Итоговый документ
XI-ой международной научно-практической конференции «Реальность этноса. Роль образования в формировании этнической и межконфессиональной толерантности»
14 – 17 апреля 2009 г. в РГПУ им. А. И. Герцена состоялась XI международная научно-практическая конференция «Реальность этноса. Роль образования в формировании этнической и межконфессиональной толерантности». В рамках конференции состоялись пленарные и секционные заседания, круглый стол «Толерантность ценностей и ценности толерантности», телемост с Югорским университетом (Ханты-Мансийск), концерт-презентация программы фольклорного ансамбля «Северное сияние». Конференция была организована при поддержке Комиссии по делам ЮНЕСКО Российской Федерации, Администрации Санкт-Петербурга, при непосредственном участии Комитета по науке и высшей школе.
Участники конференция «Реальность этноса: Роль образования в формировании этнической и межконфессиональной толерантности» приняли следующие решения и рекомендации:
— конференция «Реальность этноса. Роль образования в формировании этнической и межконфессиональной толерантности» является составной частью большой работы, которая проводится в Санкт-Петербурге по реализации городской «Программы гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности» (2006-2010 гг.). Проведение конференции подтвердило, что в ситуации экспансии идеологии общества потребления, ставшей одной из главных причин мирового финансового кризиса, усиления миграционных потоков и обострения проблем социальной инклюзии, именно образованию как действенному инструменту утверждения общечеловеческих ценностей, формирования духовно стойкой личности и здорового нравственного климата общества должна принадлежать одна из важнейших ролей в решении этой злободневной и чрезвычайно важной социокультурной проблемы;
— важным итогом конференции, отразившемся в характере дискуссий и содержании сборника статей участников конференции, явилась ее принципиальная междисциплинарность. По убеждению участников конференции, только на этой основе, во взаимодействии и в сопряжении различных областей научного знания – истории, философии, этики, социологии, психологии, политологии, правоведения, педагогики, культурологии, этнографии, религиоведения, филологии, искусствоведения, теории коммуникации, конфликтологии – могут решаться такие сложные и многоаспектные проблемы, к каким, несомненно, относятся проблемы формирования толерантного сознания и поведения;
— на основе междисциплинарного подхода участниками конференции была осуществлена экспертная оценка современных проблем толерантности в этническом и межконфессиональном измерении, был сделан вывод о том, что феномен толерантности еще не стал предметом теоретико-методологического консенсуса, существуют разные подходы в разработке методов и технологий формирования культуры толерантных взаимоотношений, прежде всего в образовании разных уровней;
- значительное внимание на конференции было уделено различным национальным культурам и языкам, знакомство с историей и современным развитием которых рассматривается участниками конференции как важнейший фактор формирования этнической и межконфессиональной толерантности. Традиционно уделив большое внимание материалам представителей из регионов Кавказа, Севера, Сибири и Дальнего Востока России, участники конференции констатировали, что проблемы формирования толерантности в этих регионах, профилактики конфликтов, гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений приобретают особенно острый социально-практический смысл.
Конференция рекомендует:
Научному сообществу:
Активнее использовать потенциал общественных объединений ученых, преподавателей вузов и педагогов-практиков как института гражданского общества России в разработке духовно-ценностных ориентиров образовательной политики в области гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений на федеральном и региональном уровнях. Провести комплекс исследований, обеспечивающих дальнейшую междисциплинарную научную экспертизу феномена толерантности и ее роли в формировании духовно стойкой личности, способной жить в поликультурном обществе.
Субъектам Российской Федерации:
Предусмотреть специальный комплекс мер, направленных на развитие социально-педагогической и психологической поддержки семьи как института социализации и формирования гражданской идентичности личности с учетом специфики культурной адаптации мигрантов. Обеспечить подготовку и переподготовку учителей русского языка для работы с семьями мигрантов, открыть группы дополнительного образования по русскому языку для мигрантов при полиэтнических школах и других учебных заведения.
Ввести информационно-аналитический мониторинг по проблемам толерантности и статистике мигрантов в учебных заведениях с последующим обобщением и публикацией материалов исследований в СМИ. Подготовить цикл передач с привлечением представителей разных этнокультурных образований, конфессий, деятелей культуры, ученых, психологов, учителей и других специалистов для выступлений по вопросам ценностей толерантности и поликультурного воспитания на центральном и местном телевидении. Оказывать всемерную поддержку в организации экологических, этнографических, краеведческих экспедиций, в развитии этнохудожественного творчества, проведении фольклорных фестивалей и конкурсов как действенных инструментов формирования культуры толерантности в молодежной среде. Структурам органов государственной власти и местного самоуправления, курирующим вопросы гражданского воспитания, оказывать поддержку общественным организациям и молодежным движениям в проведении акций гражданской солидарности с представителями этнических меньшинств и национальностей, подвергшимся преследованию и насилию со стороны фашиствующих группировок, а также в проведении мероприятий, направленных на прекращение деятельности этих группировок и смягчение межэтнической напряженности.
Министерству образования и науки Российской Федерации:
Разработать и реализовать образовательные программы по переподготовке и повышению квалификации работников образования разных уровней и работников системы социальной помощи населению в области инклюзивного образования и тьютерского сопровождения различных категорий населения в условиях межэтнического и межконфессионального общения.
Организовать на федеральном и региональном уровнях поддержку в развитии всех видов и форм этнохудожественного творчества, в том числе в виде грантов и других способов привлечения финансовых средств для проведения фольклорных фестивалей и конкурсов.
Пропагандировать художественные, этнокультурные, духовные ценности России в рамках участия в международных культурно-образовательных программах и проектах, создавать при участии ЮНЕСКО сети центров русского языка и культуры в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Участники конференции надеются на то, что обсуждение поднятых на ней проблем вызовет заинтересованное внимание и отклик широкой общественности, политиков, деятелей образования и науки в России и за ее рубежами и будет содействовать утверждению ценностей толерантности, устойчивому развитию и расцвету поликультурного сообщества.