В РГПУ им. А.И. Герцена состоялись дискуссионные площадки, круглые столы и мастер-классы Дня науки и практики в рамках Х Петербургского международного образовательного форума.
На круглом столе «Профессиональное волонтерство в образовании: пути развития», который провела начальник управления развитием воспитательной деятельности Раиса Умяровна Богданова, были рассмотрены вопросы создания воспитывающей среды в образовательных организациях и организациях детского отдыха и оздоровления посредством включения в профессиональную волонтерскую деятельность студентов-вожатых. Особое внимание было уделено вопросам взаимодействия студентов-вожатых и педагогов образовательных организаций, а также профессиональному сопровождению их деятельности по реализации программ Российского движения школьников.
В рамах Петербургского Международного образовательного форму – 2019, площадкой для проведения, которого стал Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, был проведен круглый стол, посвященный вопросам профессионального волонтерства в образовании.
Участниками круглого стола стали: руководители образовательных организаций и организаций детского отдыха и оздоровления, педагоги – организаторы, кураторы Российского движения школьников, сотрудники ОКЦ, студенты вожатые педагогических отрядов, представители объединения «Волонтеры Серебряного возраста», руководитель направления «Студенческие педагогические отряды» Санкт-Петербургского регионального отделения Молодёжной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды».
Силами сотрудников управления развитием воспитательной деятельности, ОКЦ СЗФО, обучающихся Герценовского университета был подготовлен коллективный доклад, в котором были раскрыты следующие вопросы: профессиональное волонтерство, возможности педагогических отрядов вуза для создания воспитывающей среды в образовательных организациях, подготовка педагогических кадров к созданию воспитывающей среды, опыт педагогических отрядов РГПУ им. А. И. Герцена в организации деятельности в школе. Участники круглого стола имели возможность высказать свои мнения посредством участия в онлайн-анкетировании, посвященного теме деятельности студенческого педагогического отряда в школе. Анкетирование было произведено с помощью современных технологий, что позволило сразу же увидеть высказанные мнения по обсуждаемым вопросам и начать их обсуждение.
Так, результаты опроса показали, что все участники круглого стола относятся положительно к тому, что студенческие педагогические отряды будут работать в школе и участвовать в создании в ней воспитывающей среды. Оптимальной численностью педагогического отряда для работы в школе является 5-7 человек. Школа может мотивировать студентов (членов педагогических отрядов) к деятельности в школе через приобретение опыта, дальнейшее трудоустройство, различные поощрения, хорошее отношение. По мнению участников, наиболее удачным для организации деятельности студенческого педагогического отряда в школе будет формат «шефства одного отряда над одной школой».
Респонденты считают, что вариантами взаимодействия педагогического отряда со школой могут быть систематическая работа с конкретным детским объединением в течение всего учебного года и работа по реализации конкретного проекта (от замысла до реализации). В качестве видов деятельности педагогического отряда в школе по направлению «Личностное развитие» выделены: проведение игр, тренингов, тематических мероприятий. По направлению «Гражданская активность»: проектная деятельность, акции, выходы с добрыми делами куда-либо, формирование добровольческих отрядов, школа волонтёра, проведение благотворительных акций, формирование патрулей и работа с ЮИД, благоустройство школы. По направлению «Военно-патриотическое направление»: массовые мероприятия, акции, встречи просветительская работа, поисковое движение, концерты, проводить теоретические и практические интерактивные занятия исторической направленности, по начально-военной подготовке, используя нестандартные формы взаимодействия. По другим направлениям вне деятельности Российского движения школьников: взаимодействие с другими школами в других городах России, помощь в организации досуга учащихся, работа с трудным классом, открывать проблемы интернета, булинга, и другие и искать совместные решения.
По мнению участников круглого стола, содержание взаимодействия педагогического отряда с педагогом-организатором в школе состоит из: совместно проведенных мероприятий, разработке общих готовых планов, совместной работе.
К основным препятствиям в осуществлении деятельности педагогических отрядов в школе отнесли: неготовность работников школы, занятость студентов, расписание учебного процесса, нецелесообразность, бесполезность предлагаемого содержания деятельности от студентов.
Как отметили участники, подготовкой студенческих педагогических отрядов необходимо заниматься как сотрудникам вуза/ссуза, представителям организации, принимающей педагогический отряд (школы, УДО), так и представители школы. Радостной новостью стало то, что большинство школ, среди которых школа № 509 Красносельского района, школа № 554 Приморского района, готовы стать площадкой для работы студенческих педагогических отрядов.
Всего в работе круглого стола приняли участие 58 человек, среди которых были сотрудники ОКЦ, руководители, учителя образовательных организаций и организаций детского отдыха и оздоровления, студенты вожатые педагогических отрядов. Также в день проведения круглого стола была организована онлайн трансляция.