ОбщийАбитуриентамСтудентамВыпускникамДополнительное образованиеАспирантура и докторантураБиблиотекаСМИ Карта сайтаПоискПочта
Навигация
Анонсы
нет анонсов

Все анонсы »

СМИ о нас
11 октября 2022

Проект «Александрова дорога»: 1 СЕРИЯ. ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ. НАЧАЛО ПУТИ

03 октября 2022

Телеканал 78: «Реальная политика»

Архив »

РГПУ им. А.И. ГерценаОбщийСтруктураИнституты Институт экономики и управленияКафедра управления образованием и кадрового менеджментаГранты19-011-33058 - Детерминанты ценностных систем в формировании политической идентичности современной российской молодежи (2019) – РФФИ

19-011-33058 - Детерминанты ценностных систем в формировании политической идентичности современной российской молодежи (2019) – РФФИ

 

Актуальность исследования

В «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р, отмечается, что в условиях глобальных вызовов и социально-экономической нестабильности стратегические преимущества будут иметь те государства, которые смогут эффективно и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь. В последние годы в Российской Федерации создаются конкретные и действенные механизмы реализации этого потенциала. Возникло и обрело политический вес множество молодежных общественно-политических организаций, возродилось студенческое и ученическое самоуправление, в большинстве регионов страны созданы «молодежные парламенты», «молодежные правительства», практически все субъекты РФ формируют управленческий резерв из числа молодежных активистов. Социально-трансформационные процессы, происходящие в современном российском обществе, заставляют по-новому взглянуть на политическое самоопределение молодежи, перспективы ее социализации и интеграции в политическую систему, задают новые параметры оценки действенности существующих методов и форм формирования политической культуры и политической активности молодежи. Политическая культура молодежи рассматривается как важнейший ресурс социального согласия и демократического развития страны. Молодежь является наиболее восприимчивой к процессам трансформации социальных норм и традиций, поскольку в силу специфики своего возраста и отношения к жизни именно она быстрее других усваивает новые ценности и более других нуждается в политической и гражданской идентичности, «встроенности» в политическое и правовое пространство. Поэтому изучение проблем формирования политической культуры подрастающего поколения, анализа характера и силы влияния совокупности агентов социализации на процесс формирования политической идентичности молодежи является чрезвычайно актуальной проблематикой общественно-политических наук.

Формирование политической идентичности современной российской молодежи – одно из базовых направлений реализации государственной молодежной политики, общая рамка системных преобразований, которые определяют стратегическую перспективу социально-экономического развития страны. Эта проблема в последние годы находится в фокусе особого исследовательского интереса. В политической теории, социологии, социальной психологии, экономике, менеджменте накоплен значительный объем научных знаний и достигнут определенный прогресс в отношении использования современных моделей и методов формирования политической культуры и политической идентичности населения. Вместе с тем, результаты исследований показывают, что, несмотря на принимаемые меры, в политической жизни страны принимают активное участие лишь 3% молодежи, 27,5% следят за политической жизнью, около 41% интересуются политикой от случая к случаю, а почти 28% вообще не проявляют к ней никакого интереса. Представляя собой один из самых значимых ресурсов социального развития, молодежь не проявляет ожидаемой от нее политической активности. Наряду с проблемами экономического характера в постиндустриальном обществе происходит деградация систем ценностей, а семья, система образования и другие социальные и политические институты не справляются с функцией сохранения и воспроизводства общественных ценностей и традиций российской государственности. Особенностями политической культуры современной молодежи РФ является фрагментированность и аморфность. Низкая оценка деятельности ряда политических организаций экстраполируется на деятельность государства. Тревожным симптомом является низкая активность участия молодежи в деятельности общественных организаций. Налицо противоречие между желанием перемен и низким уровнем самоорганизации при выражении своих политических интересов. Рост сложности, неопределенности и неоднородности внешней среды приводит к усилению дивергенции в молодежной среде, внутри молодежи нарастает проблема социального отчуждения, порождающая феномен политической апатии. Атомизация и распад традиционных общественных связей приводят к поиску групп, дающих поддержку, ощущение защищенности и стабильности. Такими группами нередко становятся замкнутые сообщества с присущими им кодами различения «своих» и «чужих». Подобные формы социальной и политической идентичности опираются на различия, а не на единство, что деформирует идею гражданства и делает невозможным нормальное функционирование демократических институтов. При этом в сознании молодого поколения присутствует достаточно четкое понимание того, что необходимо для сохранения единства нации и традиционной культуры, однако между ценностными ориентациями и поведенческими установками наблюдается несоответствие, политическая идентичность российской молодежи обладает скорее эмоциональным, нежели действенным характером. В подобной ситуации молодые люди под влиянием социальных изменений вынуждены экстренно вырабатывать новые идентичности, что сопряжено с ростом социальных конфликтов и рисков. Это объясняет противоречивый характер современной модели политической идентичности молодежи, формирующейся как приспособительный к изменяющейся реальности механизм.

Социально-политическая ситуация в стране во многом определяется тем, носительницей каких ценностей является молодежь. Ведущей целью государственной молодежной политики провозглашено формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы нашего государства, предусматривающей создание условий для воспитания и развития молодежи, знающей и ответственно реализующей свои конституционные права и обязанности, обладающей гуманистическим мировоззрением, устойчивой системой нравственных и гражданских ценностей, проявляющей знание своего культурного, исторического, национального наследия и уважение к его многообразию, а также развитие в молодежной среде культуры созидательных межэтнических отношений. Именно поэтому ценностные ориентации молодёжи оказываются объектом воспитания и целенаправленного воздействия государства и общества, а процесс их формирования - важнейшим направлением молодежной политики.

Современная молодежь зачастую не принимает ценностную архаику вчерашнего дня, а новая ценностная система оказывается до конца не сформированной или формируется под воздействием неуправляемых факторов. В результате возникают кризисные явления в процессах политической идентификации молодежи, следствием которых, в первую очередь, является снижение рейтинга ценностей социального долженствования, что существенно ослабляет субъектную активность молодых людей в структуре общественных взаимодействий. Это ведет к формированию межгенерационных ценностных различий, поколенческому разрыву, возрастанию рисков социально-политических конфликтов.

Все вышесказанное доказывает актуальность исследований структуры ценностей современной российской молодежи. В условиях кризиса доверия граждан к государственным институтам актуальность исследования проблемы влияния ценностных установок на выбираемые модели поведения особенно велика для специалистов в области политических наук.

Кроме того, актуальность исследования ценностных систем молодежи обусловлена необходимостью интеграции общественно-политических наук в целостное кросс-дисциплинарное научное исследование на общей методологической платформе гуманитарного знания в направлениях:

- разработки специального инструментария в части количественных измерений и качественных интерпретаций систем молодежных ценностей в их взаимосвязи с процессами формирования политической идентичности;

- определения перспективных направлений исследований в общественно-политической сфере, задающих значимые междисциплинарные темы научного анализа.

Вместе с тем, анализ уровня научной проработки этих направлений указывает на ряд существующих проблем, которые затрудняют концептуальное обоснование и практическую реализацию моделей формирования политической идентичности современной молодежи. Среди них:

- недостаточность объективных данных о наличных системах базовых и инструментальных ценностей молодежи и динамике их изменения, а также оценок степени их влияния на формирование политической идентичности;

- отсутствие данных об уровне дивергентности ценностных структур в молодежной среде;

- отсутствие системного описания и обобщения мирового опыта и лучших отечественных и зарубежных практик применения концепции ценностно-ориентированного управления для формирования политической идентичности.

Таким образом, проблемное поле исследования группируется вокруг следующих противоречий:

- между стратегическими целями развития российского государства и общества и низким уровнем вовлеченности молодежи в политические процессы;

- между необходимостью интеграции и кооперации деятельности различных политических институтов на основе общих систем ценностей и их автономизацией, изолированностью, функциональной раздробленностью, несогласованностью задач, обусловленных конфликтом интересов;

- между требованиями к созданию эффективных механизмов формирования политической идентичности и политического самосознания молодежи и недостаточным уровнем использования возможностей ценностно-ориентированного управления этими процессами;

- между наличием детально разработанных и общепризнанных методов ценностных измерений и отсутствием актуальных данных о системах ценностей различных групп молодежи и детерминирующих их факторах.

Актуальность исследований системы ценностей и факторов формирования политической идентичности современной молодежи отражает переориентацию общественно-политических наук на проблемы более эффективного формирования политической культуры, а также поиск дополнительных ресурсов и возможностей повышения политической активности населения как ведущего условия становления гражданского общества. При этом в качестве важнейших детерминант политической стабильности и общественного согласия исследователями все чаще рассматриваются ценностные структуры, отражающие специфику взаимоотношений субъектов политических процессов в новых социально-экономических условиях. Исследование строится на предположении, что конструктивные социальные отношения, понимание и согласование систем ценностей в значительной степени будет содействовать не только укреплению репутации государственных институтов и доверия к ним в молодежной среде, но и повышению общественно-политической активности молодежи и конструированию новых моделей ее политического поведения.

Цель и задачи исследования

Исследование направлено на определение специфики и оценку динамики изменений системы ценностей современной российской молодежи, а также выявление детерминирующих ее факторов в контексте формирования политической идентичности и повышения степени участия молодежи в общественно-политических процессах. Разрабатываемые в проекте теоретические модели и интерпретации эмпирических данных анализировались во взаимосвязи с реализуемой государственной молодежной политикой, тенденциями и перспективами социально-экономического развития.

В рамках проекта решались следующие задачи:

•        определение сущности понятия «ценность» в пространстве научного дискурса политической идентичности, характеристика структуры молодежных ценностей как базового условия политической стабильности и повышения общественно-политической активности молодежи;

•        классификация проблемных областей, связанных с формированием ценностных приоритетов молодежи в контексте глобальных вызовов современности, анализ их соответствия основным направлениям государственной молодежной политики, оценка степени их влияния на политическое самосознание и политическую активность молодежи;

•        систематизация способов структурирования ценностного пространства молодежи, обобщение опыта формирования политической идентичности на основе систем ценностей с учетом национальной специфики и во взаимосвязи с трендами социально-экономического развития;

•        разработка и апробация инструментария и методик для проведения измерений и анализа систем терминальных и инструментальных ценностей, проведение эмпирического исследования и анализ его результатов для выявления общих тенденций изменения ценностных систем и их конгруэнтности, оценки восприятия молодежью политических институтов и уровня доверия к ним, и на этой основе определение наиболее эффективных механизмов формирования ценностных систем и повышения общественно-политической активности современной российской молодежи;

•        анализ факторов, определяющих структуру ценностных систем современной российской молодежи, оценка степени их влияния на процесс политической идентификации;

•        подготовка серии научных статей по результатам исследований;

•        развитие исследовательских компетенций студентов и школьников – исполнителей проекта.

Методы исследования

Исследование строится на принципах нормативно-ценностного, социологического, институционального подходов, общенаучной методологии, предполагающей междисциплинарный, комплексный структурно-функциональный анализ ценностных систем, основывающейся на единстве исторического и логического, качественного и количественного описания исследуемых феноменов.

В исследовании задействованы общенаучные методы, включающие: библиографический поиск, предметную систематизацию, дескриптивный метод исследования научных и методических источников по проблеме, факторный и корреляционный анализ, метод группировок и агрегирования данных, методы социологических исследований и др.

Программа исследования включала в себя следующие этапы и блоки.

1. Определение и уточнение основных концептов исследования - «современная молодежь», «ценности», «социальное доверие», «политическая идентичность», «общественно-политическая активность».

Результаты исследования, в котором приняли участие 349 респондентов различных возрастных групп (15-18, 19-21, 22-25, 26-39, 40-60) свидетельствуют о значительном разбросе представлений и мнений как в отношении понятий «ценности», так и в формулировке факторов, на них влияющих, и оценке их значения в формировании политической идентичности. Вместе с тем, результаты социологического опроса позволяют утверждать, что подавляющее большинство респондентов рассматривают систему ценностей как главный индикатор уровня личностной зрелости и консолидации общества, а предпринимаемые по их формированию усилия - как наиболее адекватный способ достижения политической стабильности и общественного согласия.

2. Оценка уровня социального доверия.

Адекватным для целей исследования является использование для оценки методик международных обзоров, таких как «Международный обзор ценностей» (World Values Survey) и «Европейское социальное исследование» (European Social Survey — ESS). Однако, с учетом специфики объекта исследования, очевидно, что эти методики модифицированы.

Для измерения использовалось следующие показателей:

а) Общий уровень личностного доверия.

Данный показатель вычисляется как среднее арифметическое по вопросам, позволяющим оценить, насколько респондент склонен доверять другим людям.

б) Уровень институционального доверия.

Для оценки уровня институционального доверия респонденту предлагалось оценить, насколько он доверяет или не доверяет власти, политическим партиям, разделяет цели и ценности государства, способность оказывать влияние на политику, готовность участвовать в общественно-политической жизни.

в) Характеристики групповой идентичности - принадлежности к стране, нации, региональному, местному сообществу, готовность участвовать в решении их проблем.

г) Воспринимаемый уровень социального доверия – чувство социальной защищенности, удовлетворенность социальной политикой, качество социальных институтов.

Результатом исследования стала достаточно развернутые и полные характеристики уровня социального доверия и идентичности.

3. Определение базовых и инструментальных ценностей представителей различных возрастных групп.

Для исследования базовых (терминальных) и инструментальных ценностей использовалась ценностная классификация М. Рокича. В опросе принял участие 471 человек в возрасте от 15 до 60 лет.

Исследование не подтвердило гипотезу о якобы имеющемся межпоколенном «ценностном разрыве», системы базовых ценностей у представителей различных возрастных групп оказались в целом достаточно сходными. Для всех без исключения возрастных групп главной ценностью выступает здоровье. Наибольшие различия проявились в структуре инструментальных ценностей представителей возрастной группы 25-29 и 40-60. Кроме того, несмотря на бурное развитие системы коммуникаций и Интернет, в целом, по результатам анкетирования можно сделать вывод о доминирующем влиянии на формирование ценностей ближайшего окружения. Представители молодежи 15-18 лет демонстрируют значительный разброс мнений относительно ценностей, что говорит о несформированности устойчивых ценностных систем. В старшей возрастной группе на структуру ценностных предпочтений и установок самое значимое влияние оказывает культурное наследие, жизненный опыт, результаты самореализации в профессии.

Основные результаты исследования

1) На основе библиографического поиска, предметной систематизации, контент-анализа и компаративного исследования научных и методических источников по проблеме определены базовые подходы к трактовке и исследованию категорий «современная молодежь», «ценности», «социальное доверие», «политическая идентичность», «общественно-политическая активность».

Классификация и анализ факторов, оказывающих прямое и косвенное влияние на формирование политической идентичности молодежи в современных условиях, обусловили вывод, что адекватными содержанию и формам проявления общественно-политической активности являются факторы, связанные с ценностными установками, общим уровнем общественного доверия, ближайшим окружением, реализуемой государственной молодежной политикой, которые могут выступать в качестве измеряемых переменных.

2) В ходе эмпирического исследования получены актуальные данные о ценностных ориентациях и уровне социального доверия представителей различных возрастных категорий российских граждан; о проблемных областях, связанных с формированием политической идентичности современной российской молодежи, обосновывающих возможность и необходимость реализации модели ценностно-ориентированного управления при разработке и реализации молодежной политики; целостные представления о структуре базовых и инструментальных ценностей различных возрастных групп молодежи, обеспечившие возможность их сравнительного анализа и оценки степени конгруэнтности.

3) По результатам исследования подготовлено 7 публикаций, в том числе 3 статьи в изданиях, индексируемых в WoS или Scopus, 1 – в изданиях, включенных в перечень ВАК РФ, 3 публикации, индексируемые в РИНЦ.

Новизна и теоретическая значимость результатов исследования

Научная новизна исследования заключается в постановке актуальной научной проблемы, в раскрытии применительно к специфике политической культуры современной российской молодежи сущности ценностных систем и их влияния на политическую идентичность, в получении значительного объема новых эмпирических данных, позволяющих проводить их сопоставление с результатами аналогичных исследований и выявлять наличие (отсутствие), характер и причины структурно-содержательных трансформаций, в обосновании совокупности факторов, оказывающих значимое влияние на молодежные ценности и процессы политической идентификации.

Результаты проекта создают условия для проведения дальнейших масштабных социологических и политологических исследований современной российской молодежи в контексте повышения ее политической культуры и общественно-политической активности.

Детальная проработка целей, задач, объекта, предмета, порядка и процедур исследования, выдвижение и выполнение требований к достоверности, надежности, валидности эмпирических данных, использование апробированного инструментария выступает значимым условием обеспечения качества дальнейших исследований.

Результаты исследования могут быть полезны в процессе разработки и реализации молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях, для формирования целевых проектов воспитания и социализации молодежи в системе образования. Они позволят создавать среднесрочные прогнозы политического поведения молодежи, будут способствовать включению механизмов воспроизводства традиций и ценностей на основе регулируемых факторов влияния. 

Материалы исследования содержат качественные и количественные данные и их интерпретации, имеют ссылочные данные на источники, получены с соблюдением законодательства РФ по защите интеллектуальной собственности.

Последнее изменение: 16 декабря 2020 г. в 18:39:24
Автор: Колесников Юрий Юрьевич
Основные сведения | Структура | Управление | Наука | Образование | Деятельность | Инновации | СМИ | Как нас найти | Работа в университете

Сведения об образовательной организации

Cведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи (информация размещена в соответствии с Приказом Минтруда России от 30.01.2015 № 51н)

Сведения о среднемесячной заработной плате руководителя, его заместителей и главного бухгалтера (информация размещена в соответствии с Постановлением Правительства от 28.12.2016 № 1521)

Противодействие коррупции

 

 

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗРУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Это интересно

   

Онлайн курсы Герценовского университета
Образовательный центр Сириус
 
Новости

Архив »

Политика конфиденциальности
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена © 2024
Связь с администраторомСвязь с администратором