Направление 47.03.01 Философия
(очная и заочная формы обучения)
Античный философ Аристотель был уверен в том, что все люди от природы стремятся к знанию. Это утверждение не только отсылает к истории возникновения философии как «любви к мудрости», но и определяет стремление человека к знанию как фундаментальную потребность. Именно эта потребность стала к первой половине XXI века наиболее остро ощущаемой, а беспрецедентные научно-технические достижения во многом явились результатом ее реализации. Однако, не верным было бы сводить стремление человека к знанию к научно-техническому прогрессу. Человек создает идейный универсум, который охватывает все стороны его жизни: у него есть представления о том, что такое общество и каким оно должно быть, что такое человек и что значит перестать им быть, что такое природа и соответственно, как снять фильм о ней, чтобы он соответствовал этому пониманию, а не другому и т.д. Историческое развитие философии показывает, что она обращена именно к идейному универсуму, к производству и анализу знания, в соответствии с которым происходит формирование национального самосознания, функционируют конкретные политические и социальные общества и институции, человек принимает решения и реализует свои способности. Философию, с одной стороны, можно определить как творчество идей, понятий, концептов, смыслообразов, которые позволяют объяснить и выразить то, что еще не понятно и не определено. И, вместе с этим, философия есть критическое исследование того, как возникают эти идеи и концепты, с помощью каких когнитивных и материальных инструментов человек познает, как конкретные идеи и теории фундируют индивидуальную и коллективную прагматику, а также какие из них этичны и гуманны, а какие недопустимы.
Программа по философии составлена с учетом международных стандартов образования и предлагает обращение к зарубежной и отечественной традициям философской рефлексии, а также социально-культурным практикам. В условиях увеличения роли междисциплинарности знания программа по философии способна стать фундаментом для грамотной интеграции знания из различных гуманитарных и естественных дисциплин, а также мощным методологическим инструментом объяснения современных феноменов, программа сочетает теорию с практикой, а также научную строгость с интеллектуальной свободой и творчеством.
Цель программы состоит в подготовке специалистов, обладающих в соответствии с международными стандартами необходимыми знаниями, навыками и компетенциями. Она нацелена на получение обучающимися знаний в области истории, структуры, методологии, концептуального аппарата философии, в области смежных с философией дисциплин, знаний особенностей формирования междисциплинарного знания. Программа нацелена на подготовку специалистов, обладающих навыками критического мышления, грамотной аргументации и написания научных текстов, способных понимать, как формируется знание и как оно практически реализуется, умеющих реконструировать интеллектуальную культуру эпох и осознавать перспективы развития современного общества, а также использовать свои когнитивные умения при реализации социально и культурно значимых проектов.
В задачи программы входят:
- формирование комплекса базовых знаний, навыков и компетенций в области гуманитарных дисциплин (общенаучный модуль) и в области профессиональной культуры (модуль «Основы профессиональной культуры»),
- получение базовых и специальных знаний, навыков и компетенций в рамках изучения основных разделов философского знания, истории философии (модуль «История философии»), современной зарубежной философии (модуль «Современная зарубежная философия») и достаточно широкого спектра актуальных областей философского знания (философия техники, философия языка, политическая философия) и др.
- формирование специальных знаний, навыков и компетенций в рамках освоения спецкурсов и дисциплин по выбору. Спецкурсы и дисциплины по выбору направлены на углубленное изучение историко-философской традиции и религии, прояснение малоизученных/трудных для изучения текстов, интеллектуальных традиций и направлений, формирование представлений об интеракции философских проектов и социокультурных/художественных практик, а также на обучение критическим и междисциплинарным стратегиям рефлексии.
Программа предполагает также:
- Публикационную деятельность в философском журнале студентов и аспирантов Института философии человека РГПУ им. Герцена «Vita Cogitans»
- Выступления на международных конференциях «Универсум платоновской мысли» и «Ребенок в современном мире», на ежегодной межвузовской студенческой конференции «Студент – Исследователь – Учитель».
- Участие в деятельности «Лаборатории исследований сознания» (руководитель к.филос.н. Пахомов С.В.), научно-образовательного центра «Ориентир» (руководитель к.филос.н. Пахомов С.В.), научно-образовательного центра «Философия современности и стратегии гуманитарной экспертизы» (руководитель д.филос.н. Грякалов А.А.), исследовательского центра «Philosophia iuvenalis», студенческого научного общества.
Вступительные испытания
- История/Иностранный язык
- Русский язык
- Обществознание
Есть бюджетные места.
Сайт приемной комиссии РГПУ им.А.И.Герцена