ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ
История кафедры психологии начинается с 1925 года. Кафедра была основана на педологическом отделении ЛГПИ им. А.И. Герцена под названием «Психология, педология и методика педологического обследования». Создание этой кафедры связано с именем известного отечественного педагога, психолога профессора М. Я. Басова.
В разные периоды своего развития кафедра занималась разработкой различных проблем теоретической и прикладной психологии. С 1925 по 1945 годы велась разработка методологических и методических основ психологии. С 1925 по 1929 годы заведует педологическим отделением и руководит этой кафедрой профессор М. Я. Басов. В 1929 году была создана отдельная кафедра общей психологии, в таком статусе она сохранялась до 1997 года.
В период с 1929 по 1931 год возглавлял кафедру профессор А. П. Болтунов. Помимо преподавания психологии для будущих учителей, усилия сотрудников кафедры были направлены на методическое обеспечение учебного процесса и исследование актуальных проблем экспериментальной и педологической психологии.
С 1931 по 1941 год кафедрой заведовал профессор С. Л. Рубинштейн. Основные направления работы кафедры — это разработка методологических и методических проблем общей, экспериментальной, педагогической психологии и педологии.
С 1945 по 1987 год на кафедре велась разработка проблем педагогической психологии и психологии труда учителя. С 1945 по 1961 год кафедрой заведовал профессор М. Н. Шардаков. Основные исследования кафедры посвящены проблемам психологии развития и обучения школьников.
С 1961 по 1964 год кафедрой руководил профессор А. Г. Ковалев. Общая проблема, над которой работает кафедра, — развитие познавательной активности и самостоятельности личности школьника.
С 1964 по 1987 год кафедру возглавляет профессор А. И. Щербаков. В этот период ведутся исследования в области педагогической психологии, изучаются проблемы развития школьников в условиях управления процессом обучения, разрабатываются методы использования технических средств обучения, проводятся исследования по психологии дошкольника
С 1987 года по настоящее время кафедра ведет подготовку практических психологов и участвует в развитии многоуровневого психологического образования.
С 1987 по 1991 год кафедрой заведует В. Н. Панферов. В эти годы стало особенно заметно усиление прикладной направленности работы кафедры: активно исследуются проблемы прикладной и социальной психологии, психологии профессиональной деятельности учителя, психологические проблемы профориентации школьников и развития их личности. Проводится подготовка по специальности «Практический психолог народного образования» с 1991 года на факультете биологии, с 1993 года — через Институт повышения квалификации РГПУ им. А. Н. Герцена.
С 1991 по 2010 год кафедрой заведовала профессор Л.А. Регуш. Основные направления работы кафедры – психическое развитие человека в социокультурном контексте, психологическое образование педагога, психологическое сопровождение развития человека в образовании. В 1997 году в структуре РГПУ произошли преобразования. Решением Ученого совета университета от 13 августа, согласно приказу № 1717, с 1 сентября был открыт психологи-педагогический факультет. Кафедра органично вошла в его состав и стала называться кафедрой возрастной и педагогической психологии. В 2001 году, согласно решению Ученого совета университета, приказом № 5999 от 14 декабря кафедра с 1 декабря получила название, в большей мере отражающее содержание учебной и научной работы, — кафедра психологии развития и образования.
С 2010 по 2018 год кафедрой заведовал профессор В. В. Семикин. В этот период исследуются проблемы развития человека в процессе обучения, преемственности традиций психологической науки в образовании, обеспечения психологического сопровождения участников образовательного процесса.
С 2018 года кафедрой руководит доктор психологических наук, профессор Е. Б. Лактионова. Основные исследования кафедры посвящены проблемам психологического благополучия субъектов образования, психологической безопасности образовательной среды. Изучаются специфика психического развития учащихся в современной информационной среде, личностные ресурсы благополучия человека на разных этапах онтогенеза.
С многолетней историей кафедры можно ознакомится в книге
Игнатенко М. С., Регуш Л. А. Первая психологическая кафедра в России: история и современность Учебное пособие. СПБ, Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003, 161 с.