16 – 18 мая 2012 г. в Санкт-Петербурге состоялась XIV Международная научно-практическая конференция «Реальность этноса. Образование и этносоциализация молодёжи в современной России», организованная институтом народов Севера совместно с кафедрой ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» при поддержке Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга. Целью конференции, посвященной 215-летнему юбилею Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, является междисциплинарная научная экспертиза роли и функций образования в этносоциализации молодёжи, в развитии культуры межэтнических и межконфессиональных отношений, формировании толерантности. Проблемы этнической социализации молодежи рассматривались участниками в контексте современных тенденций развития истории, философии, политики, права.В Голубом зале университета конференцию торжественно открыл д.п.н., ректор РГПУ им. А.И. Герцена Валерий Павлович Соломин, который подчеркнул значимость данного научного мероприятия и символичность того, что оно проходит в рамках празднования юбилея университета. С приветственным словом выступил известный писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, председатель Российского детского фонда, директор Научно-исследовательского института детства Альберт Анатольевич Лиханов, который отметил большой вклад РГПУ им. А.И. Герцена в образование на Севере и подчеркнул уникальность этого учебного заведения: «Я не могу себя считать северянином, но прекрасно знаю Север, друзей северян – членов Союза писателей, ваш институт народов Севера. Два года назад меня пригласили на Чукотку подводить итоги VIII Открытого конкурса литераторов на соискание литературной премии им. Ю. С. Рытхэу, в котором участвовала школьница Самира Асадова. Она получила первую премию за свою работу — это сказки ее бабушки, изложенные современным языком, которые уже изданы на чукотском и русском языках. Девочка мечтала поступить к вам, и поступила в институт народов Севера. В вашем университете вы поддерживаете традиционную основу народов Севера, эти уникальные культуры и я благодарен нашему государству, что есть институт народов Севера… Еще раз кланяюсь Ленинграду, Питеру, вашему университету, институту народов Севера за святое дело, которое вы делаете, ни один вуз, никто больше ничего подобного не делает».На открытии также прозвучали приветствия от Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, от Студенческого совета при Правительстве Санкт- Петербурга, от Государственного музея Арктики и Антарктики (директор музея Виктор Ильич Боярский), от Санкт-Петербургского отделения Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (председатель Н.Я. Булатова), от Постоянного Представительства Республики Саха (Якутия) (постоянный представитель Республики Саха (Якутия) в Санкт-Петербурге Макарова Галина Маратовна, представитель Министерства профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) Зайцева Екатерина Сергеевна) и др.На пленарном заседании, которое вели ректор В.П. Соломин, директор конференции И.Л. Набок, директор института народов Севера Л.Б. Гашилова, директор научно-исследовательского института истории и этнографии Южного Урала Оренбургского государственного университета, д.ф.н. Веналий Владимирович Амелин, выступили проректор по учебной работе РГПУ им. А. И. Герцена, д.ф.н. Василий Антонович Рабош, доцент кафедры ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» РГПУ им. А.И. Герцена, к.п.н. Наталья Федоровна Золотухина, профессор кафедры философии и культурологии Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, д.и.н. Тамара Михайловна Смирнова, профессор кафедры психологии человека РГПУ им. А.И. Герцена, д. псих.н. Борис Александрович Еремеев, зав. кафедрой немецкого языка Лингвистического центра РГПУ им. А.И. Герцена, д. филол. н. Тамара Георгиевна Галушко и другие.В конференции приняли участие более 170 человек из разных городов России: Москва, Санкт-Петербург, Салехард, Оренбург, Чита, Кызыл, Иркутск, Элиста, Уфа, Тюмень, Абакан, Махачкала, Вологда, Якутск, Ханты-Мансийск, Новосибирск, Пермь, Петропавловск-Камчатский, Ставрополь, Нарьян-Мар, Сарапул, Красноярск, Сочи, Мурманск, Смоленск и многие другие. Участниками конференции стали представители ближнего и дальнего зарубежья: Украина, Беларусь, Казахстан, Эстония, Дания, Канада.Конференция собрала специалистов из разных научно-образовательных учреждений регионов Арктики: Югорского государственного университета (ХМАО), ФГНБУ «Институт национальных школ РС (Я)» (Якутия), ГБУК «Этно-культурный центр Ненецкого автономного округа» (НАО), Государственного общеобразовательного учреждения «Экспериментальная школа-интернат «Арктика» (Якутия), ГАОУ ДПО Ямало-Ненецкого автономного округа «Региональный институт развития образования» (ЯНАО), Нарьян-Марского социально-гуманитарного колледжа им. И.П. Выучейского (НАО), Петропавловск-Камчатского Центра национальных культур (Камчатка) и др.В рамках конференции состоялись пленарные и секционные заседания, круглый стол на тему: «Этническое и общечеловеческое в культуре современной молодежи», который состоялся в Санкт-Петербургском Центре Брахма Кумарис. Директор Центра Сантош Кукреджи в своем выступлении осветила духовные аспекты формирования этнической и межконфессиональной толерантности в этносоциализационном процессе.На заседаниях пяти секций обсуждались следующие вопросы: образование как фактор этносоциализации: междисциплинарное поле исследования и образовательная практика; этническая толерантность и этносоциализация; этносоциализация и этническая идентичность в культурно-образовательном пространстве российских регионов; этносоциализация и устойчивое развитие коренных народов Севера: этнокультурологические и этнопедагогические аспекты; сохранение и развитие родных языков, фольклора и литературы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока как фактор этносоциализации молодёжи.Участники конференции в своих выступлениях подчеркнули, что сегодня, когда в процессе глобализации теряется духовная и материальная культура нации, образование должно быть нацелено на формирование у молодежи интереса к прошлому своей родины, на освоение исконных историко-культурных традиций, сохранение родного языка. Эти задачи становятся насущной потребностью существования любого этноса, если он хочет сохраниться как самобытная, исторически сложившаяся общность со своим языком, образом жизни, культурой.По убеждению участников конференции на основе научных исследований национальных и миграционных процессов в России необходимо разработать концепцию национальной политики, в которую должен быть включен комплекс вопросов по стратегии развития образования и этносоциализации молодежи:— создание для малочисленных коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока инклюзивных этнокультурных программ образования с учетом этнорегиональной специфики, не сводимых к общим федеральным стандартам, в том числе, и для малокомплектных кочевых школ,— формирование этнокультурной языковой и образовательной среды, разработка курсов региональной и этнической истории,— включение вопросов популяризации языков малочисленных народов Севера наряду с использованием культуротворческого потенциала русского языка и билингвизма в различные образовательные и социокультурные программы, в деятельность СМИ, общественных организаций, родительской общественности,— создание на базе современных ИКТ аудио и видео центров в целях развития визуальной культуры и трансляции этнокультурных традиций малочисленных коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в российское и мировое культурно-образовательное пространство.Участники конференции высказали предложения о проведении конференций «Реальность этноса» на базе различных регионов Севера; более широком использовании в образовательном процессе северных школ результатов исследований североведческих научно-образовательных учреждений; об организации в рамках конференции «Реальность этноса» специальной молодежной конференции, инициировать проведение семинара по профилактике суицида среди молодежи в регионах Российского Севера совместно с Арктическим советом, создать рабочую группу по сохранению языков коренных народов в рамках сотрудничества с Арктическим советом (продолжение процесса Симпозиума Тромсё по сохранению языков).Особое внимание на секционных заседаниях было уделено вопросам сохранения языков и культур народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, духовно-нравственным основам культуротворчества и преемственности этнокультурных традиций, этическим, экологическим, экономическим аспектам этнической социализации молодежи в условиях поликультурного общества, в частности, отмечался положительный опыт деятельности по этим проблемам в международном масштабе экспериментальной школы-интерната «Арктика» Саха (Якутия).Стабильный состав экспертного сообщества, научно-философский подход, осуществляемый в рамках проведения конференций «Реальность этноса» к решению проблем сохранения этнокультурного и языкового многообразия в современном мире, к гармонизации межэтнических, межконфессиональных отношений, разработка междисциплинарного подхода к анализу образовательных процессов с учетом специфики этносоциализации молодежи в поликультурном обществе – все эти аспекты работы конференции, являющиеся составной частью стратегии ЮНЕСКО, которая получила развитие в современной концепции «нового гуманизма» — стали одной из основ предложения участников конференции «Реальность этноса», представляющих научно-исследовательские, образовательные, культурно-просветительные учреждения всех регионов России.
|