ОбщийАбитуриентамСтудентамВыпускникамДополнительное образованиеАспирантура и докторантураБиблиотекаСМИ Карта сайтаПоискПочта
Навигация
Анонсы
нет анонсов

Все анонсы »

СМИ о нас
11 октября 2022

Проект «Александрова дорога»: 1 СЕРИЯ. ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ. НАЧАЛО ПУТИ

03 октября 2022

Телеканал 78: «Реальная политика»

Архив »

РГПУ им. А.И. Герцена

Алексей Воронцов: «В моей душе и в сердце горит идея – преобразовывать все, что связано с образованием»

 

1 апреля исполняется 80 лет Алексею Васильевичу Воронцову – Президенту института истории и социальных наук Герценовского университета, доктору философских наук, профессору, Почетному профессору РГПУ им. А.И. Герцена, Заслуженному работнику высшей школы Российской Федерации.

Так совпало, что в этом году у Алексея Васильевича еще одна круглая дата – 55 лет работы в Герценовском университете. Более полувека он посвятил педагогической деятельности.

Кроме того, в этом же году исполняется 30 лет главному детищу Алексея Воронцова – кафедре социологии РГПУ им. А.И. Герцена.

Отвечая на вопросы, Алексей Васильевич – как социолог и философ – начинает анализировать и обобщать, вспоминает историю – страны и свою личную. Он необыкновенно интересный собеседник и удивительный рассказчик. Хотя, удивляться тут нечему. Он – Педагог, Учитель и Наставник для многих поколений герценовцев.

 

Алексей Васильевич, Вас многие воспринимают, как политика (А.В. Воронцов – действительный государственный советник Санкт-Петербурга 1-го класса, был депутатом двух созывов Законодательного Собрания города), но педагогика с Вами на протяжении всей жизни. Когда Вы поняли, что педагогика Ваше призвание?

Еще в детские годы, в 9-м классе, я захотел стать учителем, выбрал эту профессию. У меня был дядя Алексей Трофимович Гнедов, председатель Смоленского облисполкома, в годы войны он был комиссаром партизанского отряда. Однажды он приехал в нашу деревню в глубинке, мы с ним общались, и мама попросила его посоветовать, куда мне поступать. И тогда он сказал: «Куда поступать? В педагогический институт, конечно!» Он сам был педагогом. Это меня во многом стимулировало. Так что у меня, деревенского парнишки, выпускника средней школы, не было сомнений, куда идти учиться. Я чётко и направленно пошел в педагогический институт в Смоленске.

В определенной степени это уже стало семейной традицией. Моей сестре, Раисе Васильевне, уже 90 лет, и она до сих пор не прерывает связь со школой. Моя дочь тоже закончила наш педагогический университет.

 

 

На Ваш взгляд, что самое главное для педагога? Какое качество или, может быть, несколько качеств?

 

Если судить по своему собственному опыту, для меня это – любовь к детям любого возраста. Знаете, я чужих детей люблю так же, как своих. Федор Михайлович Достоевский писал о том, что не может быть счастлив человек, пока он видит слезинку на глазах ребенка. Вот и я не могу быть равнодушным к детским слезам.

Главное качество педагога – любовь к детям и, конечно, любовь к своему делу. Если ты учитель, преподаватель высшей школы, то должен отдать себя, свои силы этому труду. Так мы, послевоенные дети, были воспитаны на примере наших родителей, так нас учили, писали в учебниках, по которым мы учились. Для меня памятны слова Пушкина: «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Эта любовь вызывает желание работать уже на благо новых поколений.

Я часто задумываюсь, почему мы победили в Великой Отечественной войне. Ведь мы не должны были победить, потому что уступали по всем видам вооружений, по численности армии. На гитлеровскую Германию работала вся Европа, а мы все равно победили. Прежде всего, благодаря своей духовности, благодаря коллективизму, благодаря сплоченности народа, дружбе всех наших народов. Именно это и стало основой нашей победы – наша ментальность, наша община, которая формировалась на протяжении многих веков.

И еще позвольте один момент. Сейчас иногда говорят, что советская школа мало давала. Недавно в одной телевизионной программе один довольно известный и крупный ученый рассуждал о том, что школьники в Советском Союзе из истории изучали только историю ВКПБ (Всесоюзной коммунистической партии большевиков) и кроме этого ничего не знали. Это неправда! Я был 10 лет директором библиотеки (А.В. Воронцов работал директором Фундаментальной библиотеки РГПУ им. А.И. Герцена с 2001 по 2011 годы) и изучил все учебники 40-х годов: хотел понять истоки нашей великой Победы. Хочу сказать, что в нашей довоенной школе историю давали в большем объеме, нежели даже сейчас. И рабовладельческий строй, и феодализм, и капитализм…. Мы знали и Платона, и Аристотеля, и Древний Рим, ну и, конечно, свою эпоху. Да, действительно, там без КПСС не обошлось, конечно, и это изучали. То же касается и литературы, нам её давали в значительно большем объеме, чем детям сейчас. Я вижу, что учит моя внучка, которая во втором классе. Я в её возрасте знал намного больше стихотворений: и Некрасова, и Маяковского, и Пушкина. Поэтому говорить, что нас плохо учили, неправильно.

 

 

То есть, Вы считаете, что современная педагогика, по сравнению с советской, изменилась?

 

Это моё личное переживание. Изменилась и здорово. Советская педагогика рассматривала обучение и воспитание как неразрывный процесс. Нас готовили как всесторонне развитых личностей, по всем предметам. Этого сейчас, мне кажется, недостаёт.

В 90-е годы я поехал с делегацией учителей Ленинградской области в Данию, где мы посетили один из лицеев недалеко от Копенгагена. Когда мы вошли в вестибюль, я увидел портрет и окаменел. Встал и стою. Вся делегация пошла дальше, а я все стою и смотрю на портрет. Директор лицея вернулся и говорит: «Да, мистер Воронцов, не удивляйтесь, это ваш Макаренко. У нас вся система воспитания построена на его учении. Он для нас главный педагог». Оказалось, это училище занималось с трудными подростками, как у нас говорят. Вот такая была советская педагогика и так высоко её ценили.

 

Вы стали инициатором преобразования факультета социальных наук в факультет истории и социальных наук, а затем и создания на его базе института истории и социальных наук. Что послужило причиной для таких изменений?

 

В моей душе и в моём сердце всегда горит идея – преобразовывать всё, что связано с образованием.

Когда я стал деканом факультета социальных наук, мы обратили внимание на то, что значение истории в наше время особенно возрастает. Сегодня всё чаще можно наблюдать клевету в адрес нашей истории, нашей памяти, Победы в Великой Отечественной войне, которую уже тоже стали подвергать сомнению. Это связано с тем, что ветераны войны постепенно уходят и сказать правду о войне, особенно в западных странах, становится некому. С каждым годом усиливается фальсификация. Неслучайно свой доклад, посвященный 75-летию Победы, президент России Владимир Путин в значительной степени посвятил как раз разоблачению фальсификаций истории. В этом отношении историческое образование играет очень важную роль. Оно необходимо как часть мировоззренческого, патриотического, воспитания. Кроме того, слово «история» в названии восстанавливало историческую преемственность нового факультета с историческим факультетом ЛГПИ. Поэтому, став деканом, я предложил идею расширения, и её поддержали.

Дальше, в течении пяти лет я работал деканом факультета. Развиваясь, мы достигли серьезных результатов и в научной деятельности, и учебном процессе. По показателям научной работы нашего профессорско-преподавательского состава мы ежегодно занимаем в университете второе-третье место. То же самое можно сказать и о цифрах приёма. Сегодня у нас очень большой конкурс при поступлении.

Как мне показалось, мы стали выходить за рамки факультетской деятельности. И я поставил вопрос о преобразовании факультета в институт, что было горячо поддержано и нашим ректором Сергеем Игоревичем Богдановым и проректором по учебной работе Александрой Гививной Гогоберидзе.

Мы стараемся популяризировать все основные направления нашего развития, нашей работы, где только появляется такая возможность. Я активно занимаюсь общественно-политической деятельностью, был депутатом, сейчас являюсь членом Общественной палаты, в городе меня неплохо знают. Этот фактор я тоже использую, чтобы он работал на институт истории и социальных наук и Герценовский университет в целом. Казалось бы, преобразование факультета в институт – это наше внутреннее дело, но мы ему придали такое серьёзное значение, что об этом писали центральные газеты. Я выступал по радио в нескольких программах. Получилось событие городской важности.

 

У Вас серьезный юбилей, Вы ведете активную общественно-политическую жизнь, педагогическую деятельность, научную работу… Откройте секрет, откуда берутся силы и энергия, чтобы все это успевать?

 

Секрет в труде. Я с малых лет тружусь. Представьте себе, что ребёнок 8-9 лет каждый день ходит в школу в один конец 6,5 километров, или как говорят в деревне – вёрст. Туда и обратно я должен был пройти 13 километров в день. Холод, вьюга, половодье – по любой погоде. Приходишь домой. Думаете, что я сразу бежал делать уроки? Сначала я помогал матери. У нас было большое хозяйство, корова, овцы, куры. Нужно было наносить воду. В течение лета я должен был заготовить дрова, накосить. Когда мама заболела, я косил в колхозе наравне со взрослыми мужиками. Мой портрет даже был в ленинградской газете: я выкосил больше всех взрослых – около 15 гектаров: если собираешь десять копен сена, девять нужно было сдать в колхоз, а десятую можно было брать себе. Это огромнейший труд. Представьте, как приходилось учиться. Ночью! Я спал по 4-5 часов. И когда поступил в институт, помощи тоже было ждать неоткуда, мама-колхозница не могла мне помогать. Я получал повышенную стипендию, разгружал вагоны на вокзале и полностью обеспечивал себя питанием и одеждой. Трудолюбие очень важно.

 

 

Алексей Васильевич, что в ближайших планах, какие события?

 

Я не строю каких-то грандиозных планов. Планы у меня – написать воспоминания. Они у меня все в разрозненном виде, их собралось очень много. Всё остальное – текущая работа. Сейчас для нас главное будет завершить учебный год и начать работу по приёму. Вот это интервью, считайте, – уже начало приёмной кампании этого года!

 

Поздравляем Алексея Васильевича с юбилеем! Желаем крепкого здоровья, талантливых учеников и новых научных открытий! Ура!

 

Последнее изменение: 1 апреля 2021 г. в 13:04:19
Автор: Уланова Юлия Сергеевна
Основные сведения | Структура | Управление | Наука | Образование | Деятельность | Инновации | СМИ | Как нас найти | Работа в университете

Сведения об образовательной организации

Cведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи (информация размещена в соответствии с Приказом Минтруда России от 30.01.2015 № 51н)

Сведения о среднемесячной заработной плате руководителя, его заместителей и главного бухгалтера (информация размещена в соответствии с Постановлением Правительства от 28.12.2016 № 1521)

Противодействие коррупции

 

 

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗРУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Это интересно

   

Онлайн курсы Герценовского университета
Образовательный центр Сириус
 
Новости

Архив »

Политика конфиденциальности
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена © 2024
Связь с администраторомСвязь с администратором