XX Международная научно-практическая конференция «Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории»
20-22 апреля в Институте русского языка как иностранного РГПУ им. А. И. Герцена состоялась XX Международная научно-практическая конференция «Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории». Конференция проводилась при поддержке МАПРЯЛ и РОПРЯЛ.
Программа конференции включала в себя пленарное заседание, секционные (9), а также заседание, посвящённое подведению итогов конференции.
Открытие конференции состоялось в Гербовом зале 5-ого корпуса РГПУ им. А. И. Герцена.
С приветственным словом к участникам конференции обратился проректор по международной деятельности и интернационализации РГПУ им. А. И. Герцена, директор секретариата Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), кандидат педагогических наук, доцент Александр Владимирович Коротышев.
Пленарное заседание вела доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русского языка как иностранного и методики его преподавания Татьяна Григорьевна Аркадьева.
В ходе пленарного заседания участники конференции представили коллегам результаты своих исследований в области теории и практики преподавания русского языка как иностранного.
Гусман Тирадо Рафаэль, член президиума МАПРЯЛ, профессор кафедры греческой и славянской филологии Гранадского университета, руководитель исследовательской группы «Славистика, кавказология и типология языков», доктор филологических наук, профессор (Королевство Испания), посвятил своё выступление актуальной проблеме использования цифровой образовательной среды для изучения русского языка и русской литературы как иностранных иноязычными учащимися.
Темой выступления доктора филологических наук, профессора, зав. кафедрой русского языка и истории литературы Московского политехнического университета Сергея Сергеевича Хромова стала асимметрия языкового знака в грамматических формах имени прилагательного и ее отражение в методике преподавания РКИ.
Мария Юрьевна Лебедева, кандидат филологических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка как иностранного, ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Государственного института русского языка им. А. C. Пушкина (Москва) представила доклад о педагогических корпусах на русском языке, рассматриваемых как «топливо» для актуальных исследований.
Елена Николаевна Петухова, канд. филол. наук, профессор, независимый исследователь, обратила внимание участников конференции на вопрос о явных и неявных литературных связях с классикой современных авторов.
Работа конференции была продолжена на секционных заседаниях, посвящённых различным вопросам теории и практики преподавания русского языка как иностранного.
Участники конференции представили следующие направления исследовательской деятельности:
- современная лингвистическая парадигма в преподавании РКИ;
- новые парадигмы в теории и практике преподавания РКИ;
- лингвострановедение и проблемы межкультурной и международной коммуникации в процессе обучения РКИ;
- роль русской литературы и искусства в формировании языковой личности;
- другие категории обучаемых и проблемы социокультурной адаптации иностранных студентов в условиях российского вуза;
- инновационные технологии в обучении РКИ;
- теория и практика создания новых учебных пособий и учебных комплексов.
В конференции приняли участие более 100 филологов из Москвы и Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Красноярска, Владикавказа и Элисты, Омска и Твери, Ростова-на-Дону и Улан-Удэ, а также из Бразилии, Испании, Китая, Казахстана и Узбекистана.
По итогам конференции готовится сборник научных статей, индексируемый в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ).