Организаторами мероприятия, проходившего 28-29 сентября 2019 года, выступили Министерство науки и высшего образования РФ, Министерство просвещения РФ, Правительство Чеченской Республики, Министерство образования и науки Чеченской Республики, Чеченский государственный педагогический университет, Чеченский государственный университет, Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова.
В работе форума приняли участие заместитель Министра науки и высшего образования РФ М.А. Боровская, заместитель Министра просвещения РФ В.С. Басюк, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки А.А. Музаев, заместитель Президента Российской академии образования И.С. Павлов, руководители департаментов Минобрнауки и Минпросвещения, руководители вузов. Профессиональные сообщества представляли председатель совета по педагогике Российского профессорского собрания В.А. Болотов, председатель Федерального учебно-методического объединения по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» Е.И. Казакова, председатель Ассоциации педагогических вузов, ректор МПГУ А.В. Лубков др. Ректор Герценовского университета, член-корреспондент Российской академии образования С.И. Богданов также принял участие в дискуссиях форума.
В приветственном слове к участникам заместитель Министра науки и высшего образования РФ Марина Боровская отметила актуальность и важность проведения форума в контексте новых вызовов для системы высшего образования.
«Сегодня профессиональному сообществу необходимо своевременно реагировать на новые тренды и тенденции, складывающиеся в стране и мире. Также важно не просто сформулировать проблемы в системе высшего педагогического образования, но и сформулировать их как задачи, приступив к их поэтапному решению», — подчеркнула Марина Александровна.
Заместитель Министра просвещения РФ Виктор Басюк отметил, что на плечах каждого учителя лежит великая миссия – подготовка нового поколения, которое будет создавать будущее страны.
«В настоящее время система образования нацелена на реализацию важнейших государственных задач, которые связаны с развитием страны и процессами модернизации во всех сферах жизни, эволюцией технологий. Современной школе нужны особые учителя, обладающие новаторскими идеями, остро чувствующие потребности времени и способные вывести образование на новый уровень», — заявил Виктор Стефанович.
Ректор Сергей Богданов отмечает, что Герценовский университет формулирует для себя актуальную повестку дня в подготовке учительских кадров не только как важнейшую часть государственной программы, но и как возможность творческого поиска новых проектных решений в рамках перспективной деятельности одного из ведущих отраслевых вузов страны.
Центральное место в повестке занял круглый стол «Стратегические задачи развития педагогического образования в контексте реализации национальных проектов», на котором заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев представил проект «Педагогическое образование 2024». Проект направлен на поэтапное изменение системы педагогического образования и определение в каждом федеральном округе опорных университетов, готовых принять участие в апробации проекта.
Участники Круглого стола отметили, что несоответствие системы педагогического образования современным вызовам и ожиданиям имеет ряд причин, среди которых важнейшим является отсутствие последовательной государственной политики в сфере педагогического образования. «На протяжении двух десятилетий предпринимались попытки модернизации педагогического образования и проектного сопровождения его развития (Программа развития системы непрерывного педагогического образования в России 2001-2010 гг. в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, ее «преемственно дополнила» Программа модернизации педагогического образования (приказ МО РФ от 1.04.2003 №1313), затем в 2014-2017 гг. программа Модернизации педагогического образования). Однако преемственная связь между программами не была обеспечена должным образом», — отмечается в резолюции круглого стола.
Обсудив представленный проект «Педагогическое образование 2024» и весь комплекс проблем, актуальных задач, возможных мероприятий в сфере развития педагогического образования участники круглого стола выразили поддержку представленного Проекта и определили ряд стратегических задач развития педагогического образования до 2024 г:
1. Разработка государственной стратегии развития педагогического образования на период до 2030 гг. и целевой программы развития педагогического образования до 2024 г.
2. Разработка новой модели педагогического образования и федеральных требований к подготовке педагога в современных условиях.
3. Обеспечение проведения ежегодного мониторинга эффективности системы педагогического образования.
4. Формирование единого цифрового образовательного пространства педагогического образования.
5. Обеспечение разработки примерных ОПОП по УГСН «Образование и педагогические науки» на основе успешных практик педагогического образования в соответствии с новыми государственными требованиями.
6. Организация масштабного повышения квалификации ППС, АУП и УВП всех вузов, реализующих программы подготовки педагогических кадров
7. Внедрение системы независимой оценки качества педагогического образования.
8. Проведение комплекса междисциплинарных исследований процесса когнитивного развития, ментального мира, мотиваций и ценностей, психофизиологии современного ребенка и молодежи цифровой эпохи, на базе которых провести необходимое обновление содержания.
9. Создание на базе ведущих педагогических вузов в каждом федеральном округе Ресурсных центров педагогического образования.
По материалам пресс-служб Чеченского государственного педагогического университета и РГПУ им. А.И. Герцена