Аналитическая справка
по материалам 186-й сессии Исполнительного Совета ЮНЕСКО (11-13 мая 2011 г.)
и
проектам документов 36-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (октябрь- ноябрь 2011 г.)
По сообщению Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО (www.unesco.ru), 19 мая в Париже завершилась 186-я сессия Исполнительного совета ЮНЕСКО, на которой, в частности, Государства-члены Совета обсудили ряд докладов Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам стратегической оценки программной деятельности Организации, реформе Секретариата и полевых миссий, усилиям в достижении согласованности в системе ООН.
В своем докладе Генеральный директор ЮНЕСКО И.Бокова представила основные направления деятельности ЮНЕСКО в рамках среднесрочной стратегии на 2008-2013 гг. Проект 36 С/5 исходит из Итогового документа Пленарного заседания высокого уровня Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, посвященного Декларации тысячелетия (ЦРТ) (Нью-Йорк, сентябрь 2010 г.), и направлен на достижение согласованных на международном уровне целей в области развития (СМЦР), включая цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия (ЦРТ), а также закладывает основу для деятельности ЮНЕСКО после 2015 г., который установлен в качестве крайнего срока для достижения этих целей. В этом документе также определен вклад ЮНЕСКО в Конференцию ООН по устойчивому развитию, которая состоится в 2012 г. (Рио+20).
Как подчеркнула И.Бокова, деятельность ЮНЕСКО, в центре внимания которой находятся вопросы образования, стала более целенаправленной и более результативной. В перспективе для достижения всех шести целей ОДВ, поставленных на 2015 г. ЮНЕСКО будет и далее укреплять координационную деятельность и партнерские связи на глобальном, региональном и национальных уровнях. Важнейшая роль прежде всего технического и профессионального образования в подготовке и трудоустройстве молодежи стала предметом рассмотрения участников четвертой Конференции ООН по наименее развитым странам (НРС), которая состоялась в мае 2011 г. в Стамбуле.
Диапазон стратегических мероприятий и инициатив, которыми в настоящее время занимается ЮНЕСКО, включает обеспечение образования для всех, создание инклюзивных обществ знаний, сохранение и поощрение культурного разнообразия, содействие устойчивому развитию с помощью естественных и социальных наук, поддержку свободы информации и выражения мнений для всех, причем в приоритетным по-прежнему является работа ЮНЕСКО в Африке и содействие гендерному равенству. При этом И.Бокова отметила, что настало время более решительно перейти от принципа эффективности расходов к принципу результативности, от подхода, связанного с затратами, к программе, сосредоточенной на оказании влияния. В духе выдвинутого И.Боковой принципа гуманизма, «Развитие» в его понимании Организацией означает интеллектуальное, социальное и культурное развитие общества на целостной основе, а не только материальное благополучие. В условиях современных глобальных вызовов, как подчеркнула И.Бокова, стало еще более очевидным, что только такой целостный подход может обеспечить поистине устойчивое развитие, речь идет о такой модели развития, в центре которой действительно находились бы люди. Так, в частности, в Проекте 36 С/5 была подтверждена руководящая роль ЮНЕСКО в созидании культуры мира и ненасилия. В соответствии с решением Исполнительного совета, шесть межсекторальных платформ обеспечат дальнейшее выполнение этой программы:
— содействие культуры мира и ненасилия;
— вклад ЮНЕСКО в смягчение последствий изменений климата и адаптации к ним;
— влад ЮНЕСКО в борьбу против ВИЧ/СПИДа;
— оказание поддержки со стороны ЮНЕСКО странам, находящимся в ситуации после конфликта и бедствий;
— вклад ЮНЕСКО в реализацию Программы действия по обеспечению устойчивого развития малых островных развивающихся государств (МОСРГ);
— приоритет Африка и его реализация ЮНЕСКО.
При подготовке документов Проекта 36 С/5 И. Бокова использовала также новые методологические подходы: в начале каждой крупной программы дается обзор мероприятий каждого программного сектора, направленных на усиление действия работы ЮНЕСКО в 2012- 2013 гг., где показаны взаимосвязи между различными компонентами всемирной повестки дня и основными областями компетенции ЮНЕСКО. Способность «наводить мосты» между этими секторами или дисциплинами для решения сложных проблем является преемственной линией в деятельности ЮНЕСКО.
Проект 36 С/5 опирается непосредственно на пять основополагающих функций ЮНЕСКО:
1) лаборатория идей,
2) нормотворческие учреждения,
3) центр обмена информацией,
4) учреждения, содействующие созданию потенциала государств-членов в областях компетенции Организации,
5) катализатор международного сотрудничества.
Эти функции должны обеспечить выполнение на разных уровнях обязанностей ЮНЕСКО, в которые входят:
а) консультирование по вопросам политики и создание институционального потенциала;
б) нормативная деятельность и разработка стандартов, включая анализ взаимосвязи между нормативной и оперативной деятельностью, особенно на становом уровне;
в) мониторинг и установление контрольных показателей;
г) вклад ЮНЕСКО в поддержку усилий по разработке национальных планов развития путем участия в общих мероприятиях системы ООН по страновому программированию.
Проект документа 36 С/ 5 представлен в трех частях (том 1 и том 2 с проектами резолюций и «Техническое приложение», содержащее соответствующие детали бюджета). В первом томе содержатся Проекты резолюций по вопросам общей политики и управления, по реализации программ (1- Образование, 2- Естественные науки, 3- Социальные и гуманитарные науки,4 — Культура, 5 — Коммуникация и информация), а также программы статистического института ЮНЕСКО (СИЮ), межсекторальных платформ, подразделений на местах – выполнение децентрализованных программ и служб, связанных программами. Во втором томе содержатся проекты этих программ и бюджета.
Для того чтобы ЮНЕСКО стала более современной и могла увеличить свое воздействия, И.Боковой были проведено ряд структурных изменений, позволяющих оптимизировать финансовую, организационно-управленческую, контрольно-оценочную, просветительскую и информационную деятельность. В частности, произведена реструктуризация Сектора образования, а также создана новая должность главного сотрудника по вопросам информатики, который будет отвечать за все стратегические решения в области информационных технологий, управления знаниями и информацией и системами ИКТ. Планируется также создание новой структуры — сети подразделений ЮНЕСКО на местах. Региональная сеть должна быть рационализирована, с тем чтобы она соответствовала региональным механизма ООН и другим региональным структурам (банки развития, политические организации и группы) и более активно участвовала в региональных мероприятиях ООН, а также в нормотворческой деятельности. Целью этих реформ стала задача перехода от эффективности затрат к результативности и от ситуации, когда мы правильно идем по пути (ориентация на затраты), к ситуации, когда мы идем по правильному пути (ориентация на итоги/результаты). Нам следует сосредоточить внимание больше на обеспечение эффективности, актуальности и наглядности программ и меньше – на эффективности затрат. Как подчеркнула И.Бокова, Документ 36 С/5 является последним документом нынешней Среднесрочной стратегии, в нем должны быть достигнуты все среднесрочные цели и показаны новые признаки перемен в преддверии новой среднесрочной стратегии ЮНЕСКО.
На кафедре ЮНЕСКО РГПУ им. А.И. Герцена можно ознакомиться с документами ЮНЕСКО, предоставленными участником официальной российской делегации, первым проректором С.А.Гончаровым.
Аналитический обзор подготовлен доцентом кафедры ЮНЕСКО Н.Ф.Золотухиной