Интенсив для учителей и административного персонала школ Санкт-Петербурга прошёл в начале июня. Главной целью проекта стала адаптация школ и содержания образовательных программ к условиям новой эпидемиологической ситуации. Речь также шла о средствах обучения и модернизации школьного оборудования для организации дистанционного или смешанного обучения. Все это позволяет сделать процесс школьного образования максимально эффективным, доступным и качественным для всех участников.
В проекте приняли участие три школы города: лицей №554, гимназия №642 «Земля и Вселенная» и школа-интернат №49 Петродворцового района Санкт-Петербурга «Школа здоровья». По результатам диагностики и анкетирования фокус-групп были сформированы команды из 84 человек, которые на протяжении восьми дней принимали активное участие в программе интенсива: восемь лекций, свыше 20 мастер-классов, а также работы по формированию проектных инициатив.
В качестве партнеров, принявших участие в формировании наполнения программы интенсива, выступили:
- РГПУ им. А. И. Герцена – содержательное наполнение по ряду тем: разработка программы «Учитель будущего»;
- СПбПУ Петра Великого — проектная часть: предоставление LMS-платформы на основе системы управления обучением MOODLE, проведение обучающих мероприятий;
- Лаборатории непрерывного математического образования — методическая поддержка по адаптации содержания основных образовательных программ учебных заведений к переходу на дистанционное обучение;
- Фонд «ЦСР «Северо-Запад» — участие в разработке дизайна программы, содержательное наполнение по ряду тем.
Лекции и мастер-классы проходили на базе актуального сервиса Zoom. В завершении каждого дня интенсива участники заполняли анкеты обратной связи, с целью выявить наиболее актуальные и полезные темы занятий. Среди лекций, вызвавших наибольший отклик у слушателей:
- Цифровой этикет и безопасность в обучении онлайн, кибербуллинг.
Анастасия Микляева, профессор кафедры психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена.
- Изменение подходов к обучению в очном и дистанционном формате.
Наталья Киселева, эксперт образования НИУ ВШЭ, учитель математики, финалист премии «Учитель мира», Global teacher prize (ТОП-50 учителей мира), член международной педагогической академии VTA.
- Все о Covid-19 или как жить в новой реальности.
Эрик Бровко, основатель и инвестор платформы «Мое здоровье», заместитель председателя комиссии по инновациям и информатизации в здравоохранении в Общественном совете Министерства здравоохранения РФ.
Дарья Даниленко, руководитель отдела этиологии и эпидемиологии, заместитель директора по научной работе НИИ гриппа им. А.А. Смординцева.
Любовь Чернилова, медицинский директор платформы «Мое здоровье».
Лучшими практическими занятиями по мнению участников стали мастер-классы по темам:
- Цифровой этикет и образ педагога в сети интернет.
Эльвира Ребко, доцент кафедры социальной безопасности РГПУ им. А. И. Герцена.
- Организация и деятельность центра управления проектами и изменениями в образовательном учреждении. Дорожная карта.Правила и стандарты перехода.
Светлана Васьковская, руководитель Санкт-Петербургского Форсайт-Клуба, главный специалист научной лаборатории «Стратегическое развитие рынка инжиниринга» СПбПУ Петра Великого.
- Интерактивные инструменты для работы онлайн в начальной школе.
Анастасия Симакина, тьютор начальных классов, преподаватель русского языка и литературы школы-конструктора «Три слона».
Екатерина Цветкова, тьютор начальных классов, преподаватель математики и окружающего мира школы-конструктора «Три слона».
Сами учителя прокомментировали свое участии в интенсиве «Обучение школьных команд»:
«Очень полезный курс. Значительно отличается от всех курсов, которые я «посещала, проходила» за долгие свои годы. Знания и толчок к развитию получены».
«Здорово, что нашу работу, проектную инициативу максимально всесторонне и непредвзято оценили и прокомментировали специалисты, которые не работают с нами в одной организации. Появились новые идеи и вдохновения».
Главным итогом проведения интенсива «Обучение школьных команд» стало формирование более 20 проектных инициатив, которые получили не только поддержку администраций учебных заведений и экспертов педагогического сообщества, но и возможность быть реализованными к началу нового учебного года. Все инициативы были распределены по трем категориям, например:
- «Учебный процесс» — Интерактивные карты урока окружающего мира для 4 класса по теме «Природные зоны России».
- «Организационная модель» — Модель организации учебного процесса и эффективного управления школой в условиях смешанного обучения
- — Внедрение индивидуальных здоровьесберегающих технологий в режиме дистанционного обучения.
Руководители учебных заведений, принимавших участие в интенсиве, оставили отзывы о проекте.
Безбородая Ирина Николаевна, директор лицея №554:
«Лицей №554 Приморского района Санкт-Петербурга благодарит Фонд поддержки инноваций и молодежных инициатив за проведение интенсива «Город, который учится. Обучения школьных команд». Обучение было проведено на высоком методическом и технологическом уровне. За время участия в мероприятиях администрация и педагогический коллектив Лицея успели погрузиться в тематику занятий, еще раз проанализировали проблемы, возникшие в период дистанционного обучения школьников. Занятия позволили посмотреть на проблемы с точки зрения путей их решения. Главные итоги обучения для нашего коллектива – это создание команды, способной решить проблемы перехода на смешанное обучение без потери качества образования. Проектные инициативы, предложенные педагогами Лицея, актуальны и интересны в плане их реализации и будут полезны не только для нас, но и для других школ. Их реализация позволит трансформировать образовательное пространство с учетом интеграции очного и дистанционного обучения, создать условия для сохранения здоровья школьников в новой обстановке».
Трошкеев Павел Анатольевич, директор гимназии №642 «Земля и Вселенная»:
«Обучающий интенсив стал для нас настоящей «прокачкой» педагогического коллектива. 50 учителей гимназии получили возможность в течение двух недель присутствовать на лекциях и принимать участие в мастер-классах известных спикеров, профессионалов своего дела. За это время педагогической команде гимназии удалось в высокой степени проработать несколько актуальных проблем современного российского образования, включая темы цифровизации, грамотного использования обучающих платформ, создания уроков с использованием новейших технологий. Кроме того, учителя гимназии сами выступили в роли разработчиков проектных инициатив. 12 из представленных инициатив в ближайшие время превратятся в полноценные проекты, направленные на развитие и совершенствование образовательных программ и на внедрение инновационных подходов в преподавании отдельных предметов в нашей гимназии.
Хочу выразить Фонду поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга благодарность и отметить высокопрофессиональный подход в организации обучающих курсов».
Поленина Татьяна Михайловна, директор школы-интерната № 49 Петродворцового района Санкт-Петербурга «Школа здоровья»:
«Участие в проекте «Город, который учится. Цифровое образование» является важным этапом в работе учреждения. В результате обучения по программе интенсива в рамках проекта 15 сотрудников школы получили возможность погружения в проблематику обучения с использованием ДОТ, обсуждения и верификации новейших технологий и решений в этой области. В результате обучения родились проектные инициативы, направленные на подготовку ОУ к работе в режиме обучения с использованием дистанционного формата. Разумеется, мы готовы к реализации проектных инициатив. Среди них: модификация регламента обучения с использованием ДОТ, подготовка виртуальной лаборатории по окружающему миру, создание банка практических и лабораторных работ по предметам естественно-научного цикла, использование здоровьесберегающих приемов на уроках в условиях ДО для детей с ОВЗ. Презентация командами проектных инициатив показала, что многие инициативы актуальны, но реализация для учреждения выглядит сомнительно в силу отсутствия необходимых технических и/или интеллектуальных ресурсов. Поэтому, думаю, тут главное мыслить глобально, а действовать локально, т.е. начать с самих себя, задать себе вопрос: что я конкретно могу сделать? Что в нашем учреждении мы можем изменить уже сейчас?».
Интенсив «Обучение школьных команд» прошел в рамках экспериментального проекта «Город, который учится. Цифровое образование», инициированного Фондом поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга.