Гусева Юлия Евгеньевна
Доцент кафедры психологии человека, кандидат психологических наук, доцент
Стаж работы общий / по специальности: 16 лет / 16 лет
E-mail: Julia_guseva@mail.ru
Часы приёма: суббота 18.30 - 19.30 (институт музыки, театра и хореографии: пер. Каховского, д. 2).
Научные интересы: психология массовых коммуникаций и рекламы, психология гендерных отношений.
Научные публикации:
I. Монографии, учебные пособии, научно-популярные издания:
- Женский Петербург: опыт историко-краеведческого путеводителя. СПб.: Алетейя. 2004. (в соавторстве с Юкиной И.И.).
- Психология массовых коммуникаций. Учебно-методическое пособие. - Спб.: Изд-во АНО ИПП, 2008. – 117 с.
- Нежные мальчики, сильные девочки. Воспитание, свободное от гендерных стереотипов. СПб.: Вектор, 2015.
- Эти непонятные дети. М.: Городец, 2016.
- Нежные мальчики, сильные девочки. Воспитание, свободное от гендерных стереотипов. Mauritius. International Book Market Service Ltd. Другое Решение, 2017.
II. Учебные программы:
- Женская журналистика – специфика деятельности и аудитории. Программа и методические указания по курсу. /Сост. Гусева Ю.Е. СПб.: НИЯК, 2000. 8 с.
- Социальная психология массовых коммуникаций // Социальная психология. Сборник программ учебных дисциплин. / В.Н. Панферов, И. С. Клецина. С-Пб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. С. 77-83.
- Основы гендерных знаний // Авторские учебные программы. М.: «Проспект», 2004. С. 142-207. (в соавторстве с Кашиной М.А., Клециной И.С., Мелешко Т.А., Рабжаевой М.В., Юкиной И.И.).
III. Методические разработки:
- Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. Спб.: Питер, 2003. С. 85-90; С. 153-163; С. 369-381.
- Гендерная психология. Практикум. 2-е издание / Под ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер, 2009. С. 45-49; 96-119; С. 236-246; С. 401-414.
- Практикум по социальной психологии. – СПб: Питер, 2008. – С. 10-13; С. 19-23; С. 31-38; С. 84-90.
IV. Научные статьи, тезисы:
- Образы женщин в современных женских журналах // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Тезисы докладов межвузовской научной конференции, СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1999. С.66-68.
- Социально-психологические характеристики женщин, транслируемые женскими журналами // Женщина в мире мужской культуры: путь к себе. Материалы международной научной конференции 15-17 июля 1999г. С-Пб, 1999. С.28-30.
- Женщина на страницах женских изданий (обзор журнальной прессы) // Российские женщины в ХХ столетии: опыт эпох. Энциклопедия. CD диск. М., 1999.
- Дуализм образа мужчины в популярных журналах: брутальный супермен и/или инфантильный муж // Гендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы. Материалы международной научной конференции. Иваново, 15-16 сентября 2000 г. Часть II. Социология, политология, юриспруденция, экономика. Иваново: Издат. центр «Юнона», 2000. С.79-83.
- Гендерные представления дошкольников: продукт семейного воспитания // Вестник студенческого научного общества РГПУ им. А.И. Герцена: Сборник лучших научных работ 1999-2000 гг. Вып. 2. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. С. 50-54.
- Гендерные представления как социокультурный феномен // Российские женщины и европейская культура: Материалы V конференции, посвященной теории и истории женского движения. СПб.: Изд-во С-Петербургского философского общества, 2001. С. 235-238.
- Формирование гендерных представлений и полоролевого поведения у дошкольников в семье и детском саду // Гендерные проблемы в современном обществознании. Материалы первой межвузовской студенческой конференции. СПб.: СЗАГС, НИЯК, 2001. С.141-146.
- Символьно-культурный компонент гендерных представлений // Гендерные проблемы в современном обществознании. Материалы первой межвузовской студенческой конференции. СПб.: СЗАГС, НИЯК, 2001. С. 34-45.
- Гендерные представления студентов // Гендерные отношения в современном российском обществе. Материалы второй межвузовской студенческой конференции. СПб.: СЗАГС, НИЯК, 2002. С. 69-85.
- Гендерный аспект журнальной политики: отражение реальности или насаждение традиционных патриархатных воззрений? // Гендерные отношения в современном российском обществе. Материалы второй межвузовской студенческой конференции. СПб.: Политехника, 2002. С. 155-158.
- Опыт конструирования гендерно-нейтральной среды в ДОУ // Управление образованием: опыт, проблемы, тенденции. Сб. материалов межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию ФПК и ППРО МГПИ: В 3-х т. Мурманск: МГПИ, 2002. Т. I. С. 100-102.
- Влияние социально-исторических изменений в обществе на трансформацию гендерных представлений в популярной прессе // Седьмая Санкт-Петербургская Ассамблея молодых ученых и специалистов. СПб.: Изд-во С-Петербургского ун-та, 2002. С. 15.
- Женщина-политик на страницах популярных изданий // Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи. Тезисы межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов 14-15 февраля 2002 г. СПб, 2002. С.74-75.
- Динамика репрезентации образа женщины-политика в женских журналах // Гендерные исследования и гендерное образование в высшей школе. Материалы международной научной конференции. Иваново, 23-25 июня 2002 г. Иваново.: Изд-во «Ивановский государственный университет», 2002. С. 115-120; // Женский дискурс в литературном процессе России конца ХХ века. CD диск. М, 2002.
- Woman-politician on the pages popular women’s magazines // Women’s Strategies and Politics in Transition. Dialogue across the East-West Divide: Seminar report (St. Petersburg, May 2000)/ vol. 4 / Editorial board I. Yukina, A. Saarinen, E. Kudriashova. Arkhangelsk: Pomor state university, 2003. P. 38-47. (0,5 п.л.).
- Расширение гендерного сознания студентов как необходимый компонент профессиональной подготовки // Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи. Тезисы межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов 13-14 февраля 2003 г. СПб, 2003. С.25-26.
- Политическая активность женщин и ее отражение в популярных журналах // Интегративный подход в психологии: Сб. научных статей. С-Пб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. С. 252-265.
- Повышение гендерной чувствительности с помощью интерактивных методов обучения // Гендерное образование в системе высшей и средней школы: состояние и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. Иваново, 24-25 июня 2003 г. Иваново: Ив ГУ, 2003. С. 24-27.
- К вопросу о проблеме изучения гендерных представлений в прессе методом контент-анализа // Психология человека: Интегративный подход в психологии: Сборник трудов. С-Пб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. Вып 2. С. 28-34.
- Влияние гендерного просвещения на соотношение реального и идеального компонентов в структуре гендерных представлений личности // XXXII Неделя науки СПбГПУ. Материалы межвузовской научно-технической конференции. 24-29 ноября 2003 г. Часть IX. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. С. 15-17 (в соавторстве с Голик М.)
- Соотношение субъективной и объективной рекламозависимости у потребителей // XXXII Неделя науки СПбГПУ. Материалы межвузовской научно-технической конференции. 24-29 ноября 2003 г. Часть IX. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. С. 31-33 (в соавторстве с Зайцевой Н.)
- Использование приема многозначности в рекламных текстах // XXXII Неделя науки СПбГПУ. Материалы межвузовской научно-технической конференции. 24-29 ноября 2003 г. Часть IX. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. С. 33-35 (в соавторстве с Гусевой К.)
- Политика «нового быта» СССР // Вариации на тему гендера. Материалы III межвузовской конференции молодых исследователей «Гендерные отношения в российском обществе» / Отв. ред. Т.А. Мелешко, М.В. Рабжаева. – СПб.: Алетейя, 2004. С. 172-180.
- Мужская инфантильность в семье: юридические причины // «Мужское» в культурном контексте города. Материалы научной конференции (СПб., 22-24 апреля 2004 г.). М.- СПб., 2004. С. 17.
- Миф о женщине в прессе // Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи. Материалы межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. С. 4-6.
- Раздельное по полу обучение: усиление половой дифференциации или создание «нового типа» людей // Лидерство. Гендерные перспективы. Труды первой международной конференции. Санкт-Петербург, 27-28 октября 2003 г. Под ред. Л. А. Герасимовой. - Санкт-Петербург. СПбГУ ИТМО. 2004. С. 119-121.
- Представленность гендерной проблематики в популярной советской прессе начала 1920-х – середины 1930-х годов // Вестник Поморского университета. Серия «Физиологические и психологические науки». 2006. № 3. С. 7-11.
- Гендерные представления: к вопросу о дефиниции // Гендерные практики: описание рефлексия, интерпретация. Материалы V Международной конференции молодых исследователей "Гендерные практики: традиции и инновации" (10-12 ноября 2005 года) / Отв. ред. Т. А. Мелешко, И. И. Юкина. - СПб., 2007. С. 52-58.
- Кукла Барби: pro et contra (к постановке проблемы) // В тени тела / Под ред. Н.Нартовой, Е.Омельченко. – Ульяновск: Издательство Ульяновского государственного университета, 2008. – 208 с.
- Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского как методологическая основа гендерной проблематики в социальной психологии // Психология и педагогика в инновационных процессах современного образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 210-летию Герценовского университета и 10-летию психолого-педагогического факультета. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – С. 567-569.
- Гендерные представления советского периода: формирование нового стереотипа фемининности // Стереотипы и национальные системы ценностей в межкультурной коммуникации: Сб. статей. Выпуск 1 / Под ред. В. Вайдурова, А. Киклевича. – СПб.-Ольштын: Изд-во Невского ин-та языка и культуры, 2009. - С. 220-225.
- Семейная политика России: гендерные дискриминационные практики // Всероссийский форум «Дом семьи – Россия! Пути формирования и укрепления родственных отношений в семье, доме, стране» сборник. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – С. 36.
- Равенство в системе гендерных представлений (на примере женской прессы ХХ века) // Женская история и современные гендерные роли: переосмысливая прошлое, задумываясь о будущем: Материалы третьей международной конференции РАИЖИ, 1-3 ноября 2010 г., Череповец. – М.: ИЭА РАН, 2010. Том. 1. – С. 364-371.
- Особенности социализации мальчиков и девочек в процессе раздельного по полу обучения // Власть, семья, этнос: гендерные роли в XXI веке. Материалы Международного общественного и научного форума (28-30 ноября 2010 г., Москва). - М: ИЭА РАН, 2010. - С. 61-65.
- Однородный по полу школьный коллектив как институт социализации // Психология в педагогической деятельности: традиции и инновации. Материалы международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2010. – С. 144-148.
- Гендерные представления родителей // Психологическое здоровье личности: теория и практика: сборник научных трудов по материалам I Всероссийской научно-практической конференции. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014, - С. 240-243.
- Гендерно-маркированная деятельность ребенка в дошкольных образовательных организациях // Детский сад: теория и практика. 2015. - № 1 (49). - С. 46-55.
- Особенности включения в образовательный процесс детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в среде Монтессори // Детский сад: теория и практика. 2015. № 2 (50). С. 106-112.
- Выученная беспомощность и ее формирование у детей: гендерный аспект // Детский сад: теория и практика. 2015. - № 7. (56) - С. 34-43.
- Специфика общения с юношами и девушками выпускников закрытой школы для мальчиков // «Психология XXI века: российская психология в контексте мировой науки». Материалы международной научной конференции молодых ученых. Спб: Скифия-принт. - С. 302-303 (в соавторстве с Гриневой В.П.).
- Ситуации сравнения детей между собой в процессе обучения и воспитания: гендерный аспект // Детский сад: теория и практика. 2016. № 2 (62). С. 104-112.
- Опыт обучения в однородном по полу коллективе // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: материалы всероссийской научно-практической конференции. СПб.: НИЦ АРТ, 2016. С. 332-338. (в соавторстве с Гриневой В.П.).
- Образовательные программы гендерной и псевдогендерной направленности: поддержка разнообразия детства // Детский сад: теория и практика. 2016. - № 4. (64) - С. 102-112.
- Опыт обучения в однородном по полу коллективе // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: материалы всероссийской научно-практической конференции. СПб.: НИЦ АРТ, 2016. С. 332-338 (в соавторстве с Гриневой В.П.).
- Особенности взаимодействия с юношами выпускников однородного по полу закрытого учебного заведения // Мужское и женское: сотрудничество и конфронтация Сборник научных трудов Международной научной конференции. Под редакцией В.Е. Быданова, Н.А. Вахнина, О.А. Штайн. 2016. С. 90-95 (в соавторстве с Гриневой В.П.).
- Полодифференцированное школьное образование: мифы и реалии // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (12-14 апреля, Санкт-Петербург) / Под ред. Е.Ю. Коржовой, А.В. Микляевой. В 2-х частях. Часть 2. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. С. 395-401 (в соавторстве с Гриневой В.П.).
- Раздельное обучение: мифы и реалии // Директор школы. 2017. № 6 С. 62-68.
Данные публикационной активности:
Число публикаций в РИНЦ: 33
Число цитирований из публикаций, входящих в РИНЦ: 195
Индекс Хирша по публикациям в РИНЦ: 4
Награды:
2016 – литературная премия «Бегущая по волнам». Номинация нон-фикшен «За фантастически-современный подход к воспитанию» (за книгу «Нежные мальчики, сильные девочки. Воспитание, свободное от гендерных стереотипов». СПб.: Вектор, 2015.).
2016 - диплом I степени на I Международном конкурсе «Лучшая книга по психологии» в номинации «Лучшее научно-популярное издание» (за книгу «Нежные мальчики, сильные девочки. Воспитание, свободное от гендерных стереотипов». СПб.: Вектор, 2015.).
2005 – золотая медаль правительства Российской Федерации на конкурсе «лучшие ВУЗы России». Проект «Женский Петербург»;
2004 – лауреат Первого конкурса образовательных программ по внедрению гендерного подхода в систему повышения квалификации и профессиональной подготовки государственных служащих;
2003 – стипендия Президента Российской Федерации;
1999 – стипендия Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в учебной и научной деятельности.
Проекты:
2003 – грант Министерства образования России для поддержки научно-исследовательской работы аспирантов;
2002 – победитель Санкт-Петербургского конкурса персональных грантов для студентов, аспирантов и молодых ученых;
2001 – победитель Санкт-Петербургского конкурса персональных грантов для студентов, аспирантов и молодых ученых;
2000 – победитель Санкт-Петербургского конкурса персональных грантов для студентов, аспирантов и молодых ученых.
Повышение квалификации:
2017 - "Коучинговый подход для результативного образования в рамках ФГОС" (он-лайн курс, онлайн-школа "Фоксфорд").
2017 - "Медицинские и психологические аспекты синдрома нарушения внимания и гиперактивности (диагностика, лечение и психологическая коррекция минимальных мозговых дисфункций)" (семинар, Институт практической психологии «Иматон»).
2017 - Проектирование фонда оценочных средств основной профессиональной образовательной программы высшего образования" (программа повышения квалификации. РГПУ им. А.И. Герцена).
2017 - "Проектирование и организация учебного процесса в электронной информационно-образовательной среде вуза" (программа повышения квалификации. РГПУ им. А.И. Герцена).
2017 - "Вовлечение учащихся в обучение" (он-лайн курс, онлайн-школа "Фоксфорд").
2016-2017 - "Психология учителю: работа с "трудными" учениками и родителями" (он-лайн курс, онлайн-школа "Фоксфорд").
2016 – «Работа со стыдом и виной в гештальт-подходе» (дидактический семинар, Санкт-Петербургский Институт Гештальта).
2016 – «Гениальность. Одаренность. Посредственность» (он-лайн курс, Томский Государственный Университет).
2015 – «Гештальт-подход в работе с детьми и подростками» (обучающая программа, НОУ ДПО Санкт-Петербургский Институт Гештальта).
2015 – «Тревожные расстройства у детей. гештальт-подход в работе с навязчивыми состояниями у детей» (семинар, Санкт-Петербургский институт управления человеческих ресурсов).
2015 – «Панические атаки – проблема или ресурс развития? Краткосрочная терапия тревожно-депрессивных расстройств и панических расстройств» (программа повышения квалификации, Институт практической психологии «Иматон»);
2009 – 2014 – НОУ ДПО Санкт-Петербургский Институт Гештальта. Прошла профессиональную переподготовку по программе «Практический инструментарий и области приложения Гештальта». Специальность: «Психологическое консультирование (гештальт-подход)».
2014 – «Сказочная песочная терапия» (семинар, Институт практической психологии «Иматон»);
2014 – «Детская практическая психология» (курсы повышения квалификации, Институт практической психологии «Иматон»);
2014 – «Начальная школа: от диагностики к оптимизации обучения и развития учащихся» (семинар, Институт практической психологии «Иматон»);
2013 – Теория и методология Гештальта, 200 часов. (НОУ ДПО Санкт-Петербургский Институт Гештальта).
2012 – Пролонгированная психотерапевтическая группа, 200 часов (НОУ ДПО Санкт-Петербургский Институт Гештальта).
2011- Пролонгированная психотерапевтическая группа, 200 часов (НОУ ДПО Санкт-Петербургский Институт Гештальта).
2010 – «Сопровождение развития дошкольника. От развивающих программ к развивающему подходу» (семинар-тренинг, Институт практической психологии «Иматон»);
2010 – «Ранее детство: арт-терапия – возможности и ограничения в работе с детьми до трех лет» (семинар-тренинг, Институт практической психологии «Иматон»);
2010 – «Онлайн-технологии в работе со студентами» (вебинар, СЗОРАО Институт Практической Психологии);
2010 – Международная школа «Медиафилософия, медиатеория, медиапрактика» (СПбГУ, научно-исследовательский центр «Медиафилософия»)
2009 – «Современные подходы к оценке игры и эмоционального состояния детей младенческого и раннего возраста» (семинар-тренинг, Институт практической психологии «Иматон»);
2009 – «Раннее выявление задержек речи и их преодоление» (семинар-тренинг, Институт практической психологии «Иматон»);
2008-2009 – дистанционный специализированный курс и итоговый семинар в рамках программы повышения квалификации по специальности «Социология», направление «История, теория и методология социологии» - «Конструирование социальных проблем: социальная история, визуальный анализ, этнография» (Институт социологии РАН);
2003-2004 – серия семинаров российско-канадского проекта «Женщина третьего тысячелетия: гражданская и политическая ответственность» (Горбачев-Фонд – McGill University);
2002-2003 уч. год – курсы открытого дистанционного обучения «Введение в гендерные исследования» (Харьковский центр гендерных исследований).
Читаемые курсы (за 2017/2018 гг.):
• Педагогическая социальная психология
• Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию