![](/uploads/julanova/images/WhatsApp%20Image%202021-04-01%20at%2010.06.05%281%29.jpeg)
1 апреля исполняется 80 лет Алексею Васильевичу Воронцову – Президенту института истории и социальных наук Герценовского университета, доктору философских наук, профессору, Почетному профессору РГПУ им. А.И. Герцена, Заслуженному работнику высшей школы Российской Федерации.
Так совпало, что в этом году у Алексея Васильевича еще одна круглая дата – 55 лет работы в Герценовском университете. Более полувека он посвятил педагогической деятельности.
Кроме того, в этом же году исполняется 30 лет главному детищу Алексея Воронцова – кафедре социологии РГПУ им. А.И. Герцена.
Отвечая на вопросы, Алексей Васильевич – как социолог и философ – начинает анализировать и обобщать, вспоминает историю – страны и свою личную. Он необыкновенно интересный собеседник и удивительный рассказчик. Хотя, удивляться тут нечему. Он – Педагог, Учитель и Наставник для многих поколений герценовцев.
Алексей Васильевич, Вас многие воспринимают, как политика (А.В. Воронцов – действительный государственный советник Санкт-Петербурга 1-го класса, был депутатом двух созывов Законодательного Собрания города), но педагогика с Вами на протяжении всей жизни. Когда Вы поняли, что педагогика Ваше призвание?
Еще в детские годы, в 9-м классе, я захотел стать учителем, выбрал эту профессию. У меня был дядя Алексей Трофимович Гнедов, председатель Смоленского облисполкома, в годы войны он был комиссаром партизанского отряда. Однажды он приехал в нашу деревню в глубинке, мы с ним общались, и мама попросила его посоветовать, куда мне поступать. И тогда он сказал: «Куда поступать? В педагогический институт, конечно!» Он сам был педагогом. Это меня во многом стимулировало. Так что у меня, деревенского парнишки, выпускника средней школы, не было сомнений, куда идти учиться. Я чётко и направленно пошел в педагогический институт в Смоленске.
В определенной степени это уже стало семейной традицией. Моей сестре, Раисе Васильевне, уже 90 лет, и она до сих пор не прерывает связь со школой. Моя дочь тоже закончила наш педагогический университет.
![](/uploads/julanova/images/38762.jpg)
На Ваш взгляд, что самое главное для педагога? Какое качество или, может быть, несколько качеств?
Если судить по своему собственному опыту, для меня это – любовь к детям любого возраста. Знаете, я чужих детей люблю так же, как своих. Федор Михайлович Достоевский писал о том, что не может быть счастлив человек, пока он видит слезинку на глазах ребенка. Вот и я не могу быть равнодушным к детским слезам.
Главное качество педагога – любовь к детям и, конечно, любовь к своему делу. Если ты учитель, преподаватель высшей школы, то должен отдать себя, свои силы этому труду. Так мы, послевоенные дети, были воспитаны на примере наших родителей, так нас учили, писали в учебниках, по которым мы учились. Для меня памятны слова Пушкина: «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Эта любовь вызывает желание работать уже на благо новых поколений.
Я часто задумываюсь, почему мы победили в Великой Отечественной войне. Ведь мы не должны были победить, потому что уступали по всем видам вооружений, по численности армии. На гитлеровскую Германию работала вся Европа, а мы все равно победили. Прежде всего, благодаря своей духовности, благодаря коллективизму, благодаря сплоченности народа, дружбе всех наших народов. Именно это и стало основой нашей победы – наша ментальность, наша община, которая формировалась на протяжении многих веков.
И еще позвольте один момент. Сейчас иногда говорят, что советская школа мало давала. Недавно в одной телевизионной программе один довольно известный и крупный ученый рассуждал о том, что школьники в Советском Союзе из истории изучали только историю ВКПБ (Всесоюзной коммунистической партии большевиков) и кроме этого ничего не знали. Это неправда! Я был 10 лет директором библиотеки (А.В. Воронцов работал директором Фундаментальной библиотеки РГПУ им. А.И. Герцена с 2001 по 2011 годы) и изучил все учебники 40-х годов: хотел понять истоки нашей великой Победы. Хочу сказать, что в нашей довоенной школе историю давали в большем объеме, нежели даже сейчас. И рабовладельческий строй, и феодализм, и капитализм…. Мы знали и Платона, и Аристотеля, и Древний Рим, ну и, конечно, свою эпоху. Да, действительно, там без КПСС не обошлось, конечно, и это изучали. То же касается и литературы, нам её давали в значительно большем объеме, чем детям сейчас. Я вижу, что учит моя внучка, которая во втором классе. Я в её возрасте знал намного больше стихотворений: и Некрасова, и Маяковского, и Пушкина. Поэтому говорить, что нас плохо учили, неправильно.
![](/uploads/julanova/images/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%202%20%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%BE%D0%B2%20%281%29.jpg)
То есть, Вы считаете, что современная педагогика, по сравнению с советской, изменилась?
Это моё личное переживание. Изменилась и здорово. Советская педагогика рассматривала обучение и воспитание как неразрывный процесс. Нас готовили как всесторонне развитых личностей, по всем предметам. Этого сейчас, мне кажется, недостаёт.
В 90-е годы я поехал с делегацией учителей Ленинградской области в Данию, где мы посетили один из лицеев недалеко от Копенгагена. Когда мы вошли в вестибюль, я увидел портрет и окаменел. Встал и стою. Вся делегация пошла дальше, а я все стою и смотрю на портрет. Директор лицея вернулся и говорит: «Да, мистер Воронцов, не удивляйтесь, это ваш Макаренко. У нас вся система воспитания построена на его учении. Он для нас главный педагог». Оказалось, это училище занималось с трудными подростками, как у нас говорят. Вот такая была советская педагогика и так высоко её ценили.
Вы стали инициатором преобразования факультета социальных наук в факультет истории и социальных наук, а затем и создания на его базе института истории и социальных наук. Что послужило причиной для таких изменений?
В моей душе и в моём сердце всегда горит идея – преобразовывать всё, что связано с образованием.
Когда я стал деканом факультета социальных наук, мы обратили внимание на то, что значение истории в наше время особенно возрастает. Сегодня всё чаще можно наблюдать клевету в адрес нашей истории, нашей памяти, Победы в Великой Отечественной войне, которую уже тоже стали подвергать сомнению. Это связано с тем, что ветераны войны постепенно уходят и сказать правду о войне, особенно в западных странах, становится некому. С каждым годом усиливается фальсификация. Неслучайно свой доклад, посвященный 75-летию Победы, президент России Владимир Путин в значительной степени посвятил как раз разоблачению фальсификаций истории. В этом отношении историческое образование играет очень важную роль. Оно необходимо как часть мировоззренческого, патриотического, воспитания. Кроме того, слово «история» в названии восстанавливало историческую преемственность нового факультета с историческим факультетом ЛГПИ. Поэтому, став деканом, я предложил идею расширения, и её поддержали.
Дальше, в течении пяти лет я работал деканом факультета. Развиваясь, мы достигли серьезных результатов и в научной деятельности, и учебном процессе. По показателям научной работы нашего профессорско-преподавательского состава мы ежегодно занимаем в университете второе-третье место. То же самое можно сказать и о цифрах приёма. Сегодня у нас очень большой конкурс при поступлении.
Как мне показалось, мы стали выходить за рамки факультетской деятельности. И я поставил вопрос о преобразовании факультета в институт, что было горячо поддержано и нашим ректором Сергеем Игоревичем Богдановым и проректором по учебной работе Александрой Гививной Гогоберидзе.
Мы стараемся популяризировать все основные направления нашего развития, нашей работы, где только появляется такая возможность. Я активно занимаюсь общественно-политической деятельностью, был депутатом, сейчас являюсь членом Общественной палаты, в городе меня неплохо знают. Этот фактор я тоже использую, чтобы он работал на институт истории и социальных наук и Герценовский университет в целом. Казалось бы, преобразование факультета в институт – это наше внутреннее дело, но мы ему придали такое серьёзное значение, что об этом писали центральные газеты. Я выступал по радио в нескольких программах. Получилось событие городской важности.
У Вас серьезный юбилей, Вы ведете активную общественно-политическую жизнь, педагогическую деятельность, научную работу… Откройте секрет, откуда берутся силы и энергия, чтобы все это успевать?
Секрет в труде. Я с малых лет тружусь. Представьте себе, что ребёнок 8-9 лет каждый день ходит в школу в один конец 6,5 километров, или как говорят в деревне – вёрст. Туда и обратно я должен был пройти 13 километров в день. Холод, вьюга, половодье – по любой погоде. Приходишь домой. Думаете, что я сразу бежал делать уроки? Сначала я помогал матери. У нас было большое хозяйство, корова, овцы, куры. Нужно было наносить воду. В течение лета я должен был заготовить дрова, накосить. Когда мама заболела, я косил в колхозе наравне со взрослыми мужиками. Мой портрет даже был в ленинградской газете: я выкосил больше всех взрослых – около 15 гектаров: если собираешь десять копен сена, девять нужно было сдать в колхоз, а десятую можно было брать себе. Это огромнейший труд. Представьте, как приходилось учиться. Ночью! Я спал по 4-5 часов. И когда поступил в институт, помощи тоже было ждать неоткуда, мама-колхозница не могла мне помогать. Я получал повышенную стипендию, разгружал вагоны на вокзале и полностью обеспечивал себя питанием и одеждой. Трудолюбие очень важно.
![](/uploads/julanova/images/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%BE%D0%B2%209%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81.jpg)
Алексей Васильевич, что в ближайших планах, какие события?
Я не строю каких-то грандиозных планов. Планы у меня – написать воспоминания. Они у меня все в разрозненном виде, их собралось очень много. Всё остальное – текущая работа. Сейчас для нас главное будет завершить учебный год и начать работу по приёму. Вот это интервью, считайте, – уже начало приёмной кампании этого года!
Поздравляем Алексея Васильевича с юбилеем! Желаем крепкого здоровья, талантливых учеников и новых научных открытий! Ура!
![](/uploads/julanova/images/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9-%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%BE%D0%B2-%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1%D1%8B-%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%A1%D0%B0.jpg)