ОбщийАбитуриентамСтудентамВыпускникамДополнительное образованиеАспирантура и докторантураБиблиотекаСМИ Карта сайтаПоискПочта
Навигация
Анонсы
нет анонсов

Все анонсы »

СМИ о нас
11 октября 2022

Проект «Александрова дорога»: 1 СЕРИЯ. ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ. НАЧАЛО ПУТИ

03 октября 2022

Телеканал 78: «Реальная политика»

Архив »

РГПУ им. А.И. ГерценаОбщийСтруктураИнституты Институт дефектологического образования и реабилитацииКафедрыКафедра Основ дефектологии и реабилитологииИстория кафедры

    История кафедры основ дефектологии и реабилитологии (ранее основ коррекционной педагогики) связана со структурными преобразованиями на факультете  коррекционной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена, который до 1994 года назывался дефектологическим факультетом.  В 1965  году была создана кафедра психопатологии и логопедии, которой заведует врач-психиатр, профессор  Е.С.Иванов. Совместная деятельность педагогов-дефектологов, врачей и психологов направлена на разработку теоретических и методологических аспектов оказание помощи детям с отклонениями в психическом и речевом развитии. В 80-е годы на факультете происходит преобразование кафедры психопатологии и логопедии, на ее основе были  созданы два новых подразделения: кафедра логопедии, которую возглавляет профессор Л.С. Волкова и кафедра анатомо-физиологических основ дефектологии под руководством  профессора Л.М. Шипицыной. На кафедре работают врачи-невропатологи, психиатры, физиологи, специалисты в области гигиены и генетики. Научная деятельность кафедры связана с клиническими и психофизиологическими исследованиями детей с разными вариантами  психологического дизонтогенеза, а также с изучением  взаимоотношений в семьях, имеющих детей-инвалидов, разрабатываются научно-методические основы организации психолого-педагогической помощи родителям детей с ограниченными возможностями развития.

      С 1994 года кафедру возглавляет доктор медицинских наук, профессор  В.А.Зинченко.   С сентября  1996 года кафедра анатомо-физиологических основ дефектологии переименована в кафедру  медико-биологических и клинических дисциплин. Кафедра становится базой при подготовке студентов 1-2 курса в системе бакалавриата. Расширяется сфера научной деятельности сотрудников кафедры. Основным направление работы кафедры  становятся: формирование у студентов современных представлений о медико-биологических и клинических основах коррекционной работы с детьми, имеющими отклонениями в развитии; дальнейшее изучение  психофизического развития детей разных возрастных категорий с  сенсорными и интеллектуальными нарушениями; разработка новых направлений в обследовании детей; участие в организации медико-психолого-педагогической работы с детьми.

       С 1998 года кафедра медико-биологических и клинических дисциплин носит называние «Кафедра основ коррекционной педагогики». Кафедру возглавил доктор педагогических наук, профессор В.З.Кантор.

       Изменения, произошедшие в гуманитарной сфере жизни российского общества, в области социальной политики  обусловливают постановку перед сотрудниками кафедры новых  задач в учебной, учебно-методической и научно-исследовательской деятельности. Одно из главных направлений социальной политики — реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья ( Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. и др.)

  В контексте задач  модернизации российского образования, связанного с интеграцией в Болонский процесс, деятельность сотрудников кафедры связана с научно-методическим обоснованием нового структурно-содержательного компонента в системе многоуровневой подготовки кадров в области коррекционной педагогики и специальной психологии.

 С 2004 года под руководством проф. В.З.Кантора на кафедре осуществляется подготовка кадров для работы в коррекционно-образовательных, реабилитационных, социально-адаптационных и общеобразовательных системах в рамках  магистерской образовательной программы «Психолого-педагогическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья».

 На основе выработанных кафедрой теоретико-методических подходов к проблеме реабилитации инвалидов  был сформирован комплект основных научно-методических материалов (программы учебных курсов, программы практик и др.) применительно к учебным  дисциплинам: «Основы реабилитационной педагогики и психологии» (проф. В.З. Кантор); «История благотворительности  и социальной работы с инвалидами» (проф. А.З. Свердлов); «Психологическая реабилитация и семейная терапия инвалидов» (доц. Н.Ф. Михайлова); «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального образования инвалидов» (проф. В.З. Кантор, асс. В.В. Мурашко); «Медико-социальные основы реабилитации инвалидов» (доц. Б.А. Марат)»; «Нейропедагогические и нейропсихологические основы реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья» (доц. Т.П. Степанова, доц. Е.Л. Вассерман);  «Информационные технологии в психолого-педагогической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья» (доц. Е.Л. Вассерман).

Научно-исследовательская деятельность сотрудников кафедры  нацелена на разработку теоретико-экспериментальных основ медико-психолого-педагогической реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации специального образования лиц с нарушениями в развитии. Научные исследования, апробация, внедрение и публикация их результатов осуществлялись на основе и в условиях совместной деятельности со всеми кафедрами факультета коррекционной педагогики, а также с научными, образовательными, коррекционными и реабилитационными учреждениями Санкт-Петербурга и других регионов Российской Федерации, с общероссийскими и региональными общественными организациями инвалидов и с зарубежными учебно-научными учреждениями (Институтом коррекционной педагогики РАО; Санкт-Петербургским НИИ информатики и автоматизации РАН; Комплексом реабилитации инвалидов «Контакт» Всероссийского общества слепых; ГОУ «Профессионально-реабилитационный центр»; ГОУ «Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха»; Институтом реабилитации и подготовки персонала «Реакомп» Всероссийского общества слепых; Санкт-Петербургским государственным университетом (психологический факультет); Московским педагогическим государственным университетом; Психоневрологическим институтом им. В.М. Бехтерева; Санкт-Петербургским научно-практическим центром медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта; Медицинской академией постдипломного образования; НОУ «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства» и др.). Содержание координационного взаимодействия кафедры с данными учреждениями и организациями было связано в первую очередь с изучением, анализом и оценкой состояния коррекционно-реабилитационной работы с детьми и взрослыми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и с научным обоснованием путей ее совершенствования. Сотрудники кафедры осуществляют научное консультирование учреждений (проф. В.З. Кантор, доц. Н.Ф. Михайлова, доц. Л.А. Попова, доц. Е.Л. Вассерман), выступают с лекциями для практических работников (проф. В.З. Кантор, доц. Б.А. Марат), проводят научно-методические конференции, семинары, круглые столы, осуществляют подготовку совместных публикаций и др.

         С 2011 года  кафедру возглавляет доктор психологических наук И.П.Волкова. Целевые установки деятельности кафедры связаны с расширением проблематики научных исследований в области медико-психолого-педагогической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья разных возрастных категорий, а также с расширением  научно-практической базы медико-психолого-педагогической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

          Расширение научной проблематики кафедры обусловлено и инновационными тенденциями в области образования и социальной политики в отношении инвалидов, сменой парадигмы отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. В  рамках личностно-ориентированной (гуманистической)   парадигмы одним из основных механизмов реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в современной России является инклюзивное образование, что зафиксировано в принятом «Законе об образовании РФ». Внедрение инклюзивного образования предполагает разработку механизмов обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях интегрированного и инклюзивного образования, а также совершенствование подготовки кадров для образовательных учреждений интегративного и инклюзивного типа.

       В соответствии с этим деятельность сотрудников кафедры направлена на теоретико-методологическое обеспечение новой образовательной программы подготовки магистров «Психология и педагогика инклюзивного образования» (в настоящее время осуществляется набор студентов, форма обучения — заочная).  Новая магистерская образовательная программа  направлена на вооружение студентов знаниями и умениями, обеспечивающими возможность организации психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих нарушения сенсорной, интеллектуальной и двигательной сфер в условиях инклюзивного образования. 

Учебный план подготовки магистра по программе «Психология и педагогика инклюзивного образования»   предусматривает изучение таких дисциплин общенаучного цикла  и профессионального циклов  как: «История и философия специальной педагогики и психологии», «Современные проблемы науки и специального дефектологического образования»,  «Нормативно-правовые основы психолого-педагогического сопровождения  лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Медико-биологические проблемы дефектологии» и др.  В учебный план Программы включены также дисциплины по выбору и факультативы: «Информационные и коммуникационные технологии  в инклюзивном образовании», «Адаптивные информационные технологии», «Основы этнопсихологии», «Психология религии»,  «Психология ребенка  в критических ситуациях», «Психология больного ребенка» и др.

В феврале 2021 г. кафедра основ коррекционной педагогики стала называться кафедрой основ дефектологии и реабилитологии.
Последнее изменение: 19 февраля 2021 г. в 12:42:37
Автор: Филиппова Мария Игоревна
Основные сведения | Структура | Управление | Наука | Образование | Деятельность | Инновации | СМИ | Как нас найти | Работа в университете

Сведения об образовательной организации

Cведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи (информация размещена в соответствии с Приказом Минтруда России от 30.01.2015 № 51н)

Сведения о среднемесячной заработной плате руководителя, его заместителей и главного бухгалтера (информация размещена в соответствии с Постановлением Правительства от 28.12.2016 № 1521)

Противодействие коррупции

 

 

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗРУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Это интересно

   

Онлайн курсы Герценовского университета
Образовательный центр Сириус
 
Новости

Архив »

Политика конфиденциальности
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена © 2024
Связь с администраторомСвязь с администратором