История кафедры
История старейшей методической кафедры РГПУ им. А.И. Герцена начиналась в 1920-х годах в стенах Третьего педагогического института. В 1944 г. на историческом факультете ЛГПИ им. А.И. Герцена вновь воссоздаётся кафедра методики преподавания истории и Конституции СССР (с 1960 г. – кафедра методики преподавания истории и обществоведения).
У истоков кафедры стояли ученые, которые сочетали интерес к проблемам методики преподавания истории с проведением глубоких научных исследований в области истории: Н.А. Рожков, А.Е. Кудрявцев, В.Н. Бернадский, Н.В. Андреевская и др. Им принадлежат большие заслуги в становлении школьного исторического образования в СССР, методики обучения истории как науки и учебной дисциплины в педагогическом вузе.
Ещё в 1944 году при кафедре открывается аспирантура. В ней готовились специалисты по методике для нашей страны и для зарубежных стран. С тех пор, более чем за 70 лет, сменилось не одно поколение сотрудников кафедры, но сохраняется уникальная (для методических кафедр) традиция: и в наши дни все преподаватели кафедры – это представители ленинградской (санкт-петербургской) научной методической школы. В 90-х годах ХХ века при кафедре была создана первая в стране магистратура по методике обучения истории, а затем кафедра начала подготовку магистрантов по обществоведческому и краеведческому образованию.
Во все времена кафедра занимала одно из ведущих мест в стране по разработке проблем методической подготовки учителей истории и обществоведения. В советское время сотрудники кафедры неоднократно (в 40-70-е годы ХХ в.) разрабатывали государственные программы методической подготовки учителей истории и обществоведения, а также создавали учебники по методике для педагогических вузов страны (Н.В. Андреевская, В.Н. Бернадский, А.В. Дружкова, С.А. Ежова, И.М. Лебедева, Н.А. Сырейщикова и др.). Это направление работы сохраняется и в наши дни. С 90-х годов ХХ века сотрудники кафедры являются авторами учебных программ по методике обучения истории и обществознанию для систем бакалавриата и магистртатуры (В.В. Барабанов, Д.В. Кузин, Н.Н. Лазукова, О.Б. Соболева, О.В. Иванов, Л.В. Искровская и др.), а также создателями нового поколения школьных учебников по истории, обществознанию и историческому краеведению, учебных пособий по методике обучения истории для ВУЗов.
Основные направления научной и образовательной деятельности кафедры
– методика обучения истории в школе и ВУЗе, история методической мысли в России, историческое образование в нашей стране и за рубежом, современные информационные технологии в обучении истории, развивающее обучение истории, история исторического образования;
– методика обучения обществознанию в школе, обществоведческое образование в нашей стране и за рубежом, история обществоведческого образования, проблемы общественного сознания школьников и пути его формирования;
– историческое краеведение, локальная и региональная история, история и культура Санкт-Петербурга, музейно-экскурсионная деятельность, методика преподавания историко-краеведческих дисциплин в школе, изучение современного Петербурга.
Кафедра участвует в работе факультетов управления, географии, Института народов Севера и Подготовительного отделения университета.
Кафедра является ведущей на факультете в области подготовки кадров для средней школы и имеет тесные контакты с общеобразовательными учреждениями города (О.Б. Соболева, О.В. Иванов, А.Р. Демидова), Академией постдипломного педагогического образования (СПб АППО) (Л.В. Искровская), Ленинградским областным институтом развития образования (ЛОИРО) (О.В. Иванов). Ряд преподавателей кафедры, аспиранты, магистранты работают учителями в школах города и области. В рамках работы Подготовительного отделения (В.Ю. Орляновский), Предметных комиссий по истории (Л.В. Искровская) и обществознанию (О.Б. Соболева) члены кафедры осуществляют деятельность по подготовке абитуриентов к сдаче ЕГЭ по обществознанию и истории.
На кафедре активно работает Студенческое Научное Общество (СНО), в рамках которого проходят систематические встречи с замечательными людьми С.-Петербурга и России (академическими историками, методистами-историками, краеведами, представителями туристических фирм, издателями, известными учителями); экскурсии в различные районы города, пригороды Санкт-Петербурга, исторические места Ленинградской области и ближайших регионов России.