ОбщийАбитуриентамСтудентамВыпускникамДополнительное образованиеАспирантура и докторантураБиблиотекаСМИ Карта сайтаПоискПочта
Навигация
Анонсы
нет анонсов

Все анонсы »

СМИ о нас
11 октября 2022

Проект «Александрова дорога»: 1 СЕРИЯ. ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ. НАЧАЛО ПУТИ

03 октября 2022

Телеканал 78: «Реальная политика»

Архив »

РГПУ им. А.И. ГерценаОбщийСтруктураИнституты Институт народов СевераМузейО музее

НА ГЛАВНУЮ

Музей истории института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена был задуман как хранилище предметов духовной и материальной культуры северных этносов, которые уже в достаточной мере были накоплены на кафедрах института народов Севера. Основные коллекции музея связаны с научной и образовательной деятельностью института народов Севера. Музей открыт в год 200-летия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Гашилов Аркадий Иванович, к. филол.н., доцент кафедры уральских языков, фольклора и литературы института народов Севера Герценовского университета стоял у истоков создания музея. Со студенческих лет (1972 — 1977 гг.) под руководством профессора Воскобойникова Михаила Григорьевича он собирал информацию о родном факультете, его интересовала история создания письменности и развития школьного дела на Севере. В настоящее время Гашилов А.И. является директором музея. По своей профессиональной компетенции он является носителем знаний тех славных традиций в области североведения, которые формировались в Герценовском университете, бережно сохранялись его специалистами и передавались последующим поколениям. Силами музейного актива, в состав которого входят студенты и преподаватели института народов Севера производятся реставрационные работы экспонатов музея, постоянно создаются новые выставки.

Активное участие в создании музея приняли сотрудники ИНС: В.И. Рубкалева, М.Я. Бармич, Л.Б. Гашилова, А.Н. Жукова, А.А. Петров, И.В. Куликова, Д.В. Герасимова, Н.И. Гладкова, М.П. Баландина и др. Студенты института, возвращаясь с летних каникул на занятия, привозили из северных регионов этнографические материалы. В пополнении коллекции экспонатов музея приняли участие и выпускники ИНС разных лет. Так, например, В.А. Роббек, доктор филологических наук, подарил музею свои труды по эвенскому языку и фольклору. Нивхский писатель В.М. Санги, ставший лауреатом Государственной премии РФ в области литературы им. М. Горького, передал в дар музею первые издания своих художественных произведений, относящиеся к 60 — 70-м гг. ХХ в. Поступление материалов в музей было также от бывших студентов Северного факультета ЛГУ им. А.А. Жданова довоенной поры.

Ценными экспонатами музея являются курсовые и дипломные работы студентов Северного факультета ЛГУ. Селькупка Л.И. Иткумова передала в дар музею свою курсовую работу «Эконом-географическое описание Нарымского края» (1951 г.) и курсовую работу эскимоски В. Анальквасак «Классификация числительных в эскимосском языке» (1951 г.).

Наибольшее количество поступлений было на рубеже ХХ — ХХI вв., когда информация о музее ИНС распространилась во всех регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока. К числу экспонатов относятся предметы, подаренные институту народов Севера регионами: картины, научные и художественные издания, предметы декоративно-прикладного искусства народов Севера и др. Особенно много было подарено учебников на языках народов Севера, написанных выпускниками ИНС.

Расширение и пополнение коллекций музея в настоящее время является важным элементом в современной деятельности ИНС, поскольку музей приобрел особый статус во внутренней работе института и в целом в деятельности университета. Музей стал лицом института народов Севера и местом знакомства с деятельностью института делегаций, прибывающих в университет.

Уникальность музея ИНС определяется тем, что это единственный в России музей, изучающий и пропагандирующий историю образования и школьного дела у народов Севера. Он обладает уникальными коллекциями в области североведения и этнофилологии.

В настоящее время музей ИНС – это уже сформировавшийся историко-культурный объект. Образовательная и социальная роль музея обусловлена, прежде всего, широким использованием в учебно-воспитательном процессе института основных экспозиций музея. Раритетные издания этой экспозиции служат материалом для подготовки рефератов, курсовых и дипломных работ студентов института народов Севера и научных исследований преподавателей ИНС. На базе музея проводится музейно-этнографическая практика студентов ИНС, во время которой они подробно знакомятся с коллекциями музея, учатся классифицировать и описывать экспонаты, обучаются архивной работе. Коллекции музея используются в ходе практических занятий студентов-культурологов и филологов  по курсам «Декоративно-прикладное искусство и художественные промыслы народов Севера», «Мифология, традиционные знания и верования народов Севера», «Прикладная культурология», «Этнология и этнография народов Севера», «Полевые исследования», «Язык и лексика духовной культуры народов Крайнего Севера», «Методика преподавания родного языка», «Литература народов Севера».

    

В музее ежегодно проводятся профориентационные экскурсии для первокурсников ИНС по темам: «История института народов Севера», «История развития национального образования на Севере», «Североведение в Ленинграде – Санкт-Петербурге», «Вклад выдающихся ученых-североведов в российское образование», «Писатели и поэты – выпускники ИНС», «Ученые – выпускники ИНС», «Роль Ленинграда — Санкт-Петербурга в подготовке кадров из числа народов Севера».

Материалы экспозиции используются в образовательной деятельности студентов-северян, обучающихся на других факультетах университета. Так, например, студентка факультета философии человека РГПУ им. А.И. Герцена Морозова Аэлита написала дипломную работу о просвещении и школьном деле на Ямале на основе материалов этой экспозиции. Студентка факультета изобразительных искусств Сибарева Елена, используя материалы музея, подготовила дипломную работу по национальному костюму народа ханты.

Музей занимает видное место в социальной деятельности ИНС. Здесь в течение всего учебного года проводятся экскурсии с участием делегаций из регионов Севера и других регионов РФ. Частыми посетителями музея являются гости, прибывающие в институт из других стран (Канады, Финляндии, Франции, Венгрии, Германии, Японии). Арктическим колледжем из Канады музею подарена уникальная коллекция учебников на языке инуитов и языках канадских индейцев.

Музей сотрудничает со следующими музеями: Российский этнографический музей (Санкт-Петербург), Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) (Санкт-Петербург), Музей Арктики и Антарктики (Санкт-Петербург), Музей «Разночинный Петербург» (Санкт-Петербург), Чукотский краеведческий музей (г. Анадырь), Окружной краеведческий музей (г. Салехард), Окружной краеведческий музей Дудинка, Окружной краеведческий музей Нарьян-Мар, Музей-квартира ненецкого писателя Леонида Лапцуя, Краеведческий музей п. Красноселькуп.

В качестве примера можно привести сотрудничество с мемориальным музеем «Разночинный Петербург»: в 25.09.2009 – 17.11.2009 гг. здесь была организована выставка «Красные шаманы: образование, культура и творчество народов Севера». Музей ИНС выступил в качестве партнера-экспонента этой выставки и предоставил  из своих фондов 60 экспонатов. В открытии выставки активное участие приняли преподаватели ИНС, потомки «красных шаманов», выступившие с рассказами о процессе приобщения народов Севера и Дальнего Востока к европейской культуре во времена «культурной революции» 30-х гг. ХХ в. Директор музея ИНС выступил с докладом «Многонациональный институт народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена: толерантность и проблемы межэтнических отношений».

Музей также сотрудничает с общественными организациями и издательствами: Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, Ассамблея народов России, Издательство «Северные просторы», Издательство «Мир коренных. Живая Арктика», Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург», Издательство «Просвещение» Санкт-Петербургский филиал, Музей сотрудничает с некоторыми региональными издательствами.

Одним из направлений социальной работы музея является участие в выставках и фестивалях. Некоторые экспонаты музея были представлены на Международной выставке «Северная  цивилизация», Москва, Всероссийский выставочный центр 2008-2009 гг. На фестивале народов России по программе «Толерантность» на базе средней общеобразовательной школы №356 Московского р-на Санкт-Петербурга 23.04. 2009 г. были представлены экспонаты музея по декоративно-прикладному искусству народов Севера, студенты ИНС, входящие в актив музея, провели мастер-класс с учащимися школы по изготовлению макета северного чума. 14-17 апреля 2009 года в рамках 11 Международной научно-практической конференции «Реальность этноса. Роль образования в формировании этнической и межконфессиональной толерантности» была организована выставка «Кто вы шаманы? Магия шаманского огня».

На базе ИНС проводятся юбилейные мероприятия в честь ученых-североведов, презентации различных научно-образовательных проектов, на которые приезжают гости со всего Севера. Так, например, здесь состоялись презентации книги М.Я. Бармич «Ебцотако тохолку», документального фильма о И.В. Куликовой «Фата Моргана», книги о долганских просветителях М.И. Поповой и Н.А. Попова «Этнопедагогика по-таймырски».

  

Основной фонд музея представлен в следующих коллекциях:

1.      История создания письменности и учебной литературы на языках коренных малочисленных народов Севера.

Особую ценность этой экспозиции представляют первые учебники, создание которых относится к началу 30-х гг. ХХ в.. Они были составлены на основе латинской графики, так как знаки латиницы в большей степени передавали звуковые особенности языков малочисленных народов Севера. Это уникальная коллекция, подобной которой нет ни в одном краеведческом музее на Севере. В ее составе более 100 экземпляров редких книг, в том числе старинное раритетное издание 1910 г. (Санкт-Петербург, Изд-во «Товарищество Р.Голике и А. Вильборг) Пекарский Э.К., Васильев В.Н. «Плащ и бубен якутского шамана». Основу коллекции составляют первые буквари, книги для чтения и переведенные на языки народов Севера учебники, например, по арифметике.

С переходом на кириллическую графическую систему в конце 30-х гг., появляется много авторских произведений северных писателей, переводных текстов классиков русской литературы, доступных для детского чтения. В основном, это рассказы о природе и сказки. Экземпляры этих книг также представлены в экспозиции.   

Коллекции этой экспозиции отражают объективный ход исторического развития народов Севера и в целом всей страны. Так, например, в музее хранится коллекция книг «Детские и школьные годы Володи Ульянова», переведенных на языки народов Севера. Подобная коллекция – о Сереже Кострикове, о полярном летчике Байдукове. Несомненный интерес в этой экспозиции представляют и другие переводные книги советского периода: о В.И. Чапаеве, Ф. Э. Дзержинском, Зое Космодемьянской, пионерах-героях, о Сталине, первая Конституция СССР.

В музее бережно сохраняются оригиналы иллюстраций, выполненные первой художницей-оформительницей северных учебников М.Н. Бутровой, которые в дар музею при его открытии любезно передала ее дочь.

2.      Герценовский университет – школам Севера.

Это самая обширная экспозиция музея. В ней насчитывается более 500 экспонатов. Главным образом это учебники, учебные пособия, словари, хрестоматии, методические издания на 23 языках коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Следует отметить, что из всех представленных  школьных учебников более 90% подготовлены преподавателями и выпускниками ИНС разных лет начиная с послевоенного времени. Большая заслуга в этом деле принадлежит ученым-североведам Герценовского университета: М.Я. Бармич (написала более 30 школьных книг), Е.Г. Сусой, З.Н. Куприянова, Е.Т.Пушкарева, Е.М.Талеева — на ненецком языке; В.И. Цинциус, В.А. Кейметинов. А.В. Кривошапкин, В.А. Роббек  – на эвенском; М.П. Вахрушева, А.Н. Баландин, Е.И. Ромбандеева, Д.– на мансийском языке; А.Н. Жукова – на корякском; Н.Я. Булатова, З.Н. Пикунова, Ю.Д. Сверчкова – на эвенкийском; Ч.М. Таксами, Г.А.Отаина, В.М, Санги, Л.Б. Гашилова – на нивхском;  О.П. Суник , А.П. Путинцева, Л.Ж. Заксор – на нанайском;  П.Я. Скорик, П.И. Инэнликэй, И.В. Куликова, Н.Б. Емельянова – на чукотском; А.И. Гашилов – на селькупском; Ю.Н. Русская, Е.А. Немысова, Н.А. Лыскова, В.Н. Соловар – на хантыйском; Н.Б. Вахтин – на эскимосском; А.П. Володин – на ительменском;  Н.М. Артемьев, А.А. Барболина, А.А. Петров – на долганском; Г.Н. Курилов – на юкагирском и другие.

Дело своих учителей по подготовке учебников продолжают их ученики: М.А. Рачинская, А.С. Песикова, М.А. Прасина,  А.М. Сенгепов, С.П. Молданова, Р.П. Ругин, Е.Н. Рандымова – на хантыйском языке; В.С. Иванова, А,И. Сайнахова, Н.М. Содомин, Ю. Шесталов, К.В. Афанасьева, Н.В. Сайнахова – на мансийском языке; В.А. Ханзерова, И.Л. Ханзерова,    П.Я. Явтысый, Г.И. Вануйто, И.А. Вэлло, Р.И. Канюкова, В.А. Саблина, М.С. Приходько – на ненецком языке; Д.С. Болина – энецкий язык, Н.Т. Костеркина, С.Н. Жовницкая-Турдагина – нганасанский язык; С.И. Ириков, А.А. Хозова, О.И. Боякина – селькупский язык; А.А. Антонова – саамский язык; В.Н. Парфирьев, Ж.П. Спиридонова, И.П. Сотникова – долганский язык; Е.Ф. Афанасьева–эвенкийский язык; М.С. Толстова, Е.Е. Беглова – эвенский язык; Н.П. Родионова – эскимосский язык;  В.Р. Дедык – корякский язык и другие.

Не одно поколение северян выросло на учебниках этих авторов. Написанные в стенах ИНС и за его пределами школьные книги – результат труда и таланта преподавателей и замечательных педагогов – выпускников ИНС. Важно, что и сегодня ученые ИНС сохраняют и приумножают традиции давних времен, поддерживают высокие стандарты качества учебников для Северных школ.

В 2010 году начинается переход российских школ на образовательные стандарты нового поколения. В связи с этим авторские коллективы, возглавляемые преподавателями ИНС, ведут активную работу по подготовке инновационных учебно-методических комплексов с учетом основных положений новых стандартов. Для юных северян в современных школах, учителей, методистов, родителей в институте народов Севера разрабатываются новая учебно-методическая, справочная и познавательная литература на различных видах носителей, формирующая современную открытую образовательную среду школьника. Данный материал представлен в экспозиции музея ИНС.

3.      Традиционная культура народов Севера.    

Отдельное пространство музея занимает экспозиция, отражающая традиционную культуру северных этносов, их быт, верования, народные знания. Здесь представлен традиционный костюм разных народов (манси, эвенки, ханты, ненцы, нанайцы, саамы) из сукна и меха, украшенный национальными орнаментами, обувь, утварь, выполненная из дерева и бересты, предметы культа (шкуры тотемных животных, культовая посуда, амулеты и обереги, изображения духов-покровителей,), предметы быта (конские чепраки, кумаланы (коврики из меха), хозяйственные сумки, кисеты, игольницы, украшения из бисера, меха, кости, снеговыбивалки. Небольшая коллекция резьбы по кости.

4. Фотоколлекция музея

В музее собраны следующие фотоматериалы:

  • групповые фотографии/фотоальбомы выпусков студентов ИНС разных годов
  • тематические фотоальбомы о Севере
  • фотоархив выпускницы ИНС довоенного времени, солистки ансамбля «Северное сияние» Лукашкиной Татьяны (20 фоторабот)
  • фотоархив заслуженного работника культуры РСФСР, основательницы ансамбля «Северное сияние» Петровой-Бытовой Т.Ф. (3 альбома)
  • фотовыставка  Салина Ю.С., доктора геолого-минералогических наук, члена Союза писателей России «Камчатка», подаренная автором институту народов Севера (30 фоторабот)
  • фотовыставка «Ненцы», подаренная Администрацией Ненецкого автономного округа (15 фоторабот)
  • фотовыставка «Нежная любовь моя – тундра», посвященная творчеству ненецкой писательницы Н. Ядне (30 фоторабот)
  • фотовыставка «Дети Ямала» (20 фоторабот)
  • фотовыставка «Ямал – далекий и близкий», подаренная заместителем директора Департамента по делам кмнс Ямало-Ненецкого АО В.Ф. Елескиным (10 фоторабот)
  • копии архивных фотографий жизни и быта народов Севера, подаренные заведующей отделом Сибири Российского этнографического музея, кандидатом исторических наук В.В. Горбачевой (15 фоторабот)

​НАВЕРХ

Последнее изменение: 20 апреля 2017 г. в 12:53:14
Автор: Чернышова Светлана Леонидовна
Основные сведения | Структура | Управление | Наука | Образование | Деятельность | Инновации | СМИ | Как нас найти | Работа в университете

Сведения об образовательной организации

Cведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи (информация размещена в соответствии с Приказом Минтруда России от 30.01.2015 № 51н)

Сведения о среднемесячной заработной плате руководителя, его заместителей и главного бухгалтера (информация размещена в соответствии с Постановлением Правительства от 28.12.2016 № 1521)

Противодействие коррупции

 

 

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗРУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Это интересно

   

Онлайн курсы Герценовского университета
Образовательный центр Сириус
 
Новости

Архив »

Политика конфиденциальности
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена © 2024
Связь с администраторомСвязь с администратором