3 июня в Герценовском университете состоялась XI научно-практическая конференция «Организация опытно-экспериментальной работы школ в контексте новых вызовов времени» в формате видеоконференции. В 2021 году конференция посвящена обсуждению замысла коллективного исследования региональных инновационных площадок (педагогических лабораторий) РГПУ им. А. И. Герцена по теме «Персонификация образовательного процесса в открытой образовательной среде современного образования». Организатором конференции выступил научно-исследовательский институт педагогических проблем образования на онлайн площадке «Гостиная Штоля» научно-исследовательской лаборатории Педагогических проблем применения интернет-технологий в образовании Института педагогики.
Модерировала конференцию Надежда Примчук, доцент кафедры теории и истории педагогики, познакомила аудиторию с замыслом конференции, выступления которой с достаточной полнотой отражают целостность исходного замысла и коллективный характер исследования педагогических лабораторий. К событию подключились более 150 участников – учителей, педагогов вузов, методистов, педагогов дополнительного образования, студентов, в том числе представители 15 петербургских школ – педагогических лабораторий:
- гимназия №11 Василеостровского района,
- школа №45 с углубленным изучением математики Приморского района,
- школа №29 с углублённым изучением французского языка и права Василеостровского района,
- гимназия №157 имени принцессы Е.М. Ольденбургской Центрального района,
- школа №188 с углубленным изучением мировой художественной культуры Красногвардейского района,
- гимназия №192 Калининского района «Брюсовская гимназия»,
- школа № 238 с углубленным изучением английского Адмиралтейского района,
- гимназия №227 Фрунзенского района,
- школа №306 с углубленным изучением английского языка Адмиралтейского района,
- школа № 311 Фрунзенского района,
- школа № 376 Московского района,
- школа № 503 Кировского района,
- школа №564 Адмиралтейского района,
- Дворец творчества «У Вознесенского моста» Адмиралтейского района,
- Электромашиностроительный колледж.
С введением в проблематику конференции выступили академик РАО, д. пед.н., профессор, директор НИИ педагогических проблем образования, научный руководитель коллектива педагогических лабораторий Алла Тряпицына и член-корреспондент РАО, д. пед.н., профессор, директор института педагогики, Светлана Писарева. В выступлении была раскрыта ключевая идея исследования, научный задел исследовательского коллектива, актуальность исследования для системы образования Санкт-Петербурга.
Далее тема конференции была развёрнута в выступлениях научных руководителей школ – педагогических лабораторий, раскрывающих предположения рабочей гипотезы коллективного исследования. В выступлении к.п.н., доцента кафедры теории истории педагогики Нины Сосуновой раскрывалось первое предположение рабочей гипотезы о понимании персонификации образовательного процесса в открытой образовательной среде современного образования как построения нелинейного процесса, который ориентирован на осознание ценностей образования, мотивацию к построению собственного образования и формирование учащимися осознанного выбора индивидуального образовательного маршрута.
Выступление к.п.н., доцента кафедры теории истории педагогики Натальи Смирновой было посвящено второму предположению рабочей гипотезы, ориентирующему на поиск способов и средств педагогической поддержки самоорганизации учащимися своего личного образовательного пространства в системе формального общего и дополнительного образования.
Персонификация образовательного процесса предполагает разработку нового содержания учебных программ и материалов на основе новых учебных задач, дополнительных образовательных программ (курсов) на основе единства учебной и внеучебной деятельности. Об этом в выступлении рассказала Виктория Снегурова, доктор педагогических наук, декан факультета математики РГПУ им. А.И. Герцена.
Персонификация образования предполагает ответственность школьника за достигнутые образовательные результаты, что нашло отражение в выступлении ведущего научного сотрудника НИИ педагогических проблем образования, к.п.н. Светланы Арановой. Светлана Владимировна раскрыла предположение о новых возможностях формирования умений самостоятельной оценки образовательных результатов, прежде всего, функциональной грамотности.
Завершающее выступление к.п.н., доцента кафедры теории истории педагогики Светланы Суворовой заострило внимание участников конференции на важнейшей особенности персонифицированного образовательного процесса, которым является обеспечение единства обучения и воспитания, что предполагает построение среды, уклада школы как пространства самоопределения и самореализации школьника в процессе обучения и социальных практик.
Интерес аудитории к замыслу коллективного исследования школ – педагогических лабораторий подтверждался позитивными суждениями, сообщениями в чате от участников конференции, ответами по итогам конференции в google форме о конференции как событии — начала интересной работы по формированию у детей ценностных смыслов и активной жизненной позиции, понимания и вдохновения на совместное исследование.
Полная запись конференции будет выложена сетевом научно-педагогическом видео-журнале «Гостиная Штоля» по адресу http://stoll.spb.su/ .