- Образовательный модуль
«Управление эффективностью деятельности на основе использования социального капитала»
Цели и задачи освоения
Цели:
- обучение менеджеров (руководителей вузов и их структурных подразделений) управлению эффективностью деятельности на основе использования социального капитала;
- развитие профессиональных компетенций управленческих кадров в системе высшего образования;
- формирование готовности к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности, умение организовывать рефлексию профессионального опыта (собственного и других специалистов);
- формирование кадрового резерва вузов.
Для достижения поставленных целей определены следующие задачи:
1) сформировать у слушателей представление о сущности социального капитала, закономерностях его формирования и способах мобилизации;
2) способствовать повышению эффективности управленческой деятельности слушателей на основе использования социального капитала, направленности на установление устойчивых социальных контактов, создания социального сетевого взаимодействия;
3) выработать установку на мобилизацию социального капитала для повышения эффективности менеджмента в высшем образовании.
Общая трудоемкость модуля: 9 кредитов.
Форма обучения: очно-заочная, с применением дистанционных образовательных технологий.
Итоговая аттестация - экзамен.
Требования к уровню подготовки слушателей и к уровню освоения содержания программы модуля
Программа модуля предназначена для:
- руководителей вузов и их структурных подразделений, кадрового резерва вузов (дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации). Требования к образованию: высшее управленческое / педагогическое образование (уровень - специалитет, магистратура).
- магистрантов, обучающихся по направлению «Менеджмент». Требования к образованию: высшее управленческое / педагогическое образование (уровень - специалитет, бакалавриат);
- руководителей школ, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, кадрового резерва ОУ (дополнительное профессиональное образование (переподготовка, повышение квалификации). Требования к образованию: высшее управленческое / педагогическое образование (уровень - специалитет, магистратура).
Модуль «Управление эффективностью деятельности вуза на основе использования социального капитала» может реализовываться:
- в программе профессиональной переподготовки «Управление образованием»;
- как дисциплина по выбору вариативной части по направлениям 38.04.02 «Менеджмент», 38.04.03 «Управление персоналом», 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление», 44.04.01 «Педагогическое образование».
Общая характеристика модуля
Реализация программы модуля осуществляется:
– с ориентацией на принципы деятельностного подхода, что предполагает проведение учебных занятий с использованием преимущественно активных и интерактивных форм обучения;
– с использованием дистанционных образовательных технологий.
Модуль является междисциплинарным, так как в нем интегрировано научное знание в области: менеджмента, педагогики, социологии, психологии, экономики.
Модуль строится на основе взаимосвязи теории и практики социализации личности, а также с учетом основных этапов развития непрерывного образования в России и европейских странах. Дисциплины модуля основываются на методологии социально-педагогического и управленческого знания, социально-педагогической парадигме общественного развития, учитывают методическое наследие прошлого, дают представление об основных проблемах и идеях формирования социального капитала, открывают возможности для развития профессиональной компетентности в вопросах управления эффективностью деятельности вуза на основе использования социального капитала.
Компетенции, сформированные при изучении дисциплин данного модуля, позволят слушателям успешно решать профессиональные задачи, связанные с формированием и мобилизацией социального капитала для повышения эффективности индивидуальной и групповой деятельности.
Требования к результатам освоения программы модуля
В результате освоения программы слушатели должны:
Знать:
- модели и инструменты управления эффективностью деятельности вузов;
- специфику формирования социального капитала, теоретические основы андрагогики, исторического отечественного и зарубежного опыта организации образования взрослых и создания системы непрерывного образования; содержание и роль социального капитала в вузе;
- направления реформирования высшего образования, принципы и приоритеты государственной образовательной политики;
- роль экономических принципов рационального поведения в анализе социальных систем;
- особенности воспроизводства социального капитала;
- концепции формирования человеческого капитала в социальном пространстве и механизмы его конвертации;
- уровни развития социального капитала, его простое, расширенное и суженное воспроизводство;
- стадии воспроизводства социального капитала и его зависимость от существующих правил, норм, традиций, обычаев;
- качественные характеристики социального капитала;
- особенности институциональной среды воспроизводства социального капитала;
- социально-экономические параметры, влияющие на социальный капитал;
- меры и категории измерения социального капитала: доверие, уважение, готовность оказывать помощь, толерантность, социальная активность, адаптивность к изменениям; методы количественной оценки социального капитала;
- взаимовлияние социального и интеллектуального капитала;
- педагогические стратегии организации социального взаимодействия в вузе;
- теоретико-методологические основы исследования проблемы социального взаимодействия «преподаватель – студент», «преподаватель – руководство кафедры / факультета / вузов»;
- методологические принципы анализа системы высшего профессионального образования как социального института;
- основы теории лидерства как ресурса накопления социального капитала в организации;
- основы командообразования как механизма формирования социального капитала.
Уметь:
- определять роль университета в социально-экономических процессах;
- определять логику коллективных действий для максимизации уровня полезности каждого участника взаимодействия и реализовывать ее;
- создавать систему учета, сбора накопления и анализа информации о процессах и результатах деятельности;
- трансформировать доверие в репутацию производителей интеллектуального продукта;
- конвертировать социальный капитал в материальный, финансовый, человеческий капитал;
- оценивать институциональную среду воспроизводства социального капитала;
- применять меры по стимулированию роста доверия;
- использовать непрерывное образование как пространство формирования социального капитала;
- применять сетевой подход к организации непрерывного образования в вузе;
- решать задачи формирования социального доверия в ситуации постоянных изменений, ресурсных ограничений, дефицита времени;
- налаживать конструктивное взаимодействие с выпускниками, работодателями и бизнес-сообществом;
- создавать и развивать культурно-образовательную среду, поддерживать корпоративную культуру, базирующуюся на основах академической этики;
- преодолевать «институциональные ловушки» при сохранении и наращивании социального капитала;
- осуществлять диалоговые формы взаимодействия;
- формировать идеальный тип и стили поведения как факторы социального взаимодействия «преподаватель – студент», «преподаватель – руководство кафедры / факультета / вузов»;
- содействовать принятию и соблюдению общих правил поведения. Владеть:
- навыками оценки эффективности вузов;
- навыками построения отношений между людьми, способствующих решению совместных задач;
- навыками самообследования вуза;
- навыками изменения институциональной среды как системы ценностей;
- навыками выстраивания системы контактов и ее интеграции;
- навыками создания социальных сетей в образовательных структурах на основе информационного обмена с целью получения новых знаний и накопления социального капитала;
- навыками формирования новых сетевых моделей образования, формирующихся из горизонтальных социальных структур на основе деятельности социальных акторов и сообществ;
- навыками предупреждения конфликтов в ходе социального взаимодействия «преподаватель – студент», «преподаватель – руководство кафедры / факультета / вузов»;
- навыками осмысления социальной турбулентности, формирования социальных рисков, новых форм самоорганизации в контексте формирования социального капитала;
- навыками применения ролевого, целеполагающего, проблемно-ориентированного и межличностного (интерперсонального) подходов к формированию команды;
- навыками создания условий для формирования готовности сотрудников развивать коммуникативные навыки, оказывать помощь, нести индивидуальную и коллективную ответственность;
- навыками формирования общих ценностей участников образовательного процесса в вузе.