21 октября 2021 года в г. Нярьян-Мар Ненецкого автономного округа состоялся круглый стол, посвященный развитию проекта «Дети Арктики». Мероприятие проводилось в рамках реализации «Плана основных мероприятий в связи с председательством Российской Федерации в арктическом Совете в 2021-2023 гг.».
Модератором мероприятия выступил советник руководителя ФАДН России Тимошков С.Н. Приветственные слова прозвучали от губернатора Ненецкого автономного округа Бездудного Ю.В., председателя Собрания депутатов Ненецкого автономного округа Лутовинова А.И.
В числе спикеров были советник руководителя ФАДН России Полежаева А.А., член Комитета Совета Федерации по международным делам Отке А.И., председатель рабочей группы Арктического совета по устойчивому развитию Магомедова А.М., исполнительный секретарь Секретариата коренных народов арктического совета Дегтева А.Ю., генеральный секретарь Ассоциации «Оленеводы мира» А. Оскал, старший советник Министерства образования и культуры Финляндии П.Ахонен, член Постоянного Форума ООН по вопросам коренных народов от социокультурного региона Восточная Европа, Россия, Средняя Азия и Закавказье Цыкарев А.В., председатель комитета по номинациям Университета Арктики Лииса Холмберг, и.о. директора филиала Федерального института родных языков народов Российской Федерации в г. Якутске Васильева Н.Н., исполнительный директор Благотворительного фонда поддержки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Максов В.В. и др.
С докладом о предложениях РГПУ им. А.И. Герцена по реализации и развитию проекта «Дети Арктики» на круглом столе выступила и.о. заместителя ректора Унру С.А.
Справка о проекте:
Проект «Дети Арктики: дошкольное и школьное образование» стартовал в феврале 2017 года в Коцебу, Аляска и был включен в План работы Группы по устойчивому развитию при Арктическом совете на период 2017-2019 гг. и продлен на период председательства Исландии и Российской Федерации.
Проект направлен на совместную оценку и исследование с экспертами стран-членов Арктического совета успешных образовательных практик для детей коренных малочисленных народов Севера (Арктики и субарктики), обеспечение изучения национальной истории, родного языка, а также получение и сохранение традиционных знаний.
Российской Федерацией была выдвинута инициатива по организации образовательной программы для детей Арктики, посвященной Международному году языков коренных народов в 2019 году. В том же году Мемориальный университет Ньюфаундленда и Лабрадора в сотрудничестве с Министерством по делам коренных народов и севера Канады подготовил отчет о передовых методах развития ранней грамотности и языка для успеха на канадском Севере в качестве вклада в проект. В отчете представлен обзор текущих исследований и используемых методологий, а также показаны педагогические подходы во всех регионах канадского Севера.
В 2020 году начались исследования по теме «Развивающая речевая среда на родных языках народов Арктики». В сохранении и развитии родных языков народов Арктики особую важность приобретает развитие языковой среды на родных языках в образовательных организациях. В традиционной среде ребенок быстрее изучает родной язык, но в условиях ограниченного функционирования языка (в детском саду и школе, общественных местах) необходимо его сохранение и развитие общими усилиями носителей, родителей, руководителей, педагогов и лингвистов.
В данное время филиал Федерального Института Родных Языков народов Российской Федерации (г. Якутск) занимается разработкой методической системы создания развивающей речевой среды на родных языках КМНСС и ДВ РФ в школах. Для апробации и реализации данной методики создана сеть ресурсных центров (на базе школ и детских садов).
В 2021 году будут проведены семинары по созданию развивающей речевой среды в детских садах. Для обеспечения доступности дошкольного образования без отрыва детей от родителей, ведущих кочевой образ жизни, восстановления и сохранения традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Арктики в Республике Саха (Якутия) в 2019-2020 годы были созданы две кочевые семейные дошкольные группы. В 2019 году создан Центр кочевого образования как структура федерального научного учреждения «НИИ национальных школ РС(Я)» для выполнения научных исследований по актуальным проблемам образования детей, ведущих с родителями кочевой и полукочевой образ жизни. Исследования проходят по заданию Министерства просвещения Российской Федерации. Создание кочевых школ также получают развитие и в других регионах традиционного расселения коренных малочисленных народов Российской Федерации включая Ямало-Ненецкий автономный округ и Ханты-Мансийский автономный округ-Югра и др. Центром кочевого образования проведён мониторинг кочевых семей и форм образования в традиционных местах проживания. Выявлено 6000 детей в кочевых семьях в Арктической зоне России, функционируют 6 моделей кочевого образования. Подготовлен аналитический обзор «Образование детей коренных малочисленных, ведущих с родителями кочевой и (или) полукочевой образ жизни».
В 2020 году Центром были разработаны методические рекомендации по организации детей, ведущих с родителями кочевой или полукочевой образ жизни. Данные рекомендации были разосланы в субъекты Арктического зоны России. В 2021 году Центр также провёл исследование по составлению социокультурного портрета детей, родителей и педагогов в местах традиционного проживания детей, чьи родители ведут кочевой или полукочевой образ жизни занятых традиционными видами хозяйствования. По окончанию исследования будет разработана методология и концепция образования детей, ведущих с родителями кочевой или полукочевой образ жизни.
В период с 2021 по 2024 гг. запланирована разработка и издание линейки учебников (пособий) на 5 языках народов Арктики. Данный проект был инициирован общественными, научными институтами коренных малочисленных народов и поддержан Агентством по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике (Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики). К разработке учебных пособий будут привлечены учёные лингвисты и учителя родных языков народов Арктики.