Требования для поступающих на магистерскую программу
«Теория и практика вокального искусства»
1. Цели и задачи вступительного испытания
Вступительное испытание в магистратуру направлено на выявление степени мотивированности и готовности абитуриентов к освоению магистерских программ по направлению «44.04.01 Педагогическое образование». В ходе вступительного испытания оцениваются профессиональные, интеллектуально-коммуникативные, образовательные (учебные) компетентности, включающие в себя знания и умения по историческим, теоретическим и методическим основам педагогики искусства, уровень интереса к профессиональной педагогической деятельности.
2. Основные требования к уровню подготовки, предъявляемые к поступающим в магистратуру:
В ходе экзамена оценивается:
- уровень понимания функций и содержания педагогики искусства;
- уровень усвоения знаний по истории и практике педагогики искусства, этапам ее становления и развития;
- представления об особенностях современного образовательного процесса,
- знание структуры педагогики искусства, ее понятийного аппарата;
- знание основных направлений развития современной педагогической мысли в сфере искусства.
3. Форма вступительного испытания и его процедура
Вступительные испытания проводятся в форме тестирования и прослушивания.
Оценка проводится по 100-балльной шкале.
Максимальное количество баллов при оценивании теста — 40.
Максимальное количество баллов при оценивании прослушивание — 60.
Требования к вcтупительному испытанию
Вступительные испытания проводятся в очном формате
Тестирование включает в себя 20 вопросов с закрытыми вариантами ответов. Для выполнения тестовых заданий предоставляется два академических часа (1,5 часа) в аудиториях института музыки, театра и хореографии (пер. Каховского д. 2).
Примерный перечень областей педагогики искусства для подготовки к вступительному испытанию (тестирование)
1. Учение об этосе в эстетике Античности.
2. Художественная культура и педагогика эпохи Возрождения.
3. Эпоха Просвещения. Эстетика, культура, образование.
4. Европейские исполнительские школы: история и современность.
5. Западноевропейская эстетика, теория и практика педагогики искусства (конец XVII – первая половина XIX вв.)
6. Культура и образование Древней Руси.
7. Искусство и образование России XVIII – первой половины XIX в.
8. Образование в учебных заведениях различных типов. (России и европейские страны от истоков до современности).
9. Структура и содержание отечественной системы педагогического образования ХХ – начала XXI вв.
10. Системы общего (массового) художественного воспитания ХХ – начала XXI вв. (Европейские страны, США, Россия).
11. Развитие творческих способностей в методике и практики педагогики искусства.
Прослушивание включает в себя исполнение программы, состоящей из следующих произведений:
1. Ария зарубежного композитора.
2. Ария русского композитора.
3. Романс зарубежного композитора.
4. Романс русского композитора.
5. Старинная ария (XVII–XVIII вв.).
6. Произведение композитора ХХ в. или ХХI в.
Программа исполняется наизусть. Для проведения репетиции и выступления предоставляется концертмейстер института музыки, театра и хореографии.
Критерии:
Абитуриент должен продемонстрировать владение различными стилями и жанрами вокальной музыки, способность к интерпретации исполняемых сочинений, вокальную технику.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Алексеев А. Д. Из истории фортепианной педагогики. Руководства по игре на клавишно-струнных инструментах (От эпохи Возрождения до середины века). Хрестоматия. — Киев, 1974.
2. Алексеев А. Д. История фортепианного искусства. Ч.1-3. — М.,1962, 1967, 1982.
3. Алексеев А. Д. Русская фортепианная музыка. От истоков до вершин творчества. — М., 1963.
4. Апраксина О. А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. — М.; Л., 1948.
5. Баренбойм Л. А. А. Г. Рубинштейн. Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально -общественная деятельность. Т.1. — Л., 1957.
6. Из истории советского музыкального образования: Сборник материалов и документов. (1917–1927) / Отв. ред. П. А. Вульфиус. — Л., 1969.
7. История русской музыки в 10-ти томах. Т.5., Т. 6. — М., 1988, 1989.
8. Мариупольская Т. Г. Проблемы традиций и новаторства в современной теории и методике преподавания музыки. — М., 2002.
9. Музыкальное воспитание в Венгрии / под ред. Л. А. Баренбойма. — М., 1983.
10. Натансон В. А. Прошлое русского пианизма (XVIII — начало XIX века). Очерки и материалы. — М., 1960.
11. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. — М., 1988.
12. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. — М., 1998
13. Терентьева Н. А. Музыкальная педагогика и образование. История и теория развития от истоков до современности. — СПб., 1997.
14. Шестаков В. П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от Античности до XVIII века. — М., 1975
Дополнительная:
1. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / ред. Е. М. Орлова — Л., 1973.
2. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. — Л., 1974.
3. В фортепианных классах Ленинградской консерватории / ред. Л. А. Баренбойм. — Л., 1968.
4. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. — М., 1993.
5. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / ред.-сост. О. А. Апраксина. — М., 1990.
6. Ливанова Т. Н. Педагогическая деятельность русских композиторов-классиков. — М.; Л., 1951.
7. Малинковская А. В. Фортепианно-исполнительское интонирование: Проблемы художественного интонирования на фортепиано и анализ их разработки в методико-теоретической литературе XVI–XX веков: Очерки. — М., 1990.
8. Николаева Е. В. Музыкальное образование в Древней Руси с конца X до середины XVII столетия: учебное пособие. — М., 2000.
9. Праслова Г. А. Музыкальное образование в России (XI — начало XXI веков): учебное пособие. — СПб., 2007.
10. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. — М., 1988.
11. Терентьева Н. А., Налетова И. Н. Технология и методика обучения музыке: учебное пособие. — СПб., 2003.
12. Цыпин Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. — СПб., 2001.