Положение об институте
ИСТОРИЯ:
История Российского государственного педагогического университета начинается с 1797 года, когда Петербургский воспитательный дом, основанный известным просветителем И.И. Бецким, получил по указу Павла I статус образовательного учреждения. Его покровительницей стала императрица Мария Федоровна, лично курирующая воспитательную и образовательную деятельность. Символом университета с конца XVIII века является пеликан, кормящий своих детей, что олицетворяет отеческую любовь и заботу.
В 1871 году при Санкт-Петербургском Фребелевском обществе содействия первоначальному воспитанию детей были открыты платные одногодичные курсы по подготовке детских садовниц и семейных воспитательниц, которые и стали первым в России педагогическим учреждением по подготовке воспитателей для общественных дошкольных учреждений — детских садов.
1 сентября 1918 года в Петрограде был создан первый в России ВУЗ по подготовке дошкольных работников — Педагогический Институт Дошкольного Образования (ПИДО). Институту было предоставлено помещение бывшего Николаевского Сиротского института (набережная реки Мойки, 48 и Казанская улица, 3). Основной целью института являлась подготовка специалистов с высшим образованием для учреждений дошкольного образования, воспитания и обучения.
Для работы в ПИДО в первые годы его существования были привлечены лучшие педагогические силы Петрограда. Возглавляли Институт в разные годы его работы такие известные педагоги и общественные деятели, как Н.Н. Книпович, Н.М. Соколов, И.И. Грацианский, Г.Г. Тумим. Преподавали в ПИДО такие известные деятели дошкольного образования как Н.А. Альмединген-Тумим, В.А. Зеленко, Е.И. Иорданская, О.И. Капица, К.М. Лепилов, Е.И. Тихеева, Ю.И. Фаусек, Л.О. Эфрусси, Л.И. Чулицкая, и многие другие.
С 1925-26 учебного года ПИДО перестал существовать как самостоятельное учебное заведение. В связи с укрупнением вузов в Петрограде ПИДО был преобразован в факультет дошкольного воспитания в составе Педагогического института им. А.И. Герцена (с 1994 года — Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена).
Среди известных педагогов, связанных с факультетом дошкольного образования особо можно отметить имена Е.А.Гребенщиковой, Н.Б. Мчедлидзе, А.М. Леушиной, А.И. Сорокиной, А.Ф.Успенской, Р.И.Жуковской, Р.М. Римбург, Л.И. Гусаровой, А.А. Порембской, А.А. Лебеденко, Г.П. Лесковой, Т.А. Мусейибовой, В.И. Логиновой и др.
Рождением факультета начального образования, который является старейшим факультетом университета, считается 1918 год. В период с 1925 по 1932 год на факультете осуществлялась подготовка учителей начальных классов. С 1933 по 1956 год — готовили преподавателей педагогики и психологии для педагогических техникумов. В 1957-1985 годах факультет занимался подготовкой учителей начальных классов с высшим образованием.
С 1993 года факультет перешел на многоуровневую подготовку специалистов по начальному образованию: бакалавр образования, специалист по педагогике и методике начального образования. В разные годы на факультете работали такие видные педагоги и ученые, как Н.А. Щербакова, И.В. Гиттис, Н.Г. Казанский, А.А. Люблинская, А.И. Раев и др.
В 1995 году Ученый Совет РГПУ им. А.И. Герцена принял решение об организации в рамках университета Института дошкольного и начального образования, в который вошли факультет начального образования и факультет дошкольного образования, а в 2003 году произошло объединение этих факультетов в единое структурное подразделение Университета им. А.И Герцена — Институт детства.
СОВРЕМЕННОСТЬ:
Мы предлагаем нашим студентам возможность использовать ресурсы самой крупной в России Фундаментальной библиотеки имени императрицы Марии Федоровны, специализированной библиотеки института с читальным залом на 45 посадочных мест. Фонд специализированной библиотеки составляет 90000 экземпляров (68% имеет грифы Министерства образования и УМО).
Организация внеаудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется на базе медиа-зала. В медиа-зале размещены информационные материалы для сопровождения студентов—презентации вариативных образовательных программ, учебных курсов, тематика курсовых, выпускных квалификационных и дипломных работ, информация о научных школах и проблематике научно-исследовательской работы кафедр, о новых поступлениях учебно-методической литературы в библиотеку, о мероприятиях, проводимых в университете и достижениях студентов.
Институт располагает двумя специализированными научно-исследовательскими лабораториями (детской речи и психофизиологической диагностики), в которых студенты совместно с преподавателями проводят экспериментальную работу в рамках грантов и проектов студенческого научного общества.
Идеальным местом для отдыха и укрепления здоровья является оборудованный спортивный зал. Студентам предоставляется возможность заниматься в секциях волейбола, баскетбола и аэробики.
Активные молодые люди могут реализовать свои организаторские и творческие способности, включаясь в проекты КВН и студенческого театра, участвуя в Спартакиадах Университета и волонтерском движении.
База практики наших студентов:
- Лучшие образовательные учреждения Санкт-Петербурга: дошкольные образовательные учреждения, гимназии, лицеи.
- Центры социальной помощи семье и детям.
- Центры социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов районов г. Санкт-Петербурга.
- Кадетский корпус г. Кронштадта.
- Межрегиональный общественный благотворительный фонд «За здоровое поколение на пороге 21 века».
- EF Education First — крупнейшая коммерческая образовательная компания в мире.
- Центр тестирования English First.
Сфера трудоустройства:
- Общеобразовательные школы, гимназии, лицеи.
- Дошкольные образовательные учреждения.
- Российские и зарубежные государственные и коммерческие образовательные учреждения.
- Центры социальной и психологической помощи семье и детям.
- Центры межкультурной коммуникации и обучения иностранным языкам (English First, Benedict School и др.).
- Менеджмент дошкольного образования.
Сегодня Институт детства готовит:
- Учителей начальных классов.
- Методистов дошкольных образовательных учреждений.
- Специалистов в области межкультурной коммуникации и раннего обучения иностранным языкам (обучение по международным образовательным программам).
- Специалистов по психологической поддержке семьи и детей в кризисных ситуациях.
- Семейных психологов.
- Социальных педагогов для работы в образовательных учреждениях.
- Специалистов для системы дополнительного художественно-эстетического образования.
- Экспертов качества дошкольного и начального образования.