевна Тряпицына подчеркнула роль традиции в инновационном процессе, и в связи с этим исключительную актуальность идей В.А. Сухомлинского сегодня. «В многочисленных современных исследованиях доказано, что будущее зависит от того, насколько в школе мы сможем сформировать у наших учеников так называемые четыре «К» ― критическое мышление, креативность, готовность к командной работе и коммуникативные навыки. Если с этих позиций посмотреть на работы Сухомлинского, то мы увидим, что уже в 50-е годы все эти позиции присутствовали в его работах. Современное звучание идей Сухомлинского заставляет нас обратиться к первоисточнику, поскольку ничто другое не передаст оригинальность и глубину размышлений автора, а главное реальность того, что все эти идеи могут и должны быть воплощены в современной школе», ― отметила Алла Прокофьевна.
Модератор дискуссионной площадки заместитель директора института педагогики РГПУ им. А.И. Герцена Ирина Вячеславовна Гладкая предложила четыре основных вопроса для обсуждения. На первый их них «″Умная школа″: Как научить ребенка думать?» постаралась ответить аспирант кафедры теории и истории педагогики Анастасия Владимировна Мищурис. Доцент Нина Юрьевна Сосунова рассказала об «эмоциональной школе» по В.А. Сухомлинскому, а доцент Татьяна Борисовна Шурилова дала ответ на вопрос: «Какой смысл мы вкладываем сегодня в понятие ″красивая школа″?». Профессор Наталья Михайловна Федорова коснулась проблемы содружества семьи и школы.
Опытом воплощения идей В.А. Сухомлинского поделились директора и учителя школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Отдельная часть дискуссионной площадки была посвящена интернациональному контексту педагогического наследия В.А. Сухомлинского. Доцент кафедры теории и истории педагогики Борис Вольдемарович Авво суммировал свой ученический опыт и современные образовательные проекты в Эстонии, в которых находят свое отражение идеи В.А. Сухомлинского.
В конференции приняла активное участие представительная делегация из КНР, в состав которой вошли директора школ и преподаватели университетов ― члены Общества изучения наследия В.А. Сухомлинского в Китае. В своих выступлениях от лица делегации г-н Чжи Вэн и г-н Ши Дао Сян рассказали о роли наследия В.А. Сухомлинского в образовательной системе Китая, подчеркнули значимость идей и изучения трудов классика педагогики. Гости вручили организаторам конференции издание, посвященное наследию В.А. Сухомлинского.
Мероприятие было организовано совместно РГПУ им. А.И. Герцена и Ленинградским областным институтом развития образования.
Текст и фото: Педагогические вести