«Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, в образовательных организациях высшего образования: методология, практика перспективы»
15 октября 2019 г. в контексте деятельности РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена в Гербовом зале Герценовского университета был проведен круглый стол на тему: «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования: методология, практика перспективы».
К участию в круглом столе были приглашены представители органов исполнительной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Совета по воспитательной работе образовательных организаций высшего образования, расположенных па территории Санкт-Петербурга, а также административные и научно-педагогические работники вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области и члены региональных общественных организаций инвалидов.
Содержательно-целевые установки мероприятия были связаны с рассмотрением и обсуждением проблем развития инклюзивного вузовского обучения в контексте региональной программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве.
В круглом столе приняли участие представители следующих органов исполнительной власти:
- Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга:
— А.О. Степанова, заместитель председателя Комитета,
— В.Д. Василюк, начальник отдела профессионального образования и воспитательной работы,
— О.В. Ткаля, заведующая сектором методического обеспечения отдела профессионального образования и воспитательной работы;
— А.О. Максимов, старший инспектор сектора методического обеспечения отдела профессионального образования и воспитательной работы;
- Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга:
— С.Б. Зубрилина, начальник управления социальной защиты инвалидов и граждан пожилого возраста;
- Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга:
И.В. Кузнецова, начальник отдела занятости граждан с особыми потребностями;
- Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга:
— Н.А. Охотникова, ведущий специалист отдела поддержки и развития некоммерческих организаций;
- Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области:
— М.В. Голованов, начальник отдела профессионального образования.
Наряду с этим, в круглом столе приняли участие сотрудники ряда районных администраций Санкт-Петербурга:
- Администрации Кронштадтского района – начальник отдела социальной защиты и занятости населения Д.А. Веретенников;
- Администрации Центрального района – начальник отдела социальной защиты и занятости населения Л.Н. Калачева и начальник сектора по делам ветеранов и инвалидов О.В. Нестерова;
- Администрации Невского района – ведущий специалист сектора по делам инвалидов отдела социальной защиты и занятости населения Ю.В. Лазарь;
- Администрации Адмиралтейского района – начальник отдела социальной защиты и занятости населения Н.В. Метелкина.
Кроме того, в качестве участников мероприятия выступили сотрудники Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества слепых – Н.К. Балан, председатель местной организации незрячих специалистов, и А.Е. Багдасарова, ведущий специалист по социокультурной реабилитации.
Вузовское сообщество Санкт-Петербурга и Ленинградской области было представлено на мероприятии административными и научно-педагогическими работниками широкого круга образовательных организаций высшего образования, в том числе вузов – партнеров РГПУ им. А.И. Герцена по линии деятельности РУМЦ: Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, Института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С.М. Кирова, Балтийского гуманитарного института, Международного банковского института, Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербургского горного университета, Российского государственного гидрометеорологического университета, Русской христианской гуманитарной академии, Национального открытого института, Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, Государственного института экономики, финансов, права и технологий и др.
В общей сложности аудитория мероприятия составила 60 чел.
В ходе круглого стола заместитель председателя Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга А.О. Степанова охарактеризовала в качественно-количественном аспекте состояние инклюзивного высшего образования в регионе и обозначила направления межведомственного взаимодействия в данной сфере, приобретающие особую актуальность в свете задач реализации региональной программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве.
Проректор по инклюзивному образованию РГПУ им. А.И. Герцена В.З. Кантор раскрыл в соответствующем ракурсе потенциал сети РУМЦ в целом, и РУМЦ РГПУ – в частности, как платформы межвузовского и межведомственного взаимодействия в области инклюзивного высшего образования в регионах.
Доцент Санкт-Петербургского государственного университета Р.В. Демьянчук, затронув проблемы формирования инклюзивной культуры в вузовском сообществе, отметил значимость учета при обсуждении вопросов инклюзивного высшего образования как особых социально-образовательных потребностей студентов с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата, так и потребностей обучающихся с расстройствами аутистического спектра, численность которых в вузах имеет тенденцию к увеличению.
В ходе свободной дискуссии были обсуждены проблемы и перспективы подготовки кадров для работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, представлен опыт организации психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью в различных вузах региона, высказаны предложения по совершенствованию и интенсификации межведомственного взаимодействия в целях развития региональной системы инклюзивного высшего образования.
Подводя итоги, заместитель председателя Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга отметила большое значение состоявшегося круглого стола для выработки и продвижения совместных инициатив, касающихся реализации совместных мероприятий в рамках региональной программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и дальнейшего трудоустройства.