Проект «Чтобы помнили…» (к 70-летию Великой Победы)
По всей России проходит череда мероприятий, посвящённых 70-летию Великой Победы. В большинстве своём они ориентированы на россиян; возникает вопрос — нужно ли вовлекать в подобные мероприятия студентов-иностранцев, которые в этот период обучаются в России? С нашей точки зрения, безусловно, нужно. Опыт работы со студентами разных национальностей как в отечественных вузах, так и за границей, показывает, что молодые иностранцы, как правило, мало знают о реальности тех лет, а иногда доверяют ложной или тенденциозной трактовке событий значимого для россиян и всего мира исторического периода. На вопрос «Знаете ли вы, сколько россиян погибло во время Великой Отечественной войны? Какой ценой досталась Советскому Союзу победа над фашизмом?» студенты из Китая и Южной Кореи ответили отрицательно. Об опыте работы со студентами коллектив преподавателей кафедры РКИ, в который вошли Т.Г. Аркадьева, М.И. Васильева, С.С. Владимирова, Т.Г. Шарри и Н.С. Федотова, делал доклад на конференции в ИРЛИ РАН «Запечатлённая победа: ключевые образы, концепты, идеологемы». Также этой теме было посвящено выступление И.И. Толстухиной, О.В. Лавровой и А.П. Ивановой на XIV Международной научно-практической конференции «Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории».
«Малоинформированность» иностранных студентов сочетается со стереотипами и высказываниями негативного характера. Основная цель нашего проекта – расширение информационного поля на тему прошедшей войны и формирование у студентов – иностранцев позитивного образа России как страны – победителя и защитницы мира. В мероприятия проекта были вовлечены все студенты бакалавриата, начального курса, первого курса магистратуры, стажёры кафедры интенсивного обучения. Реализация проекта «Чтобы помнили…» началась с бесед о войне и блокаде Ленинграда, которые проходили в аудитории на занятиях по истории, развитию речи, страноведению, русской литературе. Особенное внимание мы уделяли теме блокады – те, кто учится в Петербурге, должны знать его судьбу. В своих рассказах преподаватели делились собственными знаниями о войне, использовали материалы документальных книг. Студенты читали на занятиях стихотворения А. Ахматовой, О. Берггольц, Ю. Друниной, К. Симонова, М. Дудина, Т. Гнедич, слушали военные песни, знакомились с лексикой военной темы, готовили собственные презентации по различныммикротемам. Вторым этапом работы было посещение музеев истории города (особняк Румянцева), обороны и блокады Ленинграда, Музея хлеба. Следующим этапом была работа со студентами по теме войны. Хорошая предварительная подготовка позволила студентам принять участие в целом ряде городских студенческих мероприятий, разных как по своему характеру, так и по составу участников. Очень интересной и полезной для всех участников частью проекта оказался сбор материалов о Великой Отечественной войне (текстов, фотографий, наград, рассказов-воспоминаний и т.п.). Способ сбора таких документов оказался непривычным для студентов – путём проведения интервью с преподавателями своего факультета на тему «Что лично для Вас значит «День Победы?». Интервью проводили магистранты 1 курса факультета РКИ, и у преподавателей их обращение вызвало горячий, искренний отклик.
Среди вопросов, заданных магистрантами, были следующие: «1. Скоро наступит праздник День Победы. Это правда, что День Победы — самый почитаемый праздник у россиян, наряду с Новым годом и личным Днем рождения? 2. Как война отразилась на жизни вашей семьи, какие события вам особенно запомнились?3. Мы слышали, что во время войны, в России погибло много людей (особенно мужчин). И сегодня в России количество мужчин и женщин неравно. Это из-за войны? 4. Какой была жизнь людей во время войны и сразу после войны? 5.Почему вражеские войска не могли захватить Ленинград? Ведь во время войны армия Германии была очень сильной. 6.Во время блокады на целый день один человек получал только маленький кусочек хлеба и всё. Как же люди выжили? 7. Какие произведения или фильмы о войне вы считаете лучшими? 8. Знает ли молодое поколение в России о Великой Отечественной войне? Как русская молодежь относится к прошедшей войне? Как Вы считаете, надо ли рассказывать о ней молодым? 9. Как вы думаете, с какой целью создан этот праздник? Какое фактическое значение до сих пор имеет День Победы? 10. Вы знаете, что между Китаем и Японией тоже была война, и сегодня наши отношения не очень дружественные, главная причина — война, большинство китайцев не любит Японию. А какие отношения сегодня между Россией и Германией?»
В беседах приняли участие восемь преподавателей разного возраста: М.И. Васильева (декан факультета РКИ), Т.Г. Аркадьева (заведующий кафедрой факультета РКИ), О.И. Аладьина, И.И. Толстухина, С.А. Новичкова, О.В. Лаврова, Т.С. Вологова, А.П. Иванова. Большинство из них – дети участников войны, которые начинали свою жизнь сразу после войны. Они не только ответили на вопросы магистрантов-журналистов, но и принесли для иллюстрации памятные реалии военного времени: документы, письма, фотографии, награды. И каждому было что рассказать. В каждой семье – своя история, которая входит в историю поколения, в историю всего народа.
Нетрудно предположить, что ответы преподавателей были схожими, т.к. выражали общую позицию: война – это большое горе, это невообразимо трудное время, поэтому самое важное – сохранить мир. Однако важно, что преподаватели приводили конкретные примеры из жизни своей семьи, это звучало особенно убедительно, производило большее впечатление, чем примеры из книг или лекции.Каждое интервью стало для студентов-иностранцев маленьким открытием, которое поможет сформировать адекватное представление о событиях недавней истории. Отзывы магистрантов говорят о том, что они узнали лучше военные страницы российской и мировой истории, сопереживали рассказчикам в ходе интервью, запомнили факты, извлечённые из семейных архивов и с удивительной точностью смогли пересказать услышанное на занятии по теме «Великая Отечественная война». Все собранные материалы, фотографии, тексты бесед были оформлены магистрантами в форме выставки, посвященной 70-летию Победы над фашистской Германией, а также в виде презентации.
Завершающим этапом явился концерт, подготовленный студентами разных курсов и преподавателями кафедры РКИ для факультета к 9 Мая.
С уверенностью можем сказать, для всех нас – и студентов, и преподавателей – никто не забыт и ничто не забыто.
С праздником Великой Победы!
Мы помним и гордимся!