2016 год был объявлен в России годом КИНО. Факультет РКИ, учитывая этот замысел, решил посвятить великому искусству IX межвузовский научно-методический семинар преподавателей университетов. Избранная тема - «Искусство кино на занятиях по русской литературе в иностранной аудитории» - оказалась привлекательной для многих, и 18 ноября число участников семинара превысило все ожидания. В качестве докладчиков захотели выступить 17 человек, более 40 пожелали их слушать и участвовать в обсуждении. Помимо хозяев мероприятия, на нём присутствовали преподаватели Экономического университета, ЛЭТИ, СПбГУП, Михайловской военной артиллерийской академии, СПбГУМ и РФ, Военно-морской академии, СПбГУТиД, ВИФК, МГУ и МГПУ, университета Ювяскюля. К.ф.н., доцент М.А. Шахматова и другие коллеги из Санкт-Петербургского университета не только сами приняли активное участие в семинаре, но и привели с собой своих учеников - бакалавров, магистров, стажеров и аспирантов, обучающихся по специальности РКИ: «Пусть учатся методике, анализу художественного и кинотекста, мастерству публичных выступлений и дискуссий».
Открывая семинар, его организатор И.И. Толстухина показала собравшимся последний результат работы семинаристов – учебное пособие в двух частях по обучению иностранцев анализу поэтического текста – «В мире русской поэзии». Представленные в нём методические разработки по произведениям 33 русских поэтов ХVIII-ХХI веков заинтересовали многих. Те, кто успел познакомиться с книгами, отмечали глубину и тонкость анализа стихотворений, богатый методический аппарат и эстетичность дизайна пособия.
В первой, пленарной части семинара выступили его постоянные участники – доктора филологических и педагогических наук, профессора Е.С. Роговер, В.А. Доманский, А.В. Ильичёв, Е.Н. Петухова. В их докладах шла речь о базовых вопросах обсуждаемой темы - специфике киноискусства, видах экранизации, проблемах киноинтерпретации литературной классики, приёмах учебного сопоставления произведений разных искусств. Неожиданными и интересными оказались размышления проф. А.В. Ильичёва о кинематографичности трагедии А.С. Пушкина, созданной задолго до эры кино. Тонким и глубоким был анализ роли поэтических текстов Арсения Тарковского в составе фильмов Андрея Тарковского, проведенный к.ф.н. Н.П. Пинежаниновой. Доклады горячо обсуждались; ведущие едва успевали предоставлять слово желающим высказать свое мнение.
В перерыве участники семинара не скучали. Им был предложен концерт, в котором выступили студенты-победители конкурса чтецов факультета РКИ и певцы – ученики вокального класса проф. Т.Д. Смелковой. Слушатели высоко оценили талант молодых исполнителей: выступления завершались бурей аплодисментов и даже криками «браво».
Во второй части семинара работа продолжилась по секциям, на них было заслушано и обсуждено 12 сообщений. Выступающие делились опытом работы с конкретными мульт- и кинофильмами. Большое впечатление произвёл на присутствующих доклад к.ф.н. доц. МПГУ Е.В. Макеевой, представившей систему работы с экранизацией и многие виды творческих заданий для студентов- иностранцев. Интересным и поучительным был доклад к.ф.н., доц. Н.А.Афанасьевой о национальной специфике восприятия русских фильмов. О работе с лингвокультурологической составляющей фильмов увлекательно рассказала к.ф.н. доц. В.В. Артамонова. О сочетании языковых, коммуникативных и воспитательных задач в работе с киноматериалами в военных вузах шла речь в выступлениях к.п.н. И.В. Грачёвой, к.ф.н. Л.В. Захаровой, к.п.н. Е.А. Клоповой, преподавателя О.О. Лисовой. Доклад А.С. Лобского (Финляндия) вызвал острый спор о возможностях и необходимости передачи в киноверсиях литературной классики «русского духа» и авторской тональности. Взгляды разошлись, тем не менее дискуссия оказалась плодотворной, заставила вновь задуматься об ответственности выбора художественных произведений в работе с иностранными учащимися. Быть может, говорили выступавшие, имеет смысл создать рекомендательный перечень «золотого фонда» экранизаций?
В заключение участники семинара высказали общее мнение: успеху семинара во многом способствовали высокий профессионализм и тактичность ведущей, проф. Л.И. Богдановой; встреча обогатила теоретическими знаниями, опытом коллег, вдохновила и вызвала новые импульсы к творчеству.