ОбщийАбитуриентамСтудентамВыпускникамДополнительное образованиеАспирантура и докторантураБиблиотекаСМИ Карта сайтаПоискПочта
Навигация
Анонсы
нет анонсов

Все анонсы »

СМИ о нас
11 октября 2022

Проект «Александрова дорога»: 1 СЕРИЯ. ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ. НАЧАЛО ПУТИ

03 октября 2022

Телеканал 78: «Реальная политика»

Архив »

РГПУ им. А.И. ГерценаОбщийСтруктураИнституты Институт экономики и управленияКафедра управления образованием и кадрового менеджментаГранты20-313-90009 - Формирование человеческого капитала в системе высшего образования как фактор обеспечения глобальной конкурентоспособности российской высшей школы (2018 – 2020) – РФФИ

20-313-90009 - Формирование человеческого капитала в системе высшего образования как фактор обеспечения глобальной конкурентоспособности российской высшей школы (2018 – 2020) – РФФИ

 

Аннотация проекта

Тематика проекта соответствует утвержденной Научным советом РГПУ им. А. И. Герцена теме кандидатской диссертации и основному научному направлению вуза «Теория и методика социального управления и управления качеством».

Человеческий капитал - важнейший компонент индивидуального и национального благосостояния, основа общественного богатства, ведущий фактор инновационного развития, ключевой ресурс социально-экономического роста. Эффективное использование человеческого капитала и создание условий для его накопления является одним из главных направлений государственной политики России, что нашло отражение в Стратегии инновационного развития и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, в соответствии с которыми интеллектуальный человеческий капитал и творческий потенциал должны стать ведущими факторами инновационного развития и повышения национальной конкурентоспособности.

Ведущим структурным элементом человеческого капитала выступает образование, которое рассматривается развитыми странами как важнейший фактор экономического развития. В этом контексте особую актуальность приобретают исследования влияния высшего образования на формирование человеческого капитала современной России. В Указе Президента РФ № 204 от 7.05.2018 стратегическими целями развития образования определено обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования.

Таким образом, цель исследования состоит в теоретическом обосновании методологии, аналитическом подтверждении и прикладной интерпретации модели, методов и технологий формирования и оценки человеческого капитала в вузе как фактора обеспечения глобальной конкурентоспособности российского высшего образования. Общей научной задачей проекта является исследование процессов воспроизводства и накопления человеческого капитала в вузе, проведение оценки их результативности (индексов человеческого капитала), проверка гипотезы о наличии корреляционной связи между индексами человеческого капитала и уровнем конкурентоспособности вуза.

Исследование человеческого капитала как фактора глобальной конкурентоспособности отечественных вузов и формирования сильного бренда российского высшего образования обеспечит расширение системы знаний о структуре, факторах, условиях и технологиях формирования и накопления человеческого капитала в системе высшего образования, позволит предложить оригинальные подходы, модели, количественные и качественные методы измерения и оценки индексов человеческого капитала и динамики их изменений средствами образования, обосновать представления о человеческом капитале вуза как основе для создания неоспоримых конкурентных преимуществ в условиях глобализации, дополняющие существующие теоретические концепции и их практические приложения.

Разработка на междисциплинарной основе проекта повышения глобальной конкурентоспособности и создания сильных брендов российских вузов за счет целенаправленного управления процессами формирования и развития человеческого капитала позволит комплексно подойти к оценке потребительской ценности образования и эффективности инвестиций в него, распространить этот подход на другие социальные институты.

Научная новизна решаемой в исследовании задачи обуславливается: определением концептуальных оснований и методологии проведения комплексного междисциплинарного анализа человеческого капитала вуза как фактора его глобальной конкурентоспособности и структурного элемента бренда; обобщением и систематизацией существующих подходов к формированию и развитию человеческого капитала в системе высшего образования, обоснованием факторов и условий его продуктивного формирования в вузе; разработкой и апробацией оригинальной модели оценки степени воздействия индексов человеческого капитала на уровень конкурентоспособности вуза; созданием практико-ориентированных рекомендаций по управлению процессами формирования и развития человеческого капитала в вузах и обоснованием на их основе вариантов стратегий прорывного позиционирования и повышения глобальной конкурентоспособности российских вузов.

Прикладная значимость исследований связана с созданием статистического аппарата анализа уровня и динамики развития человеческого капитала в системе высшего образования, с выявлением условий его конвертации в показатели конкурентоспособности и возможностью построения на этой основе рейтингов вузов, с формированием тематического направления исследований, результаты которых позволят создать адекватную научную базу для выбора релевантных стратегий развития вузов в целях наращивания человеческого капитала и повышения их глобальной конкурентоспособности.

 

Цели и задачи исследований

Эффективное использование человеческого капитала и создание условий для его восполнения является одним из главных направлением государственной политики России, которое отражено в Стратегии инновационного развития Российской Федерации и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, в соответствии с которыми интеллектуальный человеческий капитал и творческий потенциал должны стать ведущими факторами инновационного развития и повышения национальной конкурентоспособности.

В Указе Президента РФ № 204 от 7.05.2018 стратегическими целями развития образования определено обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования.

Во всем мире активно развиваются многочисленные рейтинги вузов, базирующиеся на таких показателях, как: количество Нобелевских лауреатов, объемы финансирования научных исследований, достижения в различных предметных областях знаний и т.д. Однако, представляется, что оценка глобальной конкурентоспособности национальных систем образования должна основываться, в первую очередь, на создаваемых образованием системных эффектах, степени его влияния на социально-экономические процессы, в том числе в долгосрочной перспективе, которые, в немалой степени, определяются индексами развития человеческого капитала.

Таким образом, цель исследования состоит в теоретическом обосновании методологии, аналитическом подтверждении и прикладной интерпретации модели методов и технологий формирования и оценки человеческого капитала в вузе как фактора обеспечения глобальной конкурентоспособности российского высшего образования. Общей научной задачей проекта является исследование процессов воспроизводства и накопления человеческого капитала в вузе, проведение оценки их результативности (индексов человеческого капитала) и проверка гипотезы о наличии прямой и обратной связи индексов человеческого капитала с уровнем конкурентоспособности вуза.

Конкретные задачи проекта включают:

- классификацию проблемных областей, связанных с накоплением, развитием и использованием человеческого капитала в РФ, изучение, описание и анализ социально-экономических условий и закономерностей формирования человеческого капитала в России в сопоставлении с условиями других стран и тенденциями мирового развития;

- обоснование методологии и принципов междисциплинарного исследования человеческого капитала с учетом новых императивов и особенностей его формирования в современном постиндустриальном информационном обществе;

- актуализацию научного знания о человеческом капитале как структурном элементе национальной экономики, концептуализацию понимания человеческого капитала в условиях экономики знаний и конкретизацию требований к его структуре с выделением новых и перспективных форм проявления;

- изучение и анализ состояния и тенденций развития системы высшего образования РФ как среды формирования человеческого капитала, оценка эффективности государственных и частных инвестиций в человеческий капитал, выявление социально-экономических условий и закономерностей трансформации институтов воспроизводства и развития человеческого капитала;

- обобщение и систематизацию существующих подходов к формированию человеческого капитала в системе высшего образования на основе теории добавленной ценности, систематизация лучшего опыта управления процессами формирования и развития человеческого капитала в ведущих вузах мира («университетах мирового класса»);

- характеристику разрывов и дисфункций в процессах формирования и развития человеческого капитала в системе высшего образования РФ;

- идентификацию прогностических характеристик факторов, влияющих на структуру, величину и валентность человеческого капитала вуза, разработку на основе товарного, функционального и воспроизводственного подходов методологии и инструментария исследования фиктивного и негативного компонентов человеческого капитала вуза;

- футуристический прогноз вариативных форм и методов формирования и развития человеческого капитала в системе высшего образования;

- систематизацию, анализ и классификацию существующих подходов к измерению человеческого капитала, разработку модели, методов, технологий и инструментария качественных и количественных измерений структуры и динамики изменений индексов человеческого капитала в вузе;

- разработку системы качественных и количественных показателей для оценки степени воздействия величины (индекса) человеческого капитала вуза на уровень его конкурентоспособности и силу бренда;

- разработку системы качественных и количественных показателей для оценки степени воздействия уровня конкурентоспособности и силы бренда вуза на результативность процессов формирования и развития в нем человеческого капитала;

- анализ количественной взаимосвязи величины (индекса) человеческого капитала вуза, уровня его конкурентоспособности и силы бренда;

- разработка дизайна, инструментария и методики эмпирического исследования ценности бренда вуза как показателя величины его человеческого капитала и уровня конкурентоспособности, проведение оценки вклада человеческого капитала в формирование сильного бренда вуза и выбор стратегий его позиционирования;

- обоснование модели оценки проектов развития человеческого капитала вуза на основе установления корреляционной зависимости эффектов проекта и усиления конкурентных преимуществ и бренда вуза, генерация условий для реализации перспективных проектов, способствующих росту глобальной конкурентоспособности вуза;

- подготовка серии научных статей по результатам исследований;

- разработка по результатам исследования и реализация образовательного модуля по управлению человеческим капиталом вуза в рамках основных и дополнительных профессиональных образовательных программ.

 

Ожидаемые результаты и их научная значимость

Реализация проекта позволит восполнить существующие лакуны в рамках тематических исследований российской высшей школы и получить новое научное междисциплинарное знание о сущности и способах формирования и развития человеческого капитала средствами высшего образования в контексте повышения глобальной конкурентоспособности и позиционирования российских вузов.

Ожидаемыми результатами исследования являются:

- систематизированный перечень существующих подходов к структурированию и анализу человеческого капитала как предмета междисциплинарного исследования;

- структурно-функциональная модель человеческого капитала в постиндустриальном обществе и экономике знаний;

- аналитический материал по результатам анализа состояния и тенденций развития системы высшего образования РФ как ведущего фактора и среды формирования человеческого капитала;

- обобщенный мировой и отечественный опыт формирования человеческого капитала в системе высшего образования и его интерпретация на основе теории добавленной ценности, систематизированные практики (кейсы) университетов мирового класса по управлению процессами формирования и развития человеческого капитала в целях повышения конкурентоспособности и глобального позиционирования вуза;

- результаты факторного анализа влияния системы высшего образования на индексы человеческого капитала, база данных социальных, экономических, политических, культурных, этических условий формирования человеческого капитала в вузах РФ;

- модель влияния внутрисистемных факторов высшего образования на формирование человеческого капитала, силу бренда и уровень конкурентоспособности вуза;

- классифицированный перечень основных характеристик человеческого капитала, необходимых для формирования и развития устойчивого конкурентного преимущества вуза при выборе разных типов стратегий его позиционирования;

- количественные данные измерений индексов человеческого капитала вузов и динамики их развития по доступным для анализа данным, качественный анализ оценок экспертов;

- авторская методика измерения уровня и динамики развития человеческого капитала на основе оценки добавленной ценности, апробированный алгоритм определения количественных и количественных показателей человеческого капитала в их взаимосвязи с уровнем конкурентоспособности и силой бренда вуза;

- результаты корреляционного анализа величины (индекса) человеческого капитала вуза и показателей его конкурентоспособности;

- процессная модель и технологические карты развития человеческого капитала в вузе, комплекс рекомендаций по управлению процессами формирования и развития человеческого капитала в вузе с целью повышения его конкурентоспособности;

- модель оценки проектов развития человеческого капитала вуза с учетом корреляционной зависимости эффектов проекта и роста глобальной конкурентоспособности вуза;

- подготовленная к публикации серия статей (не менее 5) по материалам выполненных исследований;

- образовательный модуль по управлению человеческим капиталом вуза.

Научная значимость результатов исследования состоит: в определении концептуальных оснований и методологии проведения комплексного междисциплинарного анализа человеческого капитала вуза как фактора его глобальной конкурентоспособности и структурного элемента бренда; в обобщении и систематизации существующих подходов к формированию и развитию человеческого капитала в системе высшего образования; в уточнении сущности и структуры человеческого капитала в условиях перехода к постиндустриальному обществу и экономике знаний; в выявлении неактуализированного потенциала высшего образования в процессах развития человеческого капитала, выявлении факторов и условий его продуктивного формирования вузе; в разработке системы количественных показателей для оценки степени воздействия индексов человеческого капитала на уровень конкурентоспособности вуза, создании модели, методов и инструментария количественных измерений индексов  человеческого капитала и динамики их изменений во взаимосвязи с уровнем конкурентоспособности и силой бренда вуза и проведении их апробации в системе высшего образования; в создании научно обоснованной системы мониторинга человеческого капитала в системе высшего образования; в представлении мировому научному сообществу результатов выполненных исследований в публикациях исполнителей проекта.

Прикладная значимость исследований связана с созданием статистического аппарата анализа уровня и динамики развития человеческого капитала в системе высшего образования, с выявлением условий его конвертации в показатели конкурентоспособности и стратегии позиционирования вуза, с формированием тематического направления исследований, результаты которых позволят создать адекватную научную базу для выбора релевантных стратегий развития вузов в целях наращивания человеческого капитала и повышения их глобальной конкурентоспособности.

Практическая значимость исследования обусловлена:

- направленностью исследования на решение актуальных проблем российского высшего образования, связанных с повышением его конкурентоспособности;

- возможностью широкого использования полученных результатов в практике работы вузов РФ;

- востребованностью исследователями современного образования эмпирических данных о процессах накопления человеческого капитала в системе высшего образования;

- созданием в процессе исследования тиражируемого инструментария и методик диагностики и анализа человеческого капитала, его связи с уровнем конкурентоспособности и силой бренда вуза.

Результаты работы будут полезны руководителям органов управления образованием и вузов, педагогической общественности, а также исследователям современной системы высшего образования. Бенефициарами результатов исследования могут выступить все заинтересованные в наращивании человеческого капитала как основы для повышения качества жизни и глобальной конкурентоспособности субъекты.

Кроме того, полученные результаты исследований могут быть использованы в образовательном процессе:

- в программах бакалавриата и магистратуры по направлениям «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» с разнообразными профилями;

- в программах бакалавриата и магистратуры по направлениям «Государственное и муниципальное управление», «Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом» с разнообразными профилями;

- в программах профессиональной переподготовки «Управление образованием»;

- в программах повышения квалификации педагогических работников, руководителей образовательных учреждений, экспертов в сфере образования.

Последнее изменение: 16 декабря 2020 г. в 18:39:04
Автор: Колесников Юрий Юрьевич
Основные сведения | Структура | Управление | Наука | Образование | Деятельность | Инновации | СМИ | Как нас найти | Работа в университете

Сведения об образовательной организации

Cведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи (информация размещена в соответствии с Приказом Минтруда России от 30.01.2015 № 51н)

Сведения о среднемесячной заработной плате руководителя, его заместителей и главного бухгалтера (информация размещена в соответствии с Постановлением Правительства от 28.12.2016 № 1521)

Противодействие коррупции

 

 

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗРУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Это интересно

   

Онлайн курсы Герценовского университета
Образовательный центр Сириус
 
Новости

Архив »

Политика конфиденциальности
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена © 2024
Связь с администраторомСвязь с администратором