ОбщийАбитуриентамСтудентамВыпускникамДополнительное образованиеАспирантура и докторантураБиблиотекаСМИ Карта сайтаПоискПочта
Навигация
Анонсы
нет анонсов

Все анонсы »

СМИ о нас
11 октября 2022

Проект «Александрова дорога»: 1 СЕРИЯ. ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ. НАЧАЛО ПУТИ

03 октября 2022

Телеканал 78: «Реальная политика»

Архив »

РГПУ им. А.И. ГерценаОбщийИнновацииПрограмма стратегического развития 2012-2016КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ Интервью с победителями конкурсаИнтервью с С.Ю. Трапицыным

Сегодня мы беседуем с заведующим кафедрой управления образованием и кадрового менеджмента института экономики и управления, доктором педагогических наук, профессором Сергеем Юрьевичем Трапицыным, занявшим первое место в конкурсе профессиональных достижений преподавателей университета в 2015 году.

— Здравствуйте, уважаемый Сергей Юрьевич!

Позвольте поздравить Вас с прошедшим юбилеем и пожелать Вам дальнейших успехов и процветания, воплощения в жизнь самых смелых планов, реализации всех начинаний. Примите самые искренние пожелания доброго здоровья, неиссякаемого жизнелюбия и благополучия.

Вот уже несколько лет Вы становитесь победителем конкурса профессиональных достижений профессорско-педагогического состава РГПУ им. А.И. Герцена. Какое значение для Вас имеют эти победы?

— Сам факт участия в конкурсе, где надо предъявлять объективные и измеряемые результаты работы, создает внутреннюю мотивацию к достижениям. Это прекрасный способ самореализации, самовыражения, формирования позитивного образа самого себя. Признание и уважение коллег, а среди них немало тех, кто имеет более выдающиеся достижения, также очень ценно. Подтверждение пользы и значимости труда, которому посвящаешь большую часть своей жизни, – это тоже награда, которая побуждает к новым трудам и новым достижениям. Но гораздо большей наградой для меня является то, что победа в конкурсе – это признание заслуг целого коллектива.

Мы очень правильно назвали этот конкурс – профессиональных достижений. Помните, раньше он назывался конкурсом личных достижений. Но какие же они личные? Это всегда общий результат, совместный труд всех преподавателей кафедры, инженеров, лаборантов, студентов. Да разве только их одних? Есть еще множество сотрудников университета, которые обеспечивают научные исследования, организуют учебную деятельность, помогают с международным сотрудничеством, создают комфортную среду и т.д., и которые всегда незримо присутствуют в результатах твоей работы. К сожалению, мы это не всегда замечаем и не всегда по достоинству оцениваем. А организаторы конкурса? Какую колоссальную работу они проводят, пропагандируя конкурс, обеспечивая условия для его проведения, осуществляя его информационную, методическую, аналитическую поддержку и сопровождение. Разве достижения участников конкурса это не часть и их труда? Пользуясь случаем, хочу сказать огромное спасибо всем, чьей самоотверженной работе университет обязан своими успехами!

— На Ваш, взгляд, чем полезны  подобные конкурсы преподавателей, студентов, административных работников для менеджмента и управления университетом?

— Наверное, можно говорить о влиянии подобных конкурсов на их участников и на деятельность университета в целом (в Вашей формулировке – для менеджмента университета).

Польза конкурсов для профессионального саморазвития, творческой самореализации личности очевидна. Конкурс – это миг, соревнование, подсчет очков, но за ним стоит целый год каждодневного нелегкого труда, планирование и достижение значимых результатов, постоянная борьба с самим собой, своей усталостью, пассивностью, ленью. Собственно, главный твой соперник в конкурсе – это ты сам. Многие из нынешних конкурсантов участвуют в конкурсе профессиональных достижений уже не первый раз, и мы видим, как их индивидуальные результаты с каждым годом становятся все выше, и это стремление к достижению новых вершин замечательно само по себе. Да и общая планка конкурса с каждым годом поднимается выше, состязаться все сложнее, результаты участников очень плотные. Так сказать, «активность актива растет». 

Польза таких конкурсов для университета тоже понятна – в ситуации всеобщего рейтингования, мониторинга эффективности, измеряемости всего и всех — это способ направить активность преподавателей, сотрудников, студентов в нужное русло, гарантировать достижение заданных показателей, это, если хотите, искусство менеджмента достигать успеха «не числом, а умением». Безусловно, это и способ выявления и поддержки инновационного ядра,  «актива», наиболее результативных сотрудников университета. Усилия руководства университета, особенно первого проректора С.А. Гончарова, по оказанию поддержки лидерам заслуживают особого признания и благодарности.  Это, кстати, еще и свидетельство того, что выбранная менеджментом стратегия стимулирования творческой активности работает эффективно и может быть распространена на другие сферы жизнедеятельности университета.

И, наконец, несомненная польза от конкурса состоит в том, что он обеспечен мощной аналитической поддержкой, которая позволяет вовремя увидеть градиент развития, зарождающиеся тенденции, еще не явные проблемы и возможности, неиспользуемый потенциал и зоны роста. Конкурс – это модель эффективного управления профессиональным развитием, он и сам все время совершенствуется, улучшается, можно сказать, что это уже доказавшая свою эффективность управленческая модель, которая с успехом может быть адаптирована и для решения других задач вуза.

— Что бы Вы пожелали или посоветовали участникам будущих конкурсов профессиональных  достижений? Как лучше организовывать свою деятельность? Какие приоритеты ставить? Поделитесь, пожалуйста, секретами продуктивной работы современного преподавателя вуза.

— Прежде всего, участвовать. Количество конкурсантов растет, но не так быстро, как хотелось бы, в нем принимает участие чуть более 10% преподавателей университета. Не надо бояться проиграть, в этом конкурсе нет проигравших, только победители. Условия конкурса известны всем еще в начале года, оцениваемые направления понятны, их важность отражают присваиваемые показателям баллы, так что задача каждого преподавателя не просто принять решение об участии, но  увидеть и осознать, что сегодня важно для университета, понять, что ценно для него самого, в чем он хотел бы и мог улучшить свою деятельность, каких результатов стремится достичь. С этого года определяются не только общие победители конкурса, но и лидеры в отдельных областях, поэтому каждый участник может сконцентрироваться на каком-то одном или нескольких направлениях с учетом своих интересов и возможностей.

А секретов у меня особых нет. Любить свое дело, заниматься им с упорством и удовольствием, быть оптимистом, позитивно воспринимать самого себя и других людей, быть постоянно нацеленным на успех – и тогда он обязательно придет!

— Конкурс профессиональных достижений проходит в рамках реализации программы стратегического развития РГПУ им. А.И. Герцена. В связи с этим, мы хотели бы узнать Ваше мнение о роли Программы в деятельности университета, ее успехах и рисках, дальнейших перспективах развития нашего вуза. Как Вы оцениваете результаты Программы, насколько они оправдали Ваши ожидания?

— Собственно, ожидание от Программы было одно – хотелось, чтобы ее реализация привела к явным, очевидным,  неоспоримым позитивным изменениям в университете, сформировала и закрепила в его пространстве жизнеспособные модели управления и деятельности, а ее результаты подтвердили лидирующую роль университета в экономике знаний. Программа еще не завершена, но уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что эти ожидания оправдались. Главный итог Программы – создание оптимального комплекса, интегрирующего в целостную систему образование, науку, инновации, социальное партнерство. Есть и вполне осязаемые результаты – укрепление позиций университета в престижных национальных и международных рейтингах вузов, существенный рост публикационной активности, количества выигранных грантов, реализуемых образовательных программ, в том числе сетевых, созданных объектов интеллектуальной собственности и пр. Но, наверное, важнее всего – формирование мощного интеллектуального потенциала и высокопродуктивных команд стратегических изменений, способных обеспечить дальнейшее устойчивое развитие университета.

— Как отразилась реализация Программы в деятельности Вашей кафедры, в технологиях и содержании обучения студентов, проведении научных исследований, других аспектах работы преподавателей? 

— Полагаю, так же как и на многих других – положительно. Ну, может быть мы смогли получить от Программы и некоторый дополнительный импульс развития, потому что стали не только ее убежденными сторонниками, но и активными участниками. По-сути, все эффекты Программы можно спроецировать на кафедру как уменьшенную копию университета – мы начали реализацию двух новых магистерских программ, в том числе одной сетевой, получили госзадание МОН РФ на выполнение исследований, выиграли гранты РГНФ, Еврокомиссии, фонда Потанина, Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга, в разы возрос объем привлеченных на научные исследования средств, повысилась публикационная активность и наукометрические показатели ППС, молодые преподаватели, а их доля на кафедре составляет 31%, в полном объеме ощутили на себе все преимущества реализуемой университетом стратегии карьерного лифта, выиграв множество конкурсов академической мобильности, грантов, премий и пр. Не отстают и студенты, Программа создает массу возможностей для талантливой молодежи, а она у нас талантлива необычайно. В общем, кафедра, выражаясь современным языком, «в тренде», чего желаю и всем остальным кафедрам родного университета. 

— Как, по Вашему мнению, меняется менеджмент университета в рамках реализации ПСР? Что необходимо сделать до завершения программы, чтобы закрепить и приумножить ее инновационные решения в практике деятельности университета?

— Я в принципе сторонник программного подхода, в нем прослеживается очень четкая логика: цель – средства – условия – действия — результат. Это очень важно для устойчивого управления – выстроить такую цепочку, упорядочить хаос. Я вижу, что с каждой новой реализуемой программой у университетского менеджмента это получается все лучше, и от этого выигрывают все. Университет стал более ориентирован на результат, востребованной стала аналитика, особое внимание концентрируется на точках роста. Работа приобретает более целенаправленный и системный характер, стираются межфакультетские, межкафедральные, междисциплинарные барьеры, которые ограничивали возможности. Это, конечно, требует изменений в принципах управления университетом, преодоления функциональной разобщенности,  командной работы.  Программа ведь еще продолжается, и надо не ослаблять усилий, не допустить превращения движения в инерцию. Ну, и, конечно, надо начинать думать о новой программе. В ходе нынешней Программы обозначились перспективные направления развития, сложились работоспособные коллективы, обладающие колоссальным потенциалом, надо задействовать этот потенциал для решения новых задач.

— Сегодня высшее образование стремительно меняется не только в России, но и во всем мире. Но, наверное, у нас в стране эти процессы проходят наиболее бурно. Как Вы думаете, когда наступит время, в котором российские вузы будут функционировать вне режима реформирования, модернизации и переформатирования системы высшего образования? 

— Боюсь, что уже никогда, или, по крайней мере, не в обозримой перспективе. К сожалению. Твердо убежден, что эта «безумная гонка» глубоко порочна и губительна, только от моего убеждения мало что зависит и вряд ли что-то изменится. Главный вопрос – прогресс (сейчас больше принято говорить «рынок») для человека, или человек для прогресса? Все чаще приходится слышать слова о том, какой работник требуется новой экономике, какой человек необходим современному обществу. И мало кто задается вопросом, а что требуется самому человеку? Из человеко-центрированного образование все больше превращается в системо-центрированное (рыночно-ориентированное).  И уже не человек создает свое окружение, а система подстраивает его под себя. Мы постепенно превращаемся в придаток этой системы, перестаем получать удовольствие от работы и жизни, устали от бесконечных нововведений, но все равно продолжаем стремительно мчаться вперед, теряя при этом что-то действительно важное, собственно человеческое, саму возможность думать, задавать вопросы, рефлексировать.  Но это, увы, глобальные, общемировые процессы, и вряд ли им можно противостоять на уровне отдельно взятой страны, тем более – отдельного университета. Так что, наверно, надо как-то встраиваться, адаптироваться к реформам, стараться минимизировать их негативные последствия и, самое главное, не потерять, не «переформатировать» самого себя, сохранить духовность, внимательное и доброжелательное отношение к окружающим людям, способность соучаствовать, сопереживать.

— В каком направлении, с Вашей точки зрения, будет развиваться педагогическая наука, каково будущее педагогического образования? 

- Будет или должна? Думаю, что ее развитие идет сейчас как реакция на происходящие (на мой взгляд, не очень позитивные) изменения, как попытка «соответствовать», закрепиться в «новом мировом порядке». И в этом смысле главная функция образования (а, значит, и обеспечивающих ее педагогических исследований и подготовки педагогов) закрепляется именно как задача так называемой социализации — «встраиваемости» учащегося, выпускника, педагога в нынешнюю реальность. На мой взгляд, с этим, наверно, многие не согласятся, педагогическая наука и практика все больше превращаются в обслуживающие отрасли, теряют свою смыслоутверждающую роль.  Мы слишком увлеклись вопросами технологизации учебного процесса в ущерб его ценностно-мотивационным аспектам. Отчужденность от образовательного процесса уже не только учащихся, но и преподавателей – это сегодня колоссальная проблема.

Уверен, что «светлое будущее» педагогической науки и педагогического образования связано с возвращением на новом уровне к идее Человека, к пониманию многомерности его измерений и богатства его внутреннего мира, к осознанию того, что изменения внутри человека гораздо важнее, чем изменения среды его обитания.

— И в завершение нашего разговора интересно узнать, как много времени остается у Вас на досуг? Как Вы обычно восстанавливаете свои силы?

— Если честно, то свободного от работы времени остается совсем не много, поэтому, наверно, особенно важно, как его провести. Я по природе трудоголик, и это не только требование, примета нынешнего «сверхскоростного» века, я с детства такой. Но с того же детства сохранилась привычка и потребность в регулярных занятиях физкультурой, спортом. Поэтому предпочитаю отдых активный и разнообразный – плавание, теннис, хоккей, лыжи, бадминтон, велосипед. Так получилось, что у меня вся семья спортивная – жена, дети, а теперь и внуки – поэтому это еще и возможность общаться, проводить время вместе. Люблю бывать на даче, она в сосновом бору, тишина и покой удивительные, там всегда есть чем заняться, а вечером нравится посидеть у костра, почитать хорошую книгу – к сожалению, в городских буднях это нечасто удается. Ну, и дважды в году стараюсь дать себе недельку «полной релаксации» — уехать куда-нибудь подальше, «случайно» забыв при этом телефон, лэптоп и другие предметы «цивилизации».

— Уважаемый Сергей Юрьевич, благодарим Вас за интереснейшее интервью и за уделенное нам время! До новых встреч! 

Последнее изменение: 26 мая 2016 г. в 14:57:31
Автор: Александрова Ольга Игоревна
Основные сведения | Структура | Управление | Наука | Образование | Деятельность | Инновации | СМИ | Как нас найти | Работа в университете

Сведения об образовательной организации

Cведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи (информация размещена в соответствии с Приказом Минтруда России от 30.01.2015 № 51н)

Сведения о среднемесячной заработной плате руководителя, его заместителей и главного бухгалтера (информация размещена в соответствии с Постановлением Правительства от 28.12.2016 № 1521)

Противодействие коррупции

 

 

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗРУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Это интересно

   

Онлайн курсы Герценовского университета
Образовательный центр Сириус
 
Новости

Архив »

Политика конфиденциальности
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена © 2024
Связь с администраторомСвязь с администратором