История кафедры основ дефектологии и реабилитологии (ранее основ коррекционной педагогики) связана со структурными преобразованиями на факультете коррекционной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена, который до 1994 года назывался дефектологическим факультетом. В 1965 году была создана кафедра психопатологии и логопедии, которой заведует врач-психиатр, профессор Е.С.Иванов. Совместная деятельность педагогов-дефектологов, врачей и психологов направлена на разработку теоретических и методологических аспектов оказание помощи детям с отклонениями в психическом и речевом развитии. В 80-е годы на факультете происходит преобразование кафедры психопатологии и логопедии, на ее основе были созданы два новых подразделения: кафедра логопедии, которую возглавляет профессор Л.С. Волкова и кафедра анатомо-физиологических основ дефектологии под руководством профессора Л.М. Шипицыной. На кафедре работают врачи-невропатологи, психиатры, физиологи, специалисты в области гигиены и генетики. Научная деятельность кафедры связана с клиническими и психофизиологическими исследованиями детей с разными вариантами психологического дизонтогенеза, а также с изучением взаимоотношений в семьях, имеющих детей-инвалидов, разрабатываются научно-методические основы организации психолого-педагогической помощи родителям детей с ограниченными возможностями развития.
С 1994 года кафедру возглавляет доктор медицинских наук, профессор В.А.Зинченко. С сентября 1996 года кафедра анатомо-физиологических основ дефектологии переименована в кафедру медико-биологических и клинических дисциплин. Кафедра становится базой при подготовке студентов 1-2 курса в системе бакалавриата. Расширяется сфера научной деятельности сотрудников кафедры. Основным направление работы кафедры становятся: формирование у студентов современных представлений о медико-биологических и клинических основах коррекционной работы с детьми, имеющими отклонениями в развитии; дальнейшее изучение психофизического развития детей разных возрастных категорий с сенсорными и интеллектуальными нарушениями; разработка новых направлений в обследовании детей; участие в организации медико-психолого-педагогической работы с детьми.
С 1998 года кафедра медико-биологических и клинических дисциплин носит называние «Кафедра основ коррекционной педагогики». Кафедру возглавил доктор педагогических наук, профессор В.З.Кантор.
Изменения, произошедшие в гуманитарной сфере жизни российского общества, в области социальной политики обусловливают постановку перед сотрудниками кафедры новых задач в учебной, учебно-методической и научно-исследовательской деятельности. Одно из главных направлений социальной политики — реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья ( Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. и др.)
В контексте задач модернизации российского образования, связанного с интеграцией в Болонский процесс, деятельность сотрудников кафедры связана с научно-методическим обоснованием нового структурно-содержательного компонента в системе многоуровневой подготовки кадров в области коррекционной педагогики и специальной психологии.
С 2004 года под руководством проф. В.З.Кантора на кафедре осуществляется подготовка кадров для работы в коррекционно-образовательных, реабилитационных, социально-адаптационных и общеобразовательных системах в рамках магистерской образовательной программы «Психолого-педагогическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья».
На основе выработанных кафедрой теоретико-методических подходов к проблеме реабилитации инвалидов был сформирован комплект основных научно-методических материалов (программы учебных курсов, программы практик и др.) применительно к учебным дисциплинам: «Основы реабилитационной педагогики и психологии» (проф. В.З. Кантор); «История благотворительности и социальной работы с инвалидами» (проф. А.З. Свердлов); «Психологическая реабилитация и семейная терапия инвалидов» (доц. Н.Ф. Михайлова); «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального образования инвалидов» (проф. В.З. Кантор, асс. В.В. Мурашко); «Медико-социальные основы реабилитации инвалидов» (доц. Б.А. Марат)»; «Нейропедагогические и нейропсихологические основы реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья» (доц. Т.П. Степанова, доц. Е.Л. Вассерман); «Информационные технологии в психолого-педагогической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья» (доц. Е.Л. Вассерман).
Научно-исследовательская деятельность сотрудников кафедры нацелена на разработку теоретико-экспериментальных основ медико-психолого-педагогической реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации специального образования лиц с нарушениями в развитии. Научные исследования, апробация, внедрение и публикация их результатов осуществлялись на основе и в условиях совместной деятельности со всеми кафедрами факультета коррекционной педагогики, а также с научными, образовательными, коррекционными и реабилитационными учреждениями Санкт-Петербурга и других регионов Российской Федерации, с общероссийскими и региональными общественными организациями инвалидов и с зарубежными учебно-научными учреждениями (Институтом коррекционной педагогики РАО; Санкт-Петербургским НИИ информатики и автоматизации РАН; Комплексом реабилитации инвалидов «Контакт» Всероссийского общества слепых; ГОУ «Профессионально-реабилитационный центр»; ГОУ «Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха»; Институтом реабилитации и подготовки персонала «Реакомп» Всероссийского общества слепых; Санкт-Петербургским государственным университетом (психологический факультет); Московским педагогическим государственным университетом; Психоневрологическим институтом им. В.М. Бехтерева; Санкт-Петербургским научно-практическим центром медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта; Медицинской академией постдипломного образования; НОУ «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства» и др.). Содержание координационного взаимодействия кафедры с данными учреждениями и организациями было связано в первую очередь с изучением, анализом и оценкой состояния коррекционно-реабилитационной работы с детьми и взрослыми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и с научным обоснованием путей ее совершенствования. Сотрудники кафедры осуществляют научное консультирование учреждений (проф. В.З. Кантор, доц. Н.Ф. Михайлова, доц. Л.А. Попова, доц. Е.Л. Вассерман), выступают с лекциями для практических работников (проф. В.З. Кантор, доц. Б.А. Марат), проводят научно-методические конференции, семинары, круглые столы, осуществляют подготовку совместных публикаций и др.
С 2011 года кафедру возглавляет доктор психологических наук И.П.Волкова. Целевые установки деятельности кафедры связаны с расширением проблематики научных исследований в области медико-психолого-педагогической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья разных возрастных категорий, а также с расширением научно-практической базы медико-психолого-педагогической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Расширение научной проблематики кафедры обусловлено и инновационными тенденциями в области образования и социальной политики в отношении инвалидов, сменой парадигмы отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. В рамках личностно-ориентированной (гуманистической) парадигмы одним из основных механизмов реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в современной России является инклюзивное образование, что зафиксировано в принятом «Законе об образовании РФ». Внедрение инклюзивного образования предполагает разработку механизмов обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях интегрированного и инклюзивного образования, а также совершенствование подготовки кадров для образовательных учреждений интегративного и инклюзивного типа.
В соответствии с этим деятельность сотрудников кафедры направлена на теоретико-методологическое обеспечение новой образовательной программы подготовки магистров «Психология и педагогика инклюзивного образования» (в настоящее время осуществляется набор студентов, форма обучения — заочная). Новая магистерская образовательная программа направлена на вооружение студентов знаниями и умениями, обеспечивающими возможность организации психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих нарушения сенсорной, интеллектуальной и двигательной сфер в условиях инклюзивного образования.
Учебный план подготовки магистра по программе «Психология и педагогика инклюзивного образования» предусматривает изучение таких дисциплин общенаучного цикла и профессионального циклов как: «История и философия специальной педагогики и психологии», «Современные проблемы науки и специального дефектологического образования», «Нормативно-правовые основы психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Медико-биологические проблемы дефектологии» и др. В учебный план Программы включены также дисциплины по выбору и факультативы: «Информационные и коммуникационные технологии в инклюзивном образовании», «Адаптивные информационные технологии», «Основы этнопсихологии», «Психология религии», «Психология ребенка в критических ситуациях», «Психология больного ребенка» и др.
В феврале 2021 г. кафедра основ коррекционной педагогики стала называться кафедрой основ дефектологии и реабилитологии.