ОбщийАбитуриентамСтудентамВыпускникамДополнительное образованиеАспирантура и докторантураБиблиотекаСМИ Карта сайтаПоискПочта
Навигация
Анонсы
нет анонсов

Все анонсы »

СМИ о нас
11 октября 2022

Проект «Александрова дорога»: 1 СЕРИЯ. ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ. НАЧАЛО ПУТИ

03 октября 2022

Телеканал 78: «Реальная политика»

Архив »

РГПУ им. А.И. ГерценаОбщийИнновацииПрограмма стратегического развития 2012-2016КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ Интервью с победителями конкурсаИнтервью с М.А. Кульковой

Сегодня мы беседуем с доцентом кафедры геологии и геоэкологии, кандидатом геолого-минералогических наук Марианной Алексеевной Кульковой, занявшей первое место в конкурсе профессиональных достижений преподавателей университета в 2015 году

— Здравствуйте, уважаемая  Марианна Алексеевна!Вот уже несколько лет Вы становитесь победителем конкурса профессиональных достижений профессорско-педагогического состава РГПУ им. А.И. Герцена. Какое значение для Вас имеют эти победы?

— Эти победы имеют для меня, действительно, большое значение. Это прежде всего, мотивация к достижению новых результатов, как в научной, так и в педагогической деятельности. Это положительные мотивы в нашей непростой сегодняшней жизни, которые несут сами по себе массу преимуществ: с большим успехом преодолеваются трудности, по-другому организуется время и пространство, спокойнее воспринимаются неудачи, ощущается мобилизация внутренних сил. Появляется уверенность, что дело, которому ты посвящаешь большую часть твой жизни, является важным, нужным и полезным. Ну, и вообще, приятно.

— На Ваш, взгляд, чем полезны  подобные конкурсы для  преподавателей, студентов, административных работников, для менеджмента и управления университетом?

— Такие конкурсы стимулируют рост квалификации, профессионализма, продуктивности научной и учебной работы, развитие творческой инициативы и креативности мышления преподавателей. Результаты конкурса формируют информационную базу, которая является важным инструментом управления и совершенствования деятельности университета и его структурных подразделений, что полезно для административных работников, менеджмента и управления университетом. По итогам конкурса администрация ВУЗа может судить о наиболее важных видах деятельности, способствующих повышению рейтинга университета в целом. Студентам, как мне кажется, также интересно проведение таких конкурсов, т.к. они могут судить по ним о качестве деятельности преподавателей, кафедр, факультетов, приоритетных направлениях в науке.

— Какие впечатления остались у Вас от проведённого конкурса, что особенно понравилось, заполнилось, что хотелось бы порекомендовать организаторам и исполнителям данного мероприятия?

— Мне понравилось, что за последние годы, проведение конкурса стало более четким и структурированным. Предложенные критерии помогают участнику конкурса собрать вместе всю информацию о вышедших за год статьях, тезисах, конференциях, грантах и других профессиональных достижениях, многое из которого в течение года просто забывается или теряется.  Это позволяет также критически оценить свои силы и умения, и усиливает заинтересованность в повышении своей профессиональной квалификации, освоении передового научного и педагогического опыта. Стимулирует преподавателя все время находится в рабочем тонусе.

— Что бы Вы пожелали или посоветовали участникам будущих конкурсов профессиональных достижений? Как лучше организовывать свою деятельность? Какие приоритеты ставить? Поделитесь, пожалуйста, секретами продуктивной работы современного преподавателя вуза.

— Как мне кажется, одним из стимулов продуктивной работы преподавателя является творческий подход. Если преподавателю интересны те предметы, которые он ведет, та научная деятельность, которой он занимается, то и студентам будет это интересно и многие трудности могут быть преодолены. В современном, меняющемся мире идеальный педагог должен постоянно находиться в поисковом режиме, постоянно самообразовываться, повышать свой культурный уровень, способствовать своему духовному развитию и учащихся. Особенно важным в условиях современного развития информационно-коммуникационных технологий соединение в лице преподавателя двух начал – научного и педагогического. Творческий характер в педагогической и научной деятельности, который позволяет провести анализ проблемы и найти варианты решения, вытекающих из нее задач, является основным стимулом и способствует развитию различных направлений деятельности. Деятельность человека, ученого и педагога, в том числе, раскрывается из иерархии задач различной сложности, которые решаются по мере их целесообразности, приоритетов и продуктивности в тот или иной момент времени. 

— Конкурс профессиональных достижений проходит в рамках реализации программы стратегического развития РГПУ им. А.И. Герцена. Вы принимаете активное участие в ее реализации, являетесь исполнителем трех проектов. Как программа стратегического развития изменила Вашу деятельность? 

— Программа стратегического развития РГПУ им. А.И. Герцена является мощным фактором развития педагогической и научной деятельности в ВУЗе, в целом, отдельных его подразделений и преподавателей. Прежде всего, открылись широкие перспективы научного плана. Приобретение современного аналитического оборудования дало возможность выйти на новый уровень в исследованиях, и в отдельных научных направлениях даже подняться на ступень выше зарубежных коллег. Другой момент – это возможность участия в зарубежных конференциях, организационные взносы для участия в которых, в настоящее время значительно возросли. Обмен научным и педагогическим опытом, информацией является очень важным фактором развития в современном научном мире. Это повышает уровень межкультурных коммуникаций, дает возможность найти точки соприкосновения в различных научных взглядах, способствует проведению совместных исследований. Например, многие исследования в области палеогеогафии, геоэкологии и археологии для территории Восточной Европы, почти не известны зарубежным ученым. С другой стороны, такая программа также способствует вовлечению студентов, магистрантов и аспирантов к участию в международных конференциях и занятию научной деятельности, которая не очень популярна сейчас у современной молодежи. А это помогает вовлечь и заинтересовать студентов наукой.  

— Современное высшее образование стремительно меняет свои форматы.  И, наверное, это в немалой степени связано с тем, что в вузы приходят представители нового цифрового поколения. Какими Вам видятся современные студенты? Чем они отличаются от их сверстников конца XX-го века? Как их учить?

— В эпоху развития информационных технологий молодое современное поколение может получить за один щелчок мыши информацию любого характера, будь то справочники, или энциклопедии, или специальная литература.  По сравнению со студентами ХХ века, которым нужно было специально записываться и сидеть в библиотеках в поисках нужной литературы, сейчас таких проблем нет. Это существенно сокращает время к доступу информации. С другой стороны, встают вопросы, как выбрать из всего объема информации именно ту, которая адекватно отражает поставленные вопросы, как отсеять так называемый «информационный мусор»? Я думаю, что главным критерием обучения остается критерий осмысления информации, понятий, выработка критического подхода к тому, что предлагается информационными системами. Т.е.  студент должен научиться глубоко понимать поставленную проблему и уровень ее решения, понимать основные понятия и процессы, которые лежат в основе поставленного вопроса. Этому также нужно обучать. Можно овладеть массой методов и иметь энциклопедические знания по разным вопросам, но это не позволит найти правильное решение проблемы без глубокого ее понимания. Я сторонник того, что студент на экзамене может пользоваться любыми материалами при подготовке к вопросам. Он может списать все, но при ответах на вопросы, сразу понятно, разбирается ли он в теме, понимает ли то, о чем говорит, знает ли предмет. Поэтому в современном мире, когда ежеминутно меняются парадигмы знаний, молодому поколению нужно быстро ориентироваться в потоке информации, формируя системы знаний по тому или иному вопросу и обучаясь новым навыкам. Это сложно, но, наверное, такой процесс овладения информацией должен разрабатываться в процессе обучения студентов.

— Вы участвовали во множестве интересных и захватывающих междисциплинарных исследований, например в работе большого международного коллектива в Мезмайской пещере? Что было наиболее интересного в этой работе? Какие тайны эволюции человека удалось раскрыть?

— Исследования, которые проводятся археологами, антропологами и палеогеографами уже более 30 лет в Мезмайской пещере (Северо-Западный Кавказ), являются очень интересными. Прежде всего, это уникальный археологический памятник, в котором сохранились культурные слои среднего и верхнего палеолита, а также нескольких периодов эпохи голоцена.Пещера известна в среде мирового научного сообщества, прежде всего, благодаря хорошо сохранившимся находкам останков неандертальцев, один из скелетов – это скелет младенца неандертальца (возраст от 0 до 2 месяцев), скорее всего мертворожденного и впоследствии захороненного в пещере. Генетический анализ ДНК (второй в мире) найденного скелета, позволил полностью расшифровать геном неандертальцев и сравнит с современным человеком. Четкая стратиграфическая последовательность литологических слоев и их изучение различными методами (геохимия, минералогия, геофизика, палинология, радиоуглеродный метод датирования) дали возможность реконструировать палеогеографические события, которые происходили в плейстоцене, в период перехода от неандертальцев к Homo Sapience. Одним из поразивших нас событий, которые удалось установить, было вулканическое извержение на Кавказе около 40 тыс. лет тому назад. Микроскопические остатки вулканического стекла были найдены в отложениях этого времени. Это извержение также совпадает по времени с другим извержением, на территории Флигрейских полей (Италия), вулканический пепел которого, обогнул несколько раз Землю и выпал в районе с.Костенки (Воронежская область). По-видимому, вулканическая активность привела к так называемому периоду «ядерной зимы». Отложения Мезмайской пещеры, соответствующе этому периоду, были сформированы в условиях холодного и сухого климата. И только в этих слоях и были зафиксированы последние остатки неандертальцев, вышележащие слои, содержали уже следы материальной культуры и антропологические остатки Homo Sapience. Так было сделано предположение о том, что природные катастрофы были причиной исчезновения неандертальцев. Сейчас эта гипотеза находит подтверждение и в других регионах Земного шара, например, в Италии, Испании. Мы продолжаем сейчас исследования на Северном Кавказе в других пещерах вместе с археологами. 

— Геоэкология и геология, науки способные предсказать будущее нашей планеты. Сегодня мы часто слышим о том, что наша планета стареет, ее ресурсы почти исчерпаны и вскоре нам предстоит искать новый дом во вселенной. Есть ли повод для паники? Каковы возможные сценарии существования планеты Земля? 

— На этот вопрос очень хорошо ответил наш замечательный российский ученый-физик Сергей Петрович Капица в своей книге «Сколько людей жило, живет и будет жить на земле. Очерк теории роста человечества», 1999 г. С помощью математических методов синергетики и нелинейной механики динамических систем он разработал теорию феноменологического роста населения Земли и связанного с ней потребления природных ресурсов и экономического развития. Как очень правильно заметил С.П. Капица, уменьшение какого-либо природного ресурса, например, нефти, приводит к поискам и открытию новых запасов, созданию альтернативных источников энергии.  Сейчас, в Европе, например, развиваются активно электромобили, вместо автомобилей с бензиновым и дизельным топливом. В результате открытий в области биотехнологии существенно увеличилась производительность сельскохозяйственного труда и появились искусственные заменители многих пищевых продуктов. С другой стороны, на Земле количество природных ресурсов и населения распределено неравномерно, что позволяет перераспределять природные ресурсы и в этой связи такое направление, как геоэкология является перспективным. По математическим расчетам на уровень современного состояния, Земля, может поддерживать в течение длительного времени до 15-25 млрд человек, для сравнения, сейчас население Земли приближается к 7 миллиардам 500 тыс. человек. Т.е. это достаточно оптимистичные прогнозы. Конечно, развитие новых технологий дает возможность рассматривать альтернативные для жизни планеты нашей галактики в будущем, это также перспектива развития различных направлений в геологии и геоэкологии.

— Мы узнали, что у Вас есть замечательный домашний питомец. Расскажите о нем. Как он помогает в Вашей научной и преподавательской работе?

— Домашнего питомца зовут Флорис, это кот породы шотландский «прямоухий». Он очень породистый, серого цвета и у него есть свой паспорт. Эта та самая порода котов, которая просто создана для помощи в научной и преподавательской деятельности. Он очень любит сидеть на рабочем столе или на рабочем кресле и смотреть в монитор компьютера. Очень деликатный, но иногда, все же, сбрасывает со стола ручки, линейки и пр. Вообще, всегда любит находится в кругу людей, боится одиночества и не очень любит своих кошачьих собратьев.

— И в завершении нашего разговора интересно узнать, как много времени остается у Вас на досуг? Как Вы обычно восстанавливаете свои силы?

— Времени на досуг остается не очень много, но если появляется такая возможность, я путешествую в другие города и страны. В большинстве случаев, это связано с поездками на конференции. Это позволяет сменить обстановку, отвлечься от грустных мыслей, повысить свой культурный и научный уровень. Мне очень нравится в других странах посещать музеи и выставки. Для восстановления сил, поддержания физической формы и просто получения удовольствия я катаюсь на горных лыжах и занимаюсь дайвингом. Для погружений с аквалангом у меня есть сертификат дайвера, и мне уже посчастливилось погрузиться в глубины Индийского океана и Карибского моря. Это были незабываемые впечатления.

— Уважаемая Марианна Алексеевна! благодарим Вас за интереснейшее интервью и за уделенное нам время! До новых встреч!

Последнее изменение: 11 ноября 2016 г. в 15:28:00
Автор: Александрова Ольга Игоревна
Основные сведения | Структура | Управление | Наука | Образование | Деятельность | Инновации | СМИ | Как нас найти | Работа в университете

Сведения об образовательной организации

Cведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи (информация размещена в соответствии с Приказом Минтруда России от 30.01.2015 № 51н)

Сведения о среднемесячной заработной плате руководителя, его заместителей и главного бухгалтера (информация размещена в соответствии с Постановлением Правительства от 28.12.2016 № 1521)

Противодействие коррупции

 

 

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗРУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Это интересно

   

Онлайн курсы Герценовского университета
Образовательный центр Сириус
 
Новости

Архив »

Политика конфиденциальности
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена © 2024
Связь с администраторомСвязь с администратором