20-313-90009 - Формирование человеческого капитала в системе высшего образования как фактор обеспечения глобальной конкурентоспособности российской высшей школы (2018 – 2020) – РФФИ
Аннотация проекта
Тематика проекта соответствует утвержденной Научным советом РГПУ им. А. И. Герцена теме кандидатской диссертации и основному научному направлению вуза «Теория и методика социального управления и управления качеством».
Человеческий капитал - важнейший компонент индивидуального и национального благосостояния, основа общественного богатства, ведущий фактор инновационного развития, ключевой ресурс социально-экономического роста. Эффективное использование человеческого капитала и создание условий для его накопления является одним из главных направлений государственной политики России, что нашло отражение в Стратегии инновационного развития и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, в соответствии с которыми интеллектуальный человеческий капитал и творческий потенциал должны стать ведущими факторами инновационного развития и повышения национальной конкурентоспособности.
Ведущим структурным элементом человеческого капитала выступает образование, которое рассматривается развитыми странами как важнейший фактор экономического развития. В этом контексте особую актуальность приобретают исследования влияния высшего образования на формирование человеческого капитала современной России. В Указе Президента РФ № 204 от 7.05.2018 стратегическими целями развития образования определено обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования.
Таким образом, цель исследования состоит в теоретическом обосновании методологии, аналитическом подтверждении и прикладной интерпретации модели, методов и технологий формирования и оценки человеческого капитала в вузе как фактора обеспечения глобальной конкурентоспособности российского высшего образования. Общей научной задачей проекта является исследование процессов воспроизводства и накопления человеческого капитала в вузе, проведение оценки их результативности (индексов человеческого капитала), проверка гипотезы о наличии корреляционной связи между индексами человеческого капитала и уровнем конкурентоспособности вуза.
Исследование человеческого капитала как фактора глобальной конкурентоспособности отечественных вузов и формирования сильного бренда российского высшего образования обеспечит расширение системы знаний о структуре, факторах, условиях и технологиях формирования и накопления человеческого капитала в системе высшего образования, позволит предложить оригинальные подходы, модели, количественные и качественные методы измерения и оценки индексов человеческого капитала и динамики их изменений средствами образования, обосновать представления о человеческом капитале вуза как основе для создания неоспоримых конкурентных преимуществ в условиях глобализации, дополняющие существующие теоретические концепции и их практические приложения.
Разработка на междисциплинарной основе проекта повышения глобальной конкурентоспособности и создания сильных брендов российских вузов за счет целенаправленного управления процессами формирования и развития человеческого капитала позволит комплексно подойти к оценке потребительской ценности образования и эффективности инвестиций в него, распространить этот подход на другие социальные институты.
Научная новизна решаемой в исследовании задачи обуславливается: определением концептуальных оснований и методологии проведения комплексного междисциплинарного анализа человеческого капитала вуза как фактора его глобальной конкурентоспособности и структурного элемента бренда; обобщением и систематизацией существующих подходов к формированию и развитию человеческого капитала в системе высшего образования, обоснованием факторов и условий его продуктивного формирования в вузе; разработкой и апробацией оригинальной модели оценки степени воздействия индексов человеческого капитала на уровень конкурентоспособности вуза; созданием практико-ориентированных рекомендаций по управлению процессами формирования и развития человеческого капитала в вузах и обоснованием на их основе вариантов стратегий прорывного позиционирования и повышения глобальной конкурентоспособности российских вузов.
Прикладная значимость исследований связана с созданием статистического аппарата анализа уровня и динамики развития человеческого капитала в системе высшего образования, с выявлением условий его конвертации в показатели конкурентоспособности и возможностью построения на этой основе рейтингов вузов, с формированием тематического направления исследований, результаты которых позволят создать адекватную научную базу для выбора релевантных стратегий развития вузов в целях наращивания человеческого капитала и повышения их глобальной конкурентоспособности.
Цели и задачи исследований
Эффективное использование человеческого капитала и создание условий для его восполнения является одним из главных направлением государственной политики России, которое отражено в Стратегии инновационного развития Российской Федерации и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, в соответствии с которыми интеллектуальный человеческий капитал и творческий потенциал должны стать ведущими факторами инновационного развития и повышения национальной конкурентоспособности.
В Указе Президента РФ № 204 от 7.05.2018 стратегическими целями развития образования определено обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования.
Во всем мире активно развиваются многочисленные рейтинги вузов, базирующиеся на таких показателях, как: количество Нобелевских лауреатов, объемы финансирования научных исследований, достижения в различных предметных областях знаний и т.д. Однако, представляется, что оценка глобальной конкурентоспособности национальных систем образования должна основываться, в первую очередь, на создаваемых образованием системных эффектах, степени его влияния на социально-экономические процессы, в том числе в долгосрочной перспективе, которые, в немалой степени, определяются индексами развития человеческого капитала.
Таким образом, цель исследования состоит в теоретическом обосновании методологии, аналитическом подтверждении и прикладной интерпретации модели методов и технологий формирования и оценки человеческого капитала в вузе как фактора обеспечения глобальной конкурентоспособности российского высшего образования. Общей научной задачей проекта является исследование процессов воспроизводства и накопления человеческого капитала в вузе, проведение оценки их результативности (индексов человеческого капитала) и проверка гипотезы о наличии прямой и обратной связи индексов человеческого капитала с уровнем конкурентоспособности вуза.
Конкретные задачи проекта включают:
- классификацию проблемных областей, связанных с накоплением, развитием и использованием человеческого капитала в РФ, изучение, описание и анализ социально-экономических условий и закономерностей формирования человеческого капитала в России в сопоставлении с условиями других стран и тенденциями мирового развития;
- обоснование методологии и принципов междисциплинарного исследования человеческого капитала с учетом новых императивов и особенностей его формирования в современном постиндустриальном информационном обществе;
- актуализацию научного знания о человеческом капитале как структурном элементе национальной экономики, концептуализацию понимания человеческого капитала в условиях экономики знаний и конкретизацию требований к его структуре с выделением новых и перспективных форм проявления;
- изучение и анализ состояния и тенденций развития системы высшего образования РФ как среды формирования человеческого капитала, оценка эффективности государственных и частных инвестиций в человеческий капитал, выявление социально-экономических условий и закономерностей трансформации институтов воспроизводства и развития человеческого капитала;
- обобщение и систематизацию существующих подходов к формированию человеческого капитала в системе высшего образования на основе теории добавленной ценности, систематизация лучшего опыта управления процессами формирования и развития человеческого капитала в ведущих вузах мира («университетах мирового класса»);
- характеристику разрывов и дисфункций в процессах формирования и развития человеческого капитала в системе высшего образования РФ;
- идентификацию прогностических характеристик факторов, влияющих на структуру, величину и валентность человеческого капитала вуза, разработку на основе товарного, функционального и воспроизводственного подходов методологии и инструментария исследования фиктивного и негативного компонентов человеческого капитала вуза;
- футуристический прогноз вариативных форм и методов формирования и развития человеческого капитала в системе высшего образования;
- систематизацию, анализ и классификацию существующих подходов к измерению человеческого капитала, разработку модели, методов, технологий и инструментария качественных и количественных измерений структуры и динамики изменений индексов человеческого капитала в вузе;
- разработку системы качественных и количественных показателей для оценки степени воздействия величины (индекса) человеческого капитала вуза на уровень его конкурентоспособности и силу бренда;
- разработку системы качественных и количественных показателей для оценки степени воздействия уровня конкурентоспособности и силы бренда вуза на результативность процессов формирования и развития в нем человеческого капитала;
- анализ количественной взаимосвязи величины (индекса) человеческого капитала вуза, уровня его конкурентоспособности и силы бренда;
- разработка дизайна, инструментария и методики эмпирического исследования ценности бренда вуза как показателя величины его человеческого капитала и уровня конкурентоспособности, проведение оценки вклада человеческого капитала в формирование сильного бренда вуза и выбор стратегий его позиционирования;
- обоснование модели оценки проектов развития человеческого капитала вуза на основе установления корреляционной зависимости эффектов проекта и усиления конкурентных преимуществ и бренда вуза, генерация условий для реализации перспективных проектов, способствующих росту глобальной конкурентоспособности вуза;
- подготовка серии научных статей по результатам исследований;
- разработка по результатам исследования и реализация образовательного модуля по управлению человеческим капиталом вуза в рамках основных и дополнительных профессиональных образовательных программ.
Ожидаемые результаты и их научная значимость
Реализация проекта позволит восполнить существующие лакуны в рамках тематических исследований российской высшей школы и получить новое научное междисциплинарное знание о сущности и способах формирования и развития человеческого капитала средствами высшего образования в контексте повышения глобальной конкурентоспособности и позиционирования российских вузов.
Ожидаемыми результатами исследования являются:
- систематизированный перечень существующих подходов к структурированию и анализу человеческого капитала как предмета междисциплинарного исследования;
- структурно-функциональная модель человеческого капитала в постиндустриальном обществе и экономике знаний;
- аналитический материал по результатам анализа состояния и тенденций развития системы высшего образования РФ как ведущего фактора и среды формирования человеческого капитала;
- обобщенный мировой и отечественный опыт формирования человеческого капитала в системе высшего образования и его интерпретация на основе теории добавленной ценности, систематизированные практики (кейсы) университетов мирового класса по управлению процессами формирования и развития человеческого капитала в целях повышения конкурентоспособности и глобального позиционирования вуза;
- результаты факторного анализа влияния системы высшего образования на индексы человеческого капитала, база данных социальных, экономических, политических, культурных, этических условий формирования человеческого капитала в вузах РФ;
- модель влияния внутрисистемных факторов высшего образования на формирование человеческого капитала, силу бренда и уровень конкурентоспособности вуза;
- классифицированный перечень основных характеристик человеческого капитала, необходимых для формирования и развития устойчивого конкурентного преимущества вуза при выборе разных типов стратегий его позиционирования;
- количественные данные измерений индексов человеческого капитала вузов и динамики их развития по доступным для анализа данным, качественный анализ оценок экспертов;
- авторская методика измерения уровня и динамики развития человеческого капитала на основе оценки добавленной ценности, апробированный алгоритм определения количественных и количественных показателей человеческого капитала в их взаимосвязи с уровнем конкурентоспособности и силой бренда вуза;
- результаты корреляционного анализа величины (индекса) человеческого капитала вуза и показателей его конкурентоспособности;
- процессная модель и технологические карты развития человеческого капитала в вузе, комплекс рекомендаций по управлению процессами формирования и развития человеческого капитала в вузе с целью повышения его конкурентоспособности;
- модель оценки проектов развития человеческого капитала вуза с учетом корреляционной зависимости эффектов проекта и роста глобальной конкурентоспособности вуза;
- подготовленная к публикации серия статей (не менее 5) по материалам выполненных исследований;
- образовательный модуль по управлению человеческим капиталом вуза.
Научная значимость результатов исследования состоит: в определении концептуальных оснований и методологии проведения комплексного междисциплинарного анализа человеческого капитала вуза как фактора его глобальной конкурентоспособности и структурного элемента бренда; в обобщении и систематизации существующих подходов к формированию и развитию человеческого капитала в системе высшего образования; в уточнении сущности и структуры человеческого капитала в условиях перехода к постиндустриальному обществу и экономике знаний; в выявлении неактуализированного потенциала высшего образования в процессах развития человеческого капитала, выявлении факторов и условий его продуктивного формирования вузе; в разработке системы количественных показателей для оценки степени воздействия индексов человеческого капитала на уровень конкурентоспособности вуза, создании модели, методов и инструментария количественных измерений индексов человеческого капитала и динамики их изменений во взаимосвязи с уровнем конкурентоспособности и силой бренда вуза и проведении их апробации в системе высшего образования; в создании научно обоснованной системы мониторинга человеческого капитала в системе высшего образования; в представлении мировому научному сообществу результатов выполненных исследований в публикациях исполнителей проекта.
Прикладная значимость исследований связана с созданием статистического аппарата анализа уровня и динамики развития человеческого капитала в системе высшего образования, с выявлением условий его конвертации в показатели конкурентоспособности и стратегии позиционирования вуза, с формированием тематического направления исследований, результаты которых позволят создать адекватную научную базу для выбора релевантных стратегий развития вузов в целях наращивания человеческого капитала и повышения их глобальной конкурентоспособности.
Практическая значимость исследования обусловлена:
- направленностью исследования на решение актуальных проблем российского высшего образования, связанных с повышением его конкурентоспособности;
- возможностью широкого использования полученных результатов в практике работы вузов РФ;
- востребованностью исследователями современного образования эмпирических данных о процессах накопления человеческого капитала в системе высшего образования;
- созданием в процессе исследования тиражируемого инструментария и методик диагностики и анализа человеческого капитала, его связи с уровнем конкурентоспособности и силой бренда вуза.
Результаты работы будут полезны руководителям органов управления образованием и вузов, педагогической общественности, а также исследователям современной системы высшего образования. Бенефициарами результатов исследования могут выступить все заинтересованные в наращивании человеческого капитала как основы для повышения качества жизни и глобальной конкурентоспособности субъекты.
Кроме того, полученные результаты исследований могут быть использованы в образовательном процессе:
- в программах бакалавриата и магистратуры по направлениям «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» с разнообразными профилями;
- в программах бакалавриата и магистратуры по направлениям «Государственное и муниципальное управление», «Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом» с разнообразными профилями;
- в программах профессиональной переподготовки «Управление образованием»;
- в программах повышения квалификации педагогических работников, руководителей образовательных учреждений, экспертов в сфере образования.