НА ГЛАВНУЮ
Творческо-развивающее направление в деятельности фольклорного театра-студии «Северного сияния» института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена связано с одной стороны, с индивидуальным развитием каждого артиста, его участием в совместной коллективной работе по созданию сценического образа; с другой стороны, с творческим вкладом коллектива в современное развитие фольклорного творчества народов Севера, в поиск новых средств сценического воплощения аутентичного фольклорного материала.
Новый этап в деятельности коллектива, начавшийся в середине 90-х годов, означал на практике и выработку нового эстетического кредо. Эволюция коллектива в 50 — 80 годы XX века, творческая деятельность под руководством его создателя – Т.Ф. Петровой-Бытовой вполне соответствовали общему направлению советского самодеятельного художественного творчества. Основными критериями развития здесь считалось приближение к сфере профессионального (прежде всего европейского) искусства и массовость. На этом этапе включение северных народов в общекультурное пространство страны, следование указанным критериям имело большое значение, способствовало активизации студентов-северян, приехавших учиться в Ленинград. Творчество Т.Ф. Петровой-Бытовой оказало плодотворное влияние на развитие художественной самодеятельности практически всех регионов Крайнего Севера.
В то же время есть основания предполагать, что следование художественной самодеятельности этого периода в русле общей культурно-политической тенденции сближения, слияния всех народов Советского Союза в единую идейно-политическую общность «советский народ» имело и некоторые негативные последствия для этнических культур Севера. В частности, можно говорить о некотором отрыве от аутентичного материала, об увеличении разрыва между сферой научных этнографических исследований и фольклорным творчеством, проходящим по разным «ведомствам» в общей системе управления культурой и наукой. В репертуаре многих фольклорных ансамблей Севера стали преобладать стилизаторские тенденции, стали вырабатываться определенные культурные стереотипы (например, сюитность или ставший неким штампом пластический «олений образ»).
Нельзя недооценивать роль «Северного сияния» этих лет и в пропаганде северных культур, и в подготовке кадров учителей-северян, ориентированных на сохранение культурных своих народов. Но, с другой стороны, в стране произошли существенные перемены, одной из позитивных культурных тенденций 90-х годов, связанной с серьезными преобразованиями во всех сферах жизни общества, можно считать стремление к возврату этнической культурной аутентичности. Этому во многом способствовали нарастание этнической мобилизации северных народов, их активизация в утверждении своего статуса, в защите культурной самобытности и аутентичности. Именно в русле этой тенденции изменялась и эстетическая концепция «Северного сияния», чему способствовала его опора на кафедру этнокультурологии и включение в общий образовательно-воспитательный процесс также преобразующегося Факультета народов Крайнего Севера.
Новое эстетическое кредо коллектива предполагает отказ от стереотипов, возврат к аутентичности, опора на научную теоретическую (этнокультурологическую, этнографическую) базу, выработка новых сценических средств неискажающей адаптации фольклорного материала к условиям современной коммуникации. Это означает, прежде всего, обращение к традиционному для Севера жанру фольклорных музыкально-пластических миниатюр, отражающих синкретизм традиционной культуры, слитность музыкальных, танцевальных, игровых, ритуально-обрядовых ее компонентов. В творческой практике коллектива была выработана новая форма подачи материала, которую можно назвать спектаклем-концертом. Здесь образное единство обеспечивается не столько сюжетно-тематически, сколько эстетически, т. е. выявлением общей для Севера эмоционально-смысловой интонации художественного выражения. Конкретным выражением этой концепции стало создание спектакля-концерта «Голос ярара» (премьера его состоялась на сцене Королевской оперы в г. Турине в октябре 1997 г.). Основная направленность новой концепции «Северного сияния» выражена в стремлении такого сценического воплощения северного фольклора, которое имело бы для публики не только этнографический, но и живой эстетический смысл, могло стать органичным компонентом современной художественной коммуникации. Речь идет, таким образом, о поисках средств актуализации аутентичного фольклора. В то же время важнейшей проблемой здесь становится сохранение аутентичности, избегание тенденции «эстрадизации», которая в условиях общей коммерциализации отечественной эстрады, увы, сегодня меняет облик многих фольклорных коллективов.
Необходимо учесть и то, что различная степень сохранности фольклорного материала (в особенности, танцевально-пластического) у разных народов Севера, многочисленные временные наслоения, напластования оставляют значительный простор для творчества, делают неизбежными творческую реконструкцию и стилизацию как методы работы с материалом. В качестве примера такой работы можно назвать созданный коллективом совместно с чукотским хореографом В. Ринтытегиным (также выпускником факультета народов Крайнего Севера) экспериментального, сочетающего традиционную и современную пластику, чукотского танца «Журавли». Интересным примером творческой реконструкции можно считать нанайский шаманский танец, построенный на творческом переосмыслении фольклорно — этнографического материала.
Спектакли-концерты «Северного сияния» представляют собой своеобразную фольклорную мозаику, многоэтничность и многожанровость которой позволяет создавать на сцене некий обобщенный образ Крайнего Севера, воплощать тему единства, гармонии человека и природы. Коллектив постоянно работает над расширением и углублением этнокультурной, фольклорной базы своего репертуара.
НАВЕРХ