19 апреля 2018 года
в Центре импортозамещения и локализации выставочного комплекса Ленэкспо состоялась выставка «Ярмарка вакансий для людей с инвалидностью». На ярмарку были приглашены к участию работодатели, готовые рассматривать в качестве соискателей на рабочее место инвалидов как полноправных претендентов на различные вакансии, представители образовательных и общественных организаций.
РУМЦ Герценовского университета представляли заместитель директора А.П. Антропов и ведущий специалист М.А. Григорьева. А.П. Антропов также принял участие в проходившей параллельно с Ярмаркой Всероссийской научно-практической конференции «Интеграция инвалидов в профессиональное сообщество. Современные тенденции социализации и реабилитации».
12-13 апреля 2018
В Университете ИТМО состоялась международная конференция «Инклюзивное образование в университете: ограничения или новые возможности», в качестве организаторов выступил Департамент по образовательной деятельности (Управление качества образовательного процесса и Центр сопровождения инклюзивного образования).
В рамках конференции рассматривались вопросы по обмену опытом организации и реализации инклюзивного образования в высших учебных заведениях США и России.
В мероприятии приняли участие 39 представителей из разных городов России (Санкт-Петербург, Саратов, Нижний Новгород, Москва, Ессентуки, Ставрополь) и 2 представителя из США (штат Серверная Каролина).
Присутствовали представители учебных заведений Университета ИТМО; РГПУ им. А.И. Герцена; Охтинского колледжа; «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам» №3; Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого; Морского технического колледжа им. адмирала Д.Н. Сенявина; Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина; Центр обучения инвалидов Санкт-Петербургского государственного экономического университета; Профессионально-реабилитационного центра МГТУ им. Н.Э. Баумана; Северо-Кавказского федерального университета; Южного федерального университета; Академии постдипломного педагогического образования. Представители организаций Центра занятости населения Санкт-Петербурга; Профессионально-реабилитационного центра; Центра »Работа-i"; Санкт-Петербургского научно-практического центра медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации им. Г.А. Альбрехта; Ессентукский Центр Реабилитации.
В первый день мероприятия были представлены опорные доклады ведущих специалистов США и РОССИИ. Специалист специального образования США, Вирджиния Симмонс выступила с докладом «Особенности организации инклюзивного образования в Университетах США»; д.п.н, профессор, директор ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Санкт-Петербурга и Ленинградской области, директор института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А.И. Герцена, Кантор Виталий Зорахович представил доклад «Ресурсное и учебно-методического обеспечение инклюзивного образования в России: системные решения».
По итогам мероприятия были определены приоритеты и перспективы дальнейшего развития инклюзивного образования в высших учебных заведениях (США и России) и плодотворного сотрудничества.
http://www.ifmo.ru/ru/page/362/conferencii_publikacii_2018.htm#ixzz5CxstD36n
12.04.2018
Директор РУМЦ В.З. Кантор принял участие в международной конференции «Инклюзивное образование в университете: ограничения или новые возможности». На пленарном заседании конференции, организованной и проведенной вузом-партнером РГПУ им. А.И. Герцена – Санкт-Петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики, В.З. Кантор в качестве основного спикера выступил с докладом на тему «Ресурсное и учебно-методическое обеспечение инклюзивного высшего образования в России: системные решения».
05.04.2018 г.
Директор РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена В.З. Кантор принял участие в Международной конференции «Инклюзия в современной культурно-образовательной парадигме», состоявшейся в Санкт-Петербургской государственной библиотеке для слепых. В своем докладе «Ресурсно-методическая поддержка региональных систем инклюзивного высшего образования: организационно-педагогические подходы» В.З. Кантор на примере деятельности РУМЦ Герценовского университета охарактеризовал основные содержательные направления его работы по совершенствованию инклюзивной вузовской практики в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
22-23 марта 2018 г.
на базе РГПУ им. А.И. Герцена прошла стратегическая сессия Минобрнауки России по вопросу развития и содержания деятельности сети Ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Сессия проводилась в рамках реализации политики Правительства России по созданию условий для обучения инвалидов в высших учебных заведениях. Организатором выступил Департамент государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России.
Участников мероприятия поприветствовал ректор Герценовского университета Сергей Игоревич Богданов. «В этой аудитории нет нужды доказывать значимость темы, которая нас всех объединила, и значимость инклюзивного образования. Те, кто здесь собрался, и те вузы, которые они представляют, делают очень важное государственное дело. Мы очень рады, что Герценовский университет стал сегодня площадкой нашего общего мероприятия. Надо поблагодарить руководство страны и Министерство образования и науки Российской Федерации за то, что они поддерживают проекты, связанные с инклюзивным образованием», ― отметил Сергей Игоревич.
Сессию вела советник Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ Ольга Анатольевна Серебрянникова. Герценовский университет на сессии представили директор Института дефектологического образования и реабилитации, директор РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена Виталий Зорахович Кантор и его заместитель Александр Петрович Антропов, ведущий специалист по реабилитационно-образовательной работе РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена Наталья Владимировна Мюллер.
В сессии, наряду с сотрудниками РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена, приняли участие представители всех других вузов, на базе которых созданы РУМЦ: Московского государственного университета управления, Московского государственного гуманитарно-экономического университета, Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, Московского государственного психолого-педагогического университета, Южного федерального университета, Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, Северо-Кавказского федерального университета, Тюменского государственного университета, Тихоокеанского государственного университета, Челябинского государственного университета, Череповецкого государственного университета, Вятского государственного университета, Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, Российского государственного социального университета, Новосибирского государственного технического университета. В ходе обсуждения велся продуктивный поиск единой стратегии развития деятельности сети РУМЦ в таких направлениях, как профориентация, организация и сопровождение вузовского обучения лиц с инвалидностью, содействие их трудоустройству и постдипломное сопровождение выпускников из числа инвалидов.
До начала работы сессии для участников мероприятия была проведена экскурсия по территории РГПУ им. А.И. Герцена директором музея Герценовского университета Екатериной Матвеевной Колосовой. Также гости посетили Фундаментальную библиотеку им. императрицы Марии Федоровны.
23 марта сессия продолжила свою работу в помещении РУМЦ на Малой Посадской ул., 26.
Как рассказала советник Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ О.А. Серебрянникова, на сегодняшний день в сеть РУМЦ входят 16 вузов; при этом планируется подключение к ней еще пяти. «Сеть фактически была создана в конце 2017 года. В нынешней проектной сессии сети РУМЦ приняли участие руководители и сотрудники университетов, а также представители управленческих структур. Эта проектная сессия очень важна: она знаменует определенный этап становления и стратегического планирования деятельности сети с тем, чтобы наш проект был и социально значимым, и инновационным. Вузы в своих регионах являются теми центрами, где эти инновации зарождаются, апробируются и транслируются. Поэтому мы с коллегами в ходе обсуждения стремимся перейти с внутривузовского уровня на уровень сети, мысля в масштабах системы высшего образования России. Мы благодарны руководству и сотрудникам Герценовского университета за приглашение и возможность проведения нынешней сессии в его стенах», ― отметила Ольга Анатольевна.
Участники сессии высоко отозвались о ресурсной базе Герценовского университета в сфере инклюзивного образования, единодушно оценив ее как один из ярких и убедительных примеров реализации системных решений в области комплексной поддержки вузовского обучения лиц с инвалидностью.
1 марта 2018 г.
Директор РУМЦ В.З. Кантор принял участие в научно-практической конференции «Современное образовательное пространство – опыт и перспективы инклюзии», проведенной вузом-партнером РГПУ им. А.И. Герцена – Институтом специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга. В.З. Кантор выступил с докладом на тему «Инклюзивное высшее образование: проблемное поле и зоны роста».
22.02.2018
Студенты института дефектологического образования и реабилитации заняли первое место в открытом командном турнире по «Дартс» среди участников с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации программы «Развитие деятельности туденческих объединений» по направлению «Инклюзия в физической культуре студентов». Поздравляем победителей!
7 февраля 2018 г.
Ректор РГПУ им. А.И. Герцена Сергей Игоревич Богданов и директор РУМЦ Виталий Зорахович Кантор приняли участие в совещании по представлению отчетов о деятельности РУМЦ в 2017 г., прошедшем в зале Коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации под председательством заместителя Министра Татьяны Юрьевны Синюгиной.
В своем выступлении В.З. Кантор проинформировал о результатах деятельности РУМЦ Герценовского университета и достигнутых эффектах, а также наметил перспективы дальнейшего развития системы многоуровневого сетевого взаимодействия в сфере инклюзивного высшего образования в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
19 января 2018 г.
Директор РУМЦ В.З. Кантор дал интервью информационному порталу Либинформ по вопросам деятельности Центра.
Ссылка на интервью:
http://libinform.ru/read/interview/RUMTC-istoriya-sozdaniya-missiya-opyt
25 декабря 2017 г.
Под председательством и.о. ректора РГПУ им. А.И. Герцена С.И. Богданова в рамках работы РУМЦ состоялось совещание представителей вузов — партнеров Герценовского университета по реализации проекта, связанного с деятельностью центра.
В нем приняли участие ответственные от вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, заключивших с РГПУ им. А.И. Герцена соглашения о сотрудничестве в сфере развития инклюзивного высшего образования. РГПУ им. А.И. Герцена на встрече также представляли и.о. проректора по научной работе и информатизации М.Ю. Пучков, директор РУМЦ В.З. Кантор и заместитель директора РУМЦ А.П. Антропов.
В ходе совещания были детально обсуждены и проанализированы итоги совместной работы по всем ее направлениям — от профориентации учащихся специальных школ и проведения мониторингов до консалтинга, повышения квалификации вузовских работников, подготовки учебно-методических комплексов и содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью.
Представители вузов высоко оценили значимость комплекса реализованных мероприятий и в плане стимулирования инклюзивных процессов в каждом из вузов, и с точки зрения интенсификации развития системы инклюзивного высшего образования в регионе в целом. Было отмечено, что координирующая роль РУМЦ проявилась не только в установлении взаимодействия между вузами, но и в налаживании связей вузов как со специальными (коррекционными) школами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, так и с работодателями. Особое внимание было уделено проведенным на базе РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена курсам повышения квалификации, которые, по мнению собравшихся, отличались высоким уровнем организации и профессиональной квалификации преподавателей и заложили основу кадровой готовности вузов к реализации инклюзивного обучения студентов с инвалидностью.
В ходе мероприятия было оглашено благодарственное письмо на имя и.о. ректора РГПУ им. А.И. Герцена С.И. Богданова от администрации Санкт-Петербургского государственного экономического университета, в котором выражена признательность за плодотворное сотрудничество по линии РУМЦ.
По итогам встречи были определены приоритеты и перспективы развития сетевого взаимодействия вузов-партнеров:
— совершенствование управленческого учета в сфере трудоустройства выпускников;
— распространение работы по профориентации на учреждения среднего профессионального образования, ведущие обучение инвалидов;
— активизация текущего информационного и методического обмена между вузами-партнерами;
— инициирование учреждения региональной Ассоциации студентов-инвалидов.
И.о. ректора РГПУ им. А.И. Герцена С.И. Богданов пожелал участникам совещания дальнейшей активной и плодотворной работы в целях развития инклюзивного образования в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
20 декабря
Состоялся вебинар «Незрячие работники интеллектуального труда как ресурс развития инклюзивного образования».
Он был подготовлен в рамках социального партнерства РГПУ им. А.И. Герцена и функционирующего на его базе РУМЦ с Санкт-Петербургской региональной организацией Всероссийского общества слепых (ВОС).
Содержание вебинара было связано с представлением и осмыслением опыта незрячих специалистов, получивших высшее образование в инклюзивном формате и успешно реализующих себя в настоящее время в различных профессиональных областях на открытом рынке труда.
В мероприятии, модератором которого выступил директор РУМЦ В.З. Кантор, приняли участие председатель Санкт-Петербургской региональной организации ВОС, член Центрального правления ВОС А.Б. Колосов, кандидат психологических наук, доцент Института специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга И.Е. Ростомашвили и член адвокатской палаты Санкт-Петербурга, почетный адвокат Российской Федерации В.А. Васильев.
В их выступлениях были затронуты вопросы формирования адекватного отношения к слепым и слабовидящим студентам в вузе, проблемы, связанные с собственной личностной позицией студента — инвалида по зрению, а также освещены условия успешной интеграции незрячего выпускника вуза в трудовую жизнь. Кроме того, особое внимание было уделено характеристике деятельности местной организации незрячих специалистов – уникальной структурной единицы Санкт-Петербургской региональной организации ВОС, продвигающей интересы слепых и слабовидящих студентов и незрячих работников интеллектуального труда — вузовских преподавателей, научных сотрудников и др.
Продемонстрированный опыт показал значимость примера успешных инвалидов по зрению для развития инклюзивного высшего образования.
Просмотреть запись вебинара можно по ссылке: https://vk.com/away.php?utf=1&to=https%3A%2F%2Fherzenuniversity.adobeconnect.com%2Fpryeljmzg54i%2F
12 декабря
В рамках работы РУМЦ в сфере содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью состоялся вечер вопросов и ответов «Карьера без барьеров».
Мероприятие прошло в интерактивном формате, что позволило его участникам – студентам-инвалидам и представителям служб занятости и организаций-работодателей Санкт-Петербурга и Ленинградской области – в непосредственном живом общении обсудить эффективные механизмы поддержки трудоустройства инвалидов с высшим образованием и пути обеспечения их стабильной трудовой занятости.
В центре внимания собравшихся был опыт реализации специальных проектов и программ по комплексному сопровождению выпускников вузов из числа инвалидов различных категорий на этапах от поиска и подбора перспективного места работы до содействия их профессиональной адаптации в трудовом коллективе.
В мероприятии, которое открыл директор РУМЦ В.З. Кантор, приняли участие свыше 20 студентов с нарушением зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата, обучающиеся в РГПУ им. А.И. Герцена, а также в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете, Санкт-Петербургском государственном институте психологии и социальной работы и Национальном открытом институте – вузах, являющихся сетевыми партнерами Герценовского университета по проекту, связанному с деятельностью РУМЦ.
Их собеседниками выступили представители Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения «Центр занятости населения Санкт-Петербурга», Сбербанка России, компании «Юлмарт», Центра по трудоустройству выпускников детских домов и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья «Работа i», Российской общественной организации инвалидов «Перспектива». Кроме того, в мероприятии приняли участие социальные предприниматели, занимающиеся вопросами трудоустройства людей с инвалидностью.
По завершении официальной части мероприятия заинтересованный диалог между студентами-инвалидами и представителями работодателей продолжился в индивидуальном формате.
08 декабря
Заместитель директора РУМЦ Герценовского университета А.П. Антропов и заведующая кафедрой оздоровительной физической культуры и адаптивного спорта С.О. Филиппова приняли дистанционное участие в работе методического семинара «Вопросы развития адаптивной физической культуры и спорта в образовательных организациях», организованного РУМЦ Южного федерального университета (ЮФУ).
С.О. Филипповой был представлен опыт Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по созданию инклюзивной физкультурно-образовательной среды и включения студентов с инвалидностью, а также студентов с ОВЗ в физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу.
Петербургский форум «Инклюзия в физической культуре студентов»
С 5 по 7 декабря
В РГПУ им. А.И. Герцена прошел Петербургский форум «Инклюзия в физической культуре студентов». В рамках Форума проводилось большое количество различных мероприятий, направленных на проявление студентами творчества в рамках заявленной темы.
Большой интерес участников Форума вызвал конкурс фотографий «Студент. Спорт. Инклюзия», целью которого было формирование в университетской среде интереса к проблеме социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья через занятия физической культурой и спортом.
Конкурс проходил по следующим номинациям:
- Инклюзия в физической культуре (совместные занятия лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений);
- Паралимпийский спорт (любая тема, связанная с паралимпийским спортом);
- Волонтеры адаптивного спорта (работа волонтеров на мероприятиях);
- Эмоции спорта (слезы побед и поражений, волнения, разочарования и минуты успеха);
- Спортивный юмор (курьезные кадры, неожиданные ситуации, смешные моменты спорта).
В номинации «Инклюзия в физической культуре» награду завоевали представители института дефектологического образования и реабилитации, принявшие участие в Форуме по инициативе РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена.
https://vk.com/ofkandas?z=video-106504024_171562365%2Fpl_-106504024_-2
Первый день Параспартакиады: соревнования по дартсу и новусу.
https://vk.com/ofkandas?z=video-2906063_171428746%2Fpl_-106504024_-2
Второй день Параспартакиады: праздник на льду.
https://vk.com/ofkandas?z=video-106504024_171551339%2Fpl_-106504024_-2
Третий день Параспартакиады: праздник на воде.
04 декабря
4 декабря 2017 г. состоялся вебинар «Инклюзивное высшее образование: технические средства и человеческий фактор».
В вебинаре, посвященном обсуждению вопросов формирования адаптированной информационно-образовательной, социально-психологической и реабилитационно-образовательной среды вуза, приняли участие представители вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области – партнеров РГПУ им. А.И. Герцена по проекту, связанному с деятельностью РУМЦ: Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, Международного банковского института, Санкт-Петербургского института экономики и управления и др.
В выступлении директора РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена В.З. Кантора были освещены специфические трудности, испытываемые студентами с инвалидностью в процессе инклюзивного обучения в вузе, и охарактеризована нуждаемость таких студентов в специальных сервисах, обеспечивающих удовлетворение их особых образовательных и социальных потребностей. В данном контексте были рассмотрены подходы к разработке и реализации адаптированных основных профессиональных образовательных программ.
Кроме того, в ходе вебинара были продемонстрированы варианты использования специальной тифлотехники в рамках ресурсно-технологического обеспечения инклюзивной профессионально-образовательной деятельности студентов – инвалидов по зрению.
См. также:https://инклюзивноеобразование.рф/события/8908
04 декабря
Начинается реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Психолого-педагогическое обеспечение инклюзивного высшего образования».
На обучение зачислены свыше 240 слушателей — сотрудников 8 вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Подробнее о курсах повышения квалификации: /main/structure/centers/1511512487/1511778301/
1 декабря
Директор РУМЦ В.З. Кантор в рамках программы «Школа лидеров» выступил перед студенческим активом РГПУ им. А.И. Герцена с лекцией на тему «Основы коммуникации и организации социальной работы со студентами-инвалидами и студентами с ограниченными возможностями здоровья».
1 декабря
В рамках работы РУМЦ по содействию трудоустройству выпускников с инвалидностью состоялось мероприятие в форме интерактивной площадки «Профессионально-трудовая реабилитация и интеграция инвалидов».
В мероприятии, модератором которого выступил директор РУМЦ В.З. Кантор, приняли участие свыше 20 представителей органов исполнительной власти, центров занятости населения, центров социальной реабилитации, профессионально-реабилитационного центра, а также представители работодателей Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
К участию в мероприятии были, кроме того, приглашены сотрудники РУМЦ Новосибирского государственного технического университета — специалист по научно-методической работе С.Ю. Волченко, социальный педагог А.П. Бендер и юрисконсульт Т.П. Мозговая.
В.З. Кантор проинформировал собравшихся о специфике профессионально-трудовой реабилитации инвалидов с высшим образованием, об особенностях взаимодействия трудового коллектива с инвалидами различных категорий. Наряду с этим, участникам мероприятия силами сотрудников РУМЦ было представлено компьютеризированное рабочее место незрячего специалиста.
В ходе состоявшейся заинтересованной дискуссии были обсуждены проблемы квотирования рабочих мест для инвалидов с высшим образованием, вопросы совершенствования информационной поддержки трудоустройства лиц с инвалидностью, а также намечены пути оптимизации ситуации, в частности – на основе внедрения системы повышения квалификации работодателей и активизации межведомственного и профессионально-общественного взаимодействия в данной сфере, а также обеспечения преемственности среднего профессионального и высшего образования инвалидов и лиц с ОВЗ.
См. также:
http://www.radiovos.ru/news_1512549590402925.html
http://www.radiovos.ru/arch/Sobytia/News_06.12.17.mp3
28 ноября
Ведущий специалист РУМЦ по профессиональной ориентации инвалидов М.А. Мазур приняла участие в Ярмарке вакансий, состоявшейся в Центре абилитации с индивидуальными формами обучения «Динамика». Специалисты познакомили посетителей ярмарки с образовательными программами и условиями, обеспечивающими доступность обучения в Герценовском университете для лиц с ОВЗ. Учащиеся старших классов узнали о правилах поступления в РГПУ им. А.И. Герцена и видах социально-реабилитационного сопровождения обучения лиц с ОВЗ и инвалидов.
См. также:
/news/29-11-2017_2/
27 ноября
Завершилась Инклюзивная спартакиада студентов Герценовского университета, взявшая старт 7 ноября.
Подготовка и проведение Инклюзивной спартакиады осуществлялось общественным объединением «Центр инклюзивной физической культуры и адаптивного спорта» при участии Управления развитием воспитательной деятельности и кафедры оздоровительной физической культуры и адаптивного спорта.
Целью проведения Инклюзивной спартакиады Герценовского университета является включение студентов с ограниченными возможностями здоровья в физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу.
В соревнованиях участвовали 6 команд, каждая из которых – по условиям соревнований — состояла из 6 человек, в том числе — не менее 3 студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Всего в качестве членов команд, волонтеров, судей, болельщиков и зрителей в соревнованиях приняли участие более 70 человек.
Программа Инклюзивной спартакиады включала соревнования по следующим видам спорта: бочча, дартц, новус, шоудаун, плавание, боулинг, керлинг.
22 ноября
В Санкт-Петербургском Вестнике Высшей школы опубликована статья «РГПУ им. А.И. Герцена — Флагман инклюзивного образования», посвященная открытию РУМЦ в РГПУ им.А.И. Герцена.
См. также: http://nstar-spb.ru/higher_school/index.php
22 ноября
Делегация РГПУ им. А.И. Герцена во главе с директором ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Виталием Зораховичем Кантором провела интерактивное профориентационное мероприятие для школьников в ГБОУ «Центр «Динамика» Адмиралтейского района, где обучаются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Участников и гостей «Университетского дня», проводимого в рамках функционирования Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ), созданного на базе РГПУ им. А.И. Герцена, поприветствовала директор школы № 616 «Центр «Динамика» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Сания Эльмаровна Поршнева, особо отметившая, что подобное мероприятие в школе проводится впервые.
Руководитель РУМЦ В.З. Кантор присоединился к подобной оценке: «Мы с вами, — обратился он к собравшимся, — действительно становимся участниками неординарного события, ведь прецедентов такого рода, во всяком случае — в школах Санкт-Петербурга, пожалуй, не было! И очень приятно, что мы начинаем именно с «Центра «Динамика», потому что сегодня встречаются две «большие величины» – ваша школа, авторитет которой высок не только в нашем городе, но и во всей стране, и РГПУ им. А.И. Герцена, который я и мои коллеги имеем честь здесь представлять и который является одним из брендов Санкт-Петербурга». Виталий Зорахович обратил внимание школьников на то, что многие их учителя в свое время окончили именно Герценовский университет. Он рассказал ребятам об истории старейшего педагогического вуза России и призвал будущих абитуриентов присоединиться к тысячам студентов РГПУ им. А.И. Герцена: «Наш университет всегда был поборником инклюзивного образования. Если вы придете к нам, то у вас будет прочная почва под ногами, а получив наш диплом, вы получите очень надежную основу для выстраивания профессиональной карьеры».
Директор Центра по работе с талантливой молодежью и абитуриентами Татьяна Геннадьевна Гдалина познакомила учащихся с образовательными программами Герценовского университета и условиями обучения на его факультетах, в институтах и филиалах. Татьяна Геннадьевна дала школьникам подробную информацию о вступительных испытаниях и сроках приема документов. Она отметила, что в Герценовском университете создаются условия, чтобы все абитуриенты, в том числе имеющие ограниченные возможности здоровья, комфортно себя чувствовали в ходе приемной кампании. Татьяна Геннадьевна также подчеркнула, что лица с ОВЗ имеют право на прием на обучение в пределах особой квоты. Кроме того, она обратила внимание на то, что жизнь студентов РГПУ им. А.И. Герцена не ограничивается только обучением, и что у будущих студентов будет возможность принимать участие в богатой внеучебной деятельности – посещать различные творческие студии, кружки и культурные мероприятия на территории Герценовского университета.
С презентацией своих вузов выступили также представители вузов-партнеров РГПУ им. А.И. Герцена по проекту, связанному с деятельностью РУМЦ — специалист по довузовской подготовке Международного банковского института Ольга Сергеевна Синцова и сотрудник Института специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга Татьяна Владимировна Ветвицкая. Потенциальные абитуриенты получили информацию о реализуемых в вузах направлениях и профилях подготовки и об имеющихся в них специальных условиях, обеспечивающих безбарьерный доступ к образованию лиц с инвалидностью.
Вел интерактивное профориентационное мероприятие заместитель директора РУМЦ Александр Петрович Антропов. Помимо учащихся школы №616 «Центр «Динамика» Адмиралтейского района гостями «Университетского дня» стали и учащиеся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 584 «Озерки» Выборгского района для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
См. также:
17 ноября
В РГПУ им. А.И. Герцена прошел вебинар «Волонтерские проекты в системе поддержки инклюзивного вузовского образования». Адресная аудитория – преподаватели вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Директор РУМЦ В.З. Кантор кратко охарактеризовал накопленный в РГПУ им. А.И. Герцена опыт реализации волонтерских инициатив в области социально-реабилитационного и организационно-методического сопровождения абитуриентов и студентов из числа инвалидов.
С сообщением на тему « Формы и методы волонтерского сопровождения абитуриентов из числа инвалидов» выступил заместитель председателя Совета обучающихся Герценовского университета В. Казанкин.
Заместитель директора Фундаментальной библиотеки С.А. Морозова рассказала о волонтерских инициативах в области библиотечно-информационного обеспечения профессионально-образовательной деятельности студентов-инвалидов.
См.также: https://инклюзивноеобразование.рф/события/8907
Запись вебинара можно посмотреть по следующей ссылке:
https://herzenuniversity.adobeconnect.com/pb8yhrs2epky/
15 ноября
Представители РГПУ им. А.И. Герцена приняли участие в профориентационном мероприятии для учащихся коррекционных школ Ленинградской области в Юкковской школе-интернате Всеволожского района.
Гостей и участников «Университетского дня» в Юкковской школе поприветствовал заместитель директора Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ), созданного на базе РГПУ им. А.И. Герцена, Александр Петрович Антропов. Он рассказал о задачах и основных направлениях деятельности РУМЦ, призванного содействовать развитию инклюзивного высшего образования в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Директор Центра по работе с талантливой молодежью и абитуриентами Татьяна Геннадьевна Гдалина рассказала школьникам о возможностях обучения в Герценовском университете, о факультетах и институтах, о правилах приема в университет. «РГПУ им. А.И. Герцена ― один из старейших вузов нашей страны, а чем старее вуз, тем основательнее его научная школа, тем эффективнее передача традиций, что обеспечивает высокий уровень образования», ― подчеркнула Татьяна Геннадьевна. После общей презентации Герценовского университета А.П. Антропов более подробно рассказал будущим абитуриентам об Институте дефектологического образования и реабилитации, представил школьникам его кафедры и реализуемые ими профили подготовки.
Затем будущие абитуриенты в интерактивном формате получили ответы на все возникшие у них вопросы, касающиеся вступительных испытаний в рамках приемной кампании в РГПУ им. А.И. Герцена.
Кроме Герценовского университета, в рамках мероприятия свои возможности в плане обучения лиц с особыми образовательными потребностями представил также еще один вуз Санкт-Петербурга ― Институт специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга.
После презентации вузов и ответов на вопросы школьники приняли участие в анкетировании, проводить которое помогала ведущий специалист по связям с общественностью Центра по работе с талантливой молодежью и абитуриентами РГПУ им. А.И. Герцена Елена Владимировна Одинокова.
По окончании встречи с учащимися школ Ленинградской области заместитель директора Юкковской школы-интерната Наталья Владимировна Темняк провела экскурсию по учебному заведению для представителей Герценовского университета.
Директор Юкковской школы-интерната Жанна Владимировна Радченко поделилась впечатлениями о прошедшем в школе «Университетском дне»: «Это действительно важное мероприятие для наших учеников, потому что они воочию увидели представителей высшей школы и из первых уст услышали информацию о вузах. Благодаря таким встречам у ребят повышается мотивация и расширяется кругозор. В целом я считаю сегодняшний день очень продуктивным». Жанна Владимировна отметила, что выпускники школы довольно часто становятся студентами Герценовского университета. В частности, Денис Вячеславович Королев, который в ходе мероприятия осуществлял сурдоперевод выступлений представителей вузов, окончил кафедру сурдопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена.
В состоявшемся профориентационном мероприятии приняли участие учащиеся с нарушениями слуха двух коррекционных общеобразовательных школ Ленинградской области: Юкковской школы-интерната (Всеволожский район) и Сясьстройской школы-интерната (Волховский район).
См. также:
11-12 ноября
Команда студентов РГПУ им. А.И. Герцена в составе Дениса Диденко, Ольги Райц, Алисы Шагаковой, Александра Сакмарова, Анастасии Латышкиной (институт дефектологического образования и реабилитации) и Виктора Захарова (институт компьютерных наук и технологического образования) приняла участие в личном первенстве официального Чемпионата Санкт-Петербурга по настольному теннису (шоудаун) – спорт слепых. В качестве помощников тренера и волонтеров при подготовке и проведении чемпионата выступили студенты, не имеющие ограничений по состоянию здоровья и обучающиеся по направлению «Адаптивная физическая культура».
В соревнованиях участвовали более 40 спортсменов — инвалидов по зрению.
Ольга Райц стала серебряным призером соревнований среди женщин. Поздравляем ее с успехом и желаем ей новых побед!
10 ноября
В РГПУ им. А.И. Герцена, (корпус 26, ул. Малая Посадская, 26, ауд. 218) с 15.00 до 16.00 состоялось совещание руководства РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена с представителями вузов-партнеров Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Директор РУМЦ, директор института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А.И. Герцена Кантор Виталий Зорахович сообщил о запланированных мероприятиях по профориентации и трудоустройству
В ходе совещания обсуждались вопросы повышения доступности и качества высшего образования инвалидов, организационно-содержательные аспекты реализации совместных мероприятий в области профориентации, содействия трудоустройству, повышения квалификации:
• Подготовка к проведению «Университетских дней» в специальных школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области (15 и 22 ноября 2017 г.): участие представителей вузов-партнеров, содержание выступлений. Достигнута договоренность, что перед старшеклассниками выступят И.А. Лобанова, руководитель Учебно-методического управления Международного банковского института; И.А. Михаленкова, доцент кафедры общей и специальной психологии, заведующая учебно-исследовательской лабораторией ЧОУ ВО «Институт специальной педагогики и психологии» (Санкт-Петербург); Н.В. Мюллер, директор Центра обучения инвалидов федерального ГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»;
• Подготовка к проведению интерактивной площадки «Профессионально-трудовая реабилитация и интеграция инвалидов» и «Вечера вопросов и ответов «Карьера без барьеров»:степень участия вузов-партнеров, качественный состав студентов, которые будут принимать участие в мероприятиях.
• Содержание, структура и организационные условия реализации программы повышения квалификации «Психолого-педагогическое обеспечение инклюзивного высшего образования»: количественный и качественный состав предполагаемых слушателей. Назначен координатор программы повышения квалификации: доцент кафедры олигофренопедагогики Е.Ф. Войлокова.
7-8 ноября
В Санкт-Петербурге в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена состоялась научно-практическая конференция «Учебно-методическое обеспечение вузовского образования лиц с нарушениями зрения: поиск общих решений».
Организатором конференции явился созданный на базе Герценовского университета в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, партнерами которого выступили Ассоциация производителей и пользователей образовательных электронных ресурсов и издательство «Лань». Информационную поддержку проведения конференции осуществилжурнал «Университетская книга».
В конференции приняли участие более 120 руководителей, преподавателей, сотрудников учебно-методических, информационно-библиотечных, издательских подразделений вузов, руководители и сотрудники библиотек для слепых и слабовидящих, издатели, агрегаторы электронных образовательных и научных ресурсов, специалисты в области специального оборудования и программного обеспечения для пользователей с нарушениями зрения из Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области, Тулы, Владивостока, Нижнего Новгорода, Краснодара, Череповца, Томска, Казани, Тюмени, Самары, Саратова, Петрозаводска, Сургута, Ижевска, Перми, Севастополя, Архангельска, Симферополя, Челябинска, Ростова-на-Дону.
В адрес конференции поступили приветствия от заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Т.Ю. Синюгиной и Первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке, академика РАО, вице-президента ВОС О.Н. Смолина
С докладами на конференции выступили вице-президент Российской академии образования Николай Николаевич Малофеев, директор фундаментальной библиотеки РГПУ им. А.И. Герцена Натела Нодарьевна Квелидзе-Кузнецова, руководитель Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Герценовского университета Виталий Зóрахович Кантор, директор Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых и слабовидящих Ольга Юрьевна Устинова, директор издательства «Лань» Александр Владимирович Никифоров и многие другие видные представители высшей школы, издательского и библиотечного сектора.
Незрячими студентами РГПУ им. А.И. Герцена в рамках конференции был проведен мастер-класс по вопросам волонтерской поддержки инклюзивного вузовского обучения слепых и слабовидящих.
См. также:
Ниже представлены презентации докладов.
Малофеев Н.Н. Эволюция отношения государства и общества к лицам с ОВЗ: от институализации к инклюзии
Квелидзе-Кузнецова Н.Н. Учебно-методическое обеспечение вузовского образования лиц с нарушениями зрения: поиск общих решений
Кантор В.З. Инклюзивное высшее образование инвалидов по зрению: проблемное поле и зоны роста
Устинова О.Ю. Информационное обеспечение образовательных процессов студентов с ограничениями по зрению: возможные пути взаимодействия специальной библиотеки и библиотек высших учебных заведений
Никифоров А.В. Участие агрегаторов электронного контента в обеспечении вузовского образования лиц с нарушениями зрения: возможности, вопросы, проблемы
Шумова Ю.В. Формирование компетенции инклюзивного взаимодействия как необходимое условие реализации адаптивной образовательной программы
8 ноября
Прошел вебинар «Учебно-методическое оснащение инклюзивного высшего образования», организованный РГПУ им. А.И. Герцена.
В ходе вебинара были обсуждены 2 вопроса: структура учебного пособия и структура УМК. Директор РУМЦ, директор института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А.И. Герцена В.З. Кантор предложил не ограничивать разнообразия тематики и структур разрабатываемых учебных пособий, а, следовательно, указанные пособия могут быть адресованы различным целевым аудиториям: студентам бакалавриата или магистратуры, профессорско-преподавательскому составу, учебно-вспомогательному персоналу вузов и др. Предложение было поддержано участниками вебинара.
В.З. Кантор также предложил обсудить минимально необходимые требования к структуре учебно-методического комплекса. Участники вебинара договорились полагать «инвариантными» следующие структурные компоненты УМК:
1.Аннотация
2.Рабочая программа
2.1.Организационно-методический раздел
2.2.Учебно-тематический план
2.3.Содержание занятий
2.4.Список контрольных вопросов
2.5.Формы контроля
2.6.Материально-техническое обеспечение
2.7.Список рекомендуемой литературы
3.Учебный блок
3.1. Краткий конспект лекций
3.2. Мультимедийные ассистивные материалы
4.Фонд оценочных средств
5.Методический блок
5.1.Методические рекомендации для преподавателей по проведению занятий
5.2.Методические рекомендации для обучающихся лиц по изучению курса
6.Список использованной литературы
2-3 ноября
Директор РУМЦ В.З. Кантор и заместитель директора РУМЦ А.П. Антропов в составе делегации РГПУ им.А.И. Герцена приняли участие во II -ом Всероссийском Съезде дефектологов.
В рамках съезда В.З. Кантор выступил в качестве модератора панельной дискуссии «Профессиональное развитие педагогов-дефектологов: основные векторы и приоритеты развития» и экспертной дискуссии «Управление профессиональным развитием тифлопедагога: опыт, вызовы, перспективы», в рамках которых поднял вопросы кадрового обеспечения инклюзивного высшего образования.
Заместитель директора РУМЦ А.П. Антропов был награжден нагрудным знаменем за личный вклад в развитие дефектологии в России.
Мероприятия II Всероссийского съезда дефектологов отражены в большом количестве публикаций федеральных и региональных СМИ, в том числе:
23-25 октября
Директор РУМЦ В.З. Кантор и заместитель директора РУМЦ А.П. Антропов приняли участие во Всероссийской конференции «Учебно-методическое сопровождение инклюзивного образования студентов с инвалидностью в вузе», состоявшейся на базе Московского государственного психолого-педагогического университета.
В рамках конференции В.З. Кантор в качестве спикера выступил с докладом «Инклюзивное высшее образование: требования к специальным условиям обучения студентов-инвалидов в вузе» и принял участие в работе соответствующего круглого стола.