В Герценовском университете состоялось первое заседание межведомственной рабочей группы по вопросам координации мер поддержки образования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
Участники заседания обсудили план реализации намеченных мер в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации.
Провела совещание заместитель министра просвещения Российской Федерации Екатерина Толстикова: «Для нас сейчас очень важно разобраться в качестве образования, которое получают ребята из числа коренных и малочисленных народов по родным языкам, литературе; как они будут двигаться в своей карьере, получать среднее и высшее образование. Нам очень важно выстроить взаимодействие между субъектами Российской Федерации, на территории которых они проживают. Кроме того, необходимо решить вопросы с учебниками и учебно-методической литературой по родным языкам».
Татьяна Гоголева депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации отметила, что в процессе подготовки к 2022 году – году открытия Международного десятилетия языков коренных народов – многие страны, и, конечно, Россия, сделают большие шаги в направлении поддержки языков, не являющихся официальными.
«План мероприятий, подготовленный Минпросвещения России, демонстрирует серьёзность намерений и системность в подходах к решению поставленных задач, — подчеркнула Татьяна Гоголева. – Теперь у нас есть большой отряд единомышленников и в регионах, и в федеральном руководстве».
Кроме того, она обратила внимание на необходимость создания комфортных условий проживания для студентов из числа коренных и малочисленных народов и их социальное обеспечение. «Сейчас важно поддержать материально и организационно Институт народов Севера Герценовского университета», — пояснила Татьяна Степановна.
Директор Департамента государственной службы, кадров и сети подведомственных организаций Министерства просвещения Российской Федерации Алексей Свистунов поблагодарил Министра просвещения РФ Сергея Кравцова за инициативу создания межведомственной рабочей группы, в которую вошли представители федеральных органов исполнительной власти, имеющих отношение к проблематике: Минпросвещения РФ, Минобрнауки РФ, Минкультуры РФ, Минкомсвязь РФ; органы управления образованием субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают представители малочисленных народов. Всего в рабочую группу вошли почти 50 человек.
Планируется, что работа будет вестись и очно, и дистанционно.
Ректор РГПУ им. А. И. Герцена Сергей Богданов заметил, что решение социально-экономических и культурно-образовательных проблем северных регионов во многом связано с развитием образования коренных народов Севера как важнейшей части региональной политики российского государства. Особая роль в этом принадлежит институту народов Севера Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена.
Ректор напомнил, что история подготовки кадров для Севера, Сибири и Дальнего Востока в Ленинграде — Санкт-Петербурге начинается с 1925 г., когда в Ленинград стали приезжать на учебу коренные северяне, сначала на рабфак, затем непосредственно на северный факультет Ленинградского государственного университета. Жизнь диктовала необходимость создания специального института. И такое самостоятельное учебное заведение — институт народов Севера — было организовано в 1930 году. Институт народов Севера был призван проводить подготовку кадров средней и высшей квалификации, а также готовить кадры научных работников. При институте народов Севера была создана научно-исследовательская ассоциация по созданию письменности на языках народов Севера и составлению учебных книг на родных языках. Для формирования педагогических кадров, в которых так нуждались северные национальные школы, с 1929/1930 учебного года в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена (ныне Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена) начинается подготовка учителей из числа народов Севера. В разные годы это подразделение ЛГПИ им. А.И. Герцена /РГПУ им. А.И. Герцена было известно то как отделение народов Севера, то как факультет народов Крайнего Севера. С 2001 года факультет приобрел статус института народов Севера.
Сегодня институт народов Севера (ИНС) Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена – уникальный научно-образовательный центр коренных народов Севера, который 90 лет выполняет важную миссию – готовит специалистов в области этнопедагогики, этнофилологии и этнокультурологии для регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Это — научно-педагогические кадры из числа коренных малочисленных народов Севера (КМНС), которые работают в сферах образования, культуры, науки, общественной деятельности в северных регионах.
В институте обучаются студенты из более чем 20 северных регионов России: по этническому составу студентов и преподавателей, по количеству преподаваемых и исследуемых языков и культур институт не имеет аналогов в России и за рубежом. На сегодняшний день в институте обучаются 200 студентов, в том числе КМНС (алеуты, вепсы, долганы, коряки, коми-ижемцы, манси, нанайцы, нганасаны, ненцы, нивхи, ульта (ороки), саамы, селькупы, сойоты, тувинцы-тоджинцы, удэгейцы, ханты, чукчи, эвенки, эвены, эскимосы, юкагиры).
В настоящее время в институте народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена реализуются программы подготовки бакалавров педагогического образования по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», профили: «Образование в области родного языка и литературы», «Филологическое образование», «Культурологическое образование»; осуществляется магистерская подготовка по направлению 44.04.01. «Педагогическое образование», программа «Этнокультурология и этнофилология в североведческом образовании». Подготовка аспирантов осуществляется по специальностям «Теория и история культуры», «Теория и методика обучения и воспитания (культурологии)», «Языки народов Российской Федерации».
В 2021 году стартуют новые двухпрофильные программы подготовки учителей родного языка и литературы и русского языка и литературы; учителей этнокультурологии и истории, разработанного с учетом образовательного опыта специалитета, который был ведущей формой реализации североведческого образования на протяжении нескольких десятилетий. В частности, в современных образовательных программах учитывается необходимость многопрофильной подготовки, наиболее востребованных в образовательных учреждениях регионов Севера, Сибири и Дальнего. Реализуется программа подготовки магистров по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, «Этнокультурология и этнофилология в североведческом образовании». Разработана и готова к реализации с 2021 года приема магистерская программа по направлению 45.04.01 – Филология, «Спичрайтинг и имиджелогия» ориентированная на подготовку пресс-секретарей, спичрайтеров, имиджеологов и др.
В структуре института действуют 4 кафедры (кафедра алтайских языков, фольклора и литературы; кафедра палеоазиатских языков, фольклора и литературы; кафедра уральских языков, фольклора и литературы; кафедра этнокультурологии), кабинет декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов народов Севера, фольклорный театр-студия «Северное сияние». Эта инфаструктура обеспечивает, с одной стороны, возможность преподавания до 25 языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ: тунгусо-маньчжурские языки (эвенкийский, эвенский, ульчский, удэгейский, орокский (ультинский), нанайский); тюркские языки (долганский); самодийские языки (ненецкий, нганасанский, селькупский, энецкий); финно-угорские языки (саамский, хантыйский, мансийский, вепсский); палеоазиатские языки (эскимосский, алеутский, чукотский, корякский, ительменский, юкагирский, кетский, нивхский), причем преподавание нганасанского, долганского, ительменского, энецкого, ультинского и некоторых других языков осуществляется только в институте народов Севера; с другой стороны, реализуется многопрофильная, комплексная североведческая подготовка в сфере традиционной культуры (технологии традиционного декоративно-прикладного искусства народов Севера, танцевальный и музыкальный фольклор, музейное дело и др.).
Преподаватели института являются авторами научных разработок, учебно-методических изданий по родным языкам, фольклору и литературе, традиционным знаниям (буквари, учебники, учебные пособия, словари). 90% всех учебников и учебных пособий для школ, колледжей, вузов регионов Севера написаны преподавателями и выпускниками института.
Важнейшим направлением деятельности института является организация целевого приема в Герценовском университете, ведется работа с администрациями, управлениями образования, департаментами по делам КМНС, образовательными учреждениями регионов Севера.
В настоящее время университетом заключены 80 договоров о сотрудничестве с регионами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, открыты пять представительств, в том числе в Республике Саха (Якутия), в Ханты-Мансийском АО – Югра и других. До 2023 года планируется открытие представительств университета в 7 регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
«Институт народов Севера Герценовского университета открыт к обсуждению вопросов дальнейшего совершенствования работы в области развития образования коренных малочисленных народов Севера и североведческих исследований, — подчеркнул Сергей Богданов. – Только вместе мы сможем решить это большое важное дело».
Следующее заседание межведомственной рабочей группы по вопросам координации мер поддержки образования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации намечено провести в ноябре 2020 года.