Кафедра музыкального воспитания и образования
Состав кафедры
Наши достижения
Публикации
Научная деятельность
Электронный атлас
Кафедра музыкального воспитания и образования — старейшее структурное подразделение института музыки, театра и хореографии (факультета музыки). Образованная в 1988 году, она объединяла специалистов разных профилей: музыкантов-теоретиков, инструменталистов, вокалистов, дирижеров хора, педагогов-практиков, методистов. С самого начала своего существования кафедра заняла лидирующие позиции в разработке инновационных идей отечественного музыкального образования, науки, культуры и искусства.
Первая заведующая кафедрой — доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор, член-корреспондент РАО, основатель факультета музыки РГПУ им. А.И. Герцена и первый декан Наталия Алексеевна Терентьева (1988–2005), внесла огромный вклад в разработку проблем массового музыкального воспитания. Н. А. Терентьевой была создана инновационная система художественно-творческого развития школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе в процессе целостного освоения различных видов искусств. Система завоевала широкое признание и определила характер и направление учебной, научной, методической деятельности кафедры музыкального воспитания и образования, основные дисциплины которой первоначально были связаны с областями теории и истории музыкального искусства и образования.
Профилизация обучения заложила долговременную программу расширения предметной базы кафедры: постепенно усиливается блок психолого-педагогических дисциплин, включается творческое музицирование, далее — современные, обусловленные научно-техническим прогрессом музыкально-компьютерные технологии, менеджмент в сфере образования и художественной культуры, традиционная народная музыкально-обрядовая культура и др.
В период реформирования образования первоочередной задачей стало создание базовых принципов функционирования системы. Под руководством Н. А. Терентьевой и при ее личном участии в рамках Федеральной комплексной программы «Развитие образования в России» был разработан ряд программных нормативных документов и государственных стандартов высшего профессионального образования по направлениям «540700 — Художественное образование (бакалавр), «540700 — Художественное образование (магистр)», «030700 — Музыкальное образование (раздел «Содержание и технологии высшего музыкально-педагогического образования»)».
Существенный вклад внесла кафедра в научную разработку проблем музыкального образования и музыкального искусства, чему способствовала тема ее научно-исследовательской работы — «Генезис музыкально-эстетического образования в XX столетии».
На региональном уровне кафедра приняла участие в разработке комплексной программы РАО «Образование Северо-Запада России: традиции и современность», программы фундаментальных исследований Министерства образования РФ «Музыка в структуре современного образования».
В рамках программы «Образование и образовательные системы Северо-Запада России Н. А. Терентьевой и Р. Г. Шитиковой проведено исследование по теме «Музыкальное образование в России XI–XVIII веков». В рамках программы «Фундаментальные исследования в области гуманитарных, естественных и технических наук» реализованы проекты «Системный анализ оперы. Методология. Практика» (научный руководитель — победитель грантов в области фундаментальных исследований кандидат искусствоведения, профессор И. Н. Налетова), «Фортепиано в сонорной композиционной системе XX века» (руководитель — кандидат искусствоведения, доцент Т. П. Самсонова). В рамках программы «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» — проект «Музыкальное искусство стран СНГ на пороге третьего тысячелетия» (научный руководитель — доктор искусствоведения, профессор Л. H. Раабен); программы «Создание системы открытого образования» — проект «Новая концепция истории русской музыки в XX веке» (научный руководитель — доктор искусствоведения, профессор Л. Н. Раабен) и другие.
С 2005 года кафедру возглавляет почетный работник высшего профессионального образования РФ, кандидат искусствоведения, профессор Раиса Григорьевна Шитикова. Ее профессиональные интересы сосредоточены на проблемах музыкального мышления композиторов XX века, а также инновационных идеях профессионального и массового музыкального воспитания, что находит отражение в целом ряде разножанровых трудов, демонстрирующих масштабный характер научной, методической, общественной деятельности Р. Г. Шитиковой. Ее вклад в развитие высшего педагогического образования отмечен медалями «За трудовую доблесть», «В память 300-летия Санкт-Петербурга».
Главным достижением кафедры является формирование замечательного коллектива единомышленников. В настоящее время в профессорско-преподавательский состав кафедры входят ученые-исследователи, профессора, доктора и кандидаты наук, музыканты и исполнители, заслуженные деятели искусств и учителя: Е. В. Герцман, Г. Л. Тульчинский, Г. П. Овсянкина, В. П. Коннов, А. С. Клюев, М. Р. Черная, Л. А. Скафтымова, Б. С. Рачина, Е. В. Пономарева, Г. В. Абдуллина, О. Б. Никитенко, Е. В. Гребенюк, О. В. Лукьянович, Н. И. Верба, Е. О. Назарова, Е. И. Фалалеева, Е. А. Неусыпова, В. Г. Воуба, О. А. Привалова, А. С. Бундин. Среди сотрудников кафедры видные общественные деятели, артисты, композиторы: народный артист РФ, заместитель председателя Союза концертных деятелей России, мультиинструменталист, основатель первой в России государственной джазовой филармонии, автор и ведущий известных радиопередач о джазовой музыке, создатель и художественный руководитель студенческого «Джаз-клуба», почетный профессор РГПУ им. А.И. Герцена Д. С. Голощекин; члены Союза композиторов А. В. Андерсен и И. В. Остромогильский; заслуженный учитель России, почетный работник высшего профессионального образования, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, Б.С. Рачина.
Сотрудники кафедры ведут активную учебно-образовательную, научно-исследовательскую и методическую работу. Сформулированные ими концептуальные идеи высшего музыкально-педагогического образования лежат в основе деятельности института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена, востребованы современным музыкальным сообществом, служат базисом для развития и успешного функционирования не только музыкальных факультетов педагогических вузов России, но и зарубежных стран. Инновационными научными разработками (учебные планы, образовательные программы, методические пособия, научно-исследовательские материалы) подкрепляются все образовательные направления, реализуемые в институте.
Профессорско-преподавательский состав осуществляет фундаментальную теоретико-методологическую и практико-ориентированную поддержку учебного процесса специальных образовательных учреждений начального и среднего звена. Социальными партнерами кафедры музыкального воспитания и образования являются: СПБ ГБПОУ «Санкт-Петербургское музыкально-педагогическое училище», ГБУ ДО Центр творческого развития и гуманитарного образования детей «На Васильевском», ГБОУ ДОД ДШИ им. Г. В. Свиридова Выборгского района, а также целый ряд общеобразовательных школ Санкт-Петербурга, к числу которых принадлежат ГБОУ СОШ № 21 Василеостровского района, ГБОУ СОШ № 18 Василеостровского района , ГБОУ Гимназия № 61 Выборгского района, ГБОУ СОШ № 83 Выборгского района, ГБОУ гимназия № 295 Фрунзенского района, ГБОУ СОШ № 303 с углубленным изучением немецкого языка и предмета в художественно-эстетического цикла имени Фридриха Шиллера и ряд других.
При кафедре открыта аспирантура по специальностям 17.00.02 — Музыкальное искусство (искусствоведение) и 13.00.02 — Теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровни общего и профессионального образования). Осуществляется результативная подготовка кадров высшей квалификации как для различных регионов России, так и для зарубежных стран (Китай, Корея, Германия, Голландия и др.).
Высокий научно-исследовательский потенциал, методический и практический опыт педагогов подтверждается не только их непосредственным участием в диссертационных советах различных Вузов России, но и регулярной работой в качестве оппонентов кандидатским и докторским диссертациям.
Особое внимание уделяется на кафедре систематическому участию преподавателей в вузовских всероссийских и международных конференциях. Ведется работа в сфере научной и учебно-методической деятельности, активизированы усилия по созданию учебно-методических пособий и рекомендаций, учебно-инструктивных изданий. С каждым годом возрастает доля заявленных научно-практических мероприятий. К числу наиболее значимых, ежегодно организуемых и проводимых кафедрой конференций международного уровня, принадлежат: «Музыкальное образование в современном мире: диалог времен», «Музыкальная культура глазами молодых ученых», ««Методологические и методические проблемы педагогики искусства», «Источниковедение в системе гуманитарного образования», «Терапия искусством в художественном образовании», «Педагог XXI века: студент-исследователь-учитель». Помимо этого, на базе кафедры музыкального воспитания и образования проводится ежегодная внутривузовская научная конференция «Педагогическое образование в переходный период: результаты исследований». Кроме ежегодных мероприятий силами сотрудников кафедры организуются иные форумы, приуроченные памятным датам в истории мировой музыкальной культуры. Среди них – Международный симпозиум «Петербургское приношение Моцарту», международные научно-практические конференции «Ференц Лист. По прочтении гения», «Наследие Рахманинова в культурном универсуме», «Творческий мир Георгия Фиртича. К 80-летию со дня рождения», «Лики музыки XXI века», «Выдающиеся композиторы современной России: Борис Чайковский», международные форумы «Две легенды русской музыки: А. Н. Скрябин и А. К. Глазунов», «Время Свиридова в культурном континууме», «Романтизм в контексте современной культуры» и другие. Активность коллег из университетов и консерваторий, заявляющих о своем участии в конференциях, свидетельствует о серьезной заинтересованности представителей образовательных структур России и зарубежья в обсуждении проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов, защищенных качеством и профессионально-деятельностными возможностями своего образования, а также комплексно подготовленных к работе в постоянно изменяющихся условиях.
Важнейшей составляющей научно-исследовательской и научно-методической работы является активная издательская деятельность. Результаты ее нашли отражение в опубликованных монографиях, программах для музыкально-педагогических факультетов и общеобразовательных школ, учебных пособиях, методических разработках и рекомендациях, научных статьях, материалах международных и всероссийских конференций, симпозиумов, конгрессов, круглых столов и семинаров. Сформулированные в них идеи и выводы значительно обогащают современную музыкальную педагогику, способствуют формированию новых учебных направлений и профилей, позволяют обновлять лекционно-практические курсы, разрабатывать учебно-методические комплексы, расширять источниковедческую и учебно-методическую базу лекционных и семинарских занятий, формировать у студентов инновационные подходы к искусству, культуре, художественному процессу и образованию.
С научно-творческой деятельностью тесно связана и воспитательная работа на кафедре, которая опирается на общеуниверситетскую концепцию. Она ориентирована на активизацию студенческого самоуправления и создание условий для профессиональной творческой самореализации студентов. Студенческий совет активно включается в решение вопросов организации студенческой жизни и совершенствования учебного процесса.
Деятельность функционирующего студенческого научного общества содействует постоянному вовлечению студентов в актуальную научную проблематику, стимулирует создание студенческих научных проектов, осуществляет поддержку проведения студенческих научных мероприятий.
Сотрудники кафедры принимают регулярное участие в научных программах Российской академии образования, Министерства образования и науки, Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по педагогическому образованию, Российского гуманитарного научного фонда, внося существенный вклад в развитие научно-просветительской и педагогической мысли.
Помимо активной научно-исследовательской работы кафедра реализует разнообразные концертно-творческие проекты, мастер-классы, открытые лекции. Среди них Международный конкурс педагогического мастерства «Педагог-музыкант в контексте современной культуры», «Педагог XXI века: исполнитель, исследователь, практик», сольные концерты «Всего дороже сторона родная…», «Вокальная лирика Н. К. Метнера», «Георгий Фиртич. “Сонаты”. К 80-летию со дня рождения композитора», «Георгий Фиртич. “Игры вне правил”. Юбилейный вечер к 80-летию композитора», «Петербургская музыкальная весна. Симфонические премьеры», «Нео-барокко», «Вечера камерной музыки», «Концерт оркестровой музыки петербургских композиторов “ОБРАЗЫ”», «Петербургская камерата».
На сегодняшний день кафедра музыкального воспитания и образования — авторитетный научно-исследовательский, научно-методический и творческий центр в системе высшего образования России и стран ближнего и дальнего зарубежья.