Лопатина Людмила Владимировна
доктор педагогических наук, профессор
Контактный тел. (служ.): (812)2321557
Адрес электронной почты: lvlopatina@herzen.spb.ru; l.v.lopatina@mail.ru
Часы приема: каждый четверг месяца с 14-00 до 17-00
Научные интересы: нарушения речи и их коррекция у детей с минимальными дизартрическими расстройствами
Читаемые курсы: «Логопедия» (разделы «Общие вопросы логопедии», «Дислалия», «Ринолалия», «Дизартрия», «Нарушения голоса»); дисциплины по выбору «Нарушения интонационной выразительности речи и их коррекция у дошкольников со стертой дизартрией»; «Нарушения звукослоговой структуры у детей с речевой патологией и их коррекция»; «Система оказания логопедической помощи детскому и взрослому населению».
ПУБЛИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:
Полный перечень публикаций преподавателя доступен в научной электронной библиотеке e-library.ru: https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=370217&pubrole=100&show_refs=1&show_option=0
Публикации за последние 3 года:
- Лопатина Л. В. Формирование предпосылок для смыслового чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. В. Лопатина, М. Г. Ивлева // Вестник педагогических инноваций. - 2019 - № 2 (54). - С. 68-73.
- Мохотаева М.В., Лопатина Л.В. Применение объективных и субъективных методов оценки качества голоса в фонопедической практике // VIII Петербургский международный форум оториноларингологов России. Санкт-Петербург, 2019. С. 303-304.
- Лопатина Л.В., Яковлев С.Б. Взаимодействие семьи и школы в коррекционно-образовательном процессе обучающихся с тяжелыми нарушениями речи // Исторический опыт и современность в специальном образовании : традиции семьи и школы. сборник научных статей по материалам XXVI Международной конференции. главный редактор, автор-составитель К. В. Султанов; ответственные за выпуск: Г. Н. Пенин, Л. В. Кораблева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2019. - С. 47-50.
- Lopatina L., Baryaeva L., Ivleva M. The analysis of conceptual reading violations in pupils with special learning disabilities in terms of cognitive-activity approach // SHS Web of Conferences. The conference proceedings. Don State Technical Universyty. 2019. С. 10016.
- Лопатина Л.В., Ковалева М.В. Структура лексико-семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с психической депривацией // Специальное образование. - 2019. - № 2 (54). - С. 65-73.
- Лопатина Л. В. Дифференциальная диагностика нарушений звукопроизношения у детей со стертой дизартрией / Л. В. Лопатина // Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии: Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции / Науч. ред. В.П. Крючков. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2019 - С. 261-266.
- Лопатина Л. В. Подходы к диагностике и коррекции системной речевой недостаточности у дошкольников / Л. В. Лопатина // Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции / Науч. ред. В.П. Крючков. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2019 - С. 256-261.
- Лопатина Л. В. Концептуальные основы и организационные условия преодоления тяжелых нарушений речи у дошкольников / Л. В. Лопатина // Cовременные аспекты комплексного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: сборник научных статей по материалам Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. – М.: УМЦ «Добрый мир», 2019 – С. 182-188
- Лопатина Л. В. Нарушения восприятия и воспроизведения словесного ударения дошкольниками со стертой дизартрией / Л. В. Лопатина // Логопедическая помощь в условиях специального и инклюзивного образования: традиции и инновации: Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. – М.: Юкод, 2019 - С. 169-173.
- Лопатина Л. В. Теоретические положения и принципы логопедической работы по преодолению нарушений фонологической системы языка у дошкольников со стертой дизартрией / Л. В. Лопатина // Теория и практика специального и инклюзивного образования: Сборник научно- методических трудов с международным участием. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019 - С. 14- 18
- Ludmila Lopatina, Ludmila Baryaeva and Mariya Ivleva The analysis of conceptual reading violations in pupils with special learning disabilities in terms of cognitive-activity approach // SHS Web Conf. Volume 70, 2019 "Trends in the Development of Psycho- Pedagogical Education in the Conditions of Transitional Society (ICTDPP-2019)"
- Lopatina L., Ivleva M., Baryaeva L. The analysis of violations of the dynamic and temporary registration of utterances in children with minimal dysarthric disorders // E3S Web of Conferences. 8. Сер. "Innovative Technologies in Science and Education, ITSE 2020" 2020. С. 18094.
- Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Ретроспективный анализ методик логопедической работы по преодолению речевого дефекта при стертой дизартрии у дошкольников // Специальное образование. - 2020. - № 2 (58). - С. 172-188.
- Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Коррекция нарушений двигательной сферы у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами // Специальное образование. - 2020. - № 4 (60). - С. 140-156.
- Ивлева М.Г., Лопатина Л.В. Логопедическая работа по развитию смыслового чтения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие с дидактическим материалом. – СПб., 2020.
- Ковалева М.В., Лопатина Л.В. Логопедическая работа по активизации и закреплению эмотивной лексики в связном высказывании с младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи // Технологии работы с детьми, имеющими нарушения речи: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2020. - С. 76-79.
- Лопатина Л.В. Теоретические подходы к изучению и коррекции нарушений двигательной сферы у детей с речевой патологией // Специальное и инклюзивное образование: теория и практика: Сборник научно-методических трудов с международным участием. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020.- С. 81-85.
- Баряева Л.Б., Лопатина Л.В., Филатова И.А. Диагностика и коррекция нарушений двигательной сферы у дошкольников со стертой дизартрией. – М., 2021.
- Лопатина Л.В. Теоретические основы исследования фонематического развития ребенка // Cпециальное и инклюзивное образование в цифровую эпоху: Сборник научно-методических трудов с международным участием. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2021. - С. 182-186.
- Ковалева М.В., Лопатина Л.В. Развитие эмотивной лексики у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи: учебное пособие с дидактическим материалом. – СПб., 2021.
- Lopatina L., Baryaeva L., Ivleva M. Dynamic spectral characteristics of defective sounds pronunciation in students with minimal dysarthric disorders // E3S Web of Conferences. 14th International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for the Development of Agribusiness, INTERAGROMASH 2021. Rostov-on-Don, 2021.
- Лопатина Л.В. Теоретико-методологические основы изучения системы фонетических средств языка // Специальное и инклюзивное образование: актуальные проблемы и инновационные подходы. сборник научных статей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2022. С. 15-20.
- Лопатина Л.В., Розина А.А. Дистанционные средства поддержки в коррекционной работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР // Специальное и инклюзивное образование: актуальные проблемы и инновационные подходы: сборник научных статей. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2022. - С. 190-193.
- Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю., Лопатина Л.В. Профилактика и коррекция дискалькулии у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) учебно-методическое пособие. – СПб., 2022
- Баряева Л.Б., Лопатина Л.В., Филатова И.А. Симптоматика и механизмы нарушений двигательной сферы у дошкольников со стертой дизартрией // Специальное образование. - 2022. - № 2 (66). - С. 29-45.
- Лопатина Л.В., Ковалева М.В. Особенности актуализации эмотивной лексики в связном монологическом высказывании младших школьников с психической депривацией // Специальное образование. - 2022. - № 2 (66). - С. 76-85.
- Ивлева М.Г., Лопатина Л.В. Проблема изучения смыслового чтения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в контексте цифровизации образования: Теоретический обзор // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2022. - Т. 7. - № 3. - С. 241-248.
- Баряева Л.Б., Лопатина Л.В., Филатова И.А. Роль двигательного анализатора в развитии ребенка со стертой дизартрией // Специальное образование. - 2021. - № 3 (63). - С. 6-22.
- Лопатина Л.В., Ковалева М.В. Особенности семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с психической депривацией // Специальное образование. - 2021. - № 4 (64). - С. 39-48.
- Лебедева И.Н., Лопатина Л.В. Исследование коммуникативных умений у дошкольников с дизонтогенезом психического развития в контексте социально-коммуникативного развития в инклюзивных группах // Современный ученый. - 2021. - № 4. - С. 85-90.
- Лопатина Л.В. Интонационная пропедевтика в коррекции просодических нарушений у дошкольников со стёртой дизартрией // Специальное образование и социокультурная интеграция. - 2021. - № 4. - С. 203-207.
Повышение квалификации:
— по программе «Биотехнические и медицинские аппараты и системы с использование биологической обратной связи» («Институт биологической обратной связи»);
— по дополнительной профессиональной образовательной программе «Электронные образовательные ресурсы основной образовательной программы подготовки студентов в вузе» (РГПУ им. А.И. Герцена, с получением сертификата).
Обновления
Людмила Владимировна Лопатина приняла участие в Международном симпозиуме «Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия» (24-26 августа 2018 года).
Лопатина Л.В. приняла участие в VIII Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии «Чтение в цифровую эпоху» (15 мая 2018 года).
Людмила Владимировна Лопатина решением Ученого совета РГПУ им. А.И. Герцена награждена медалью императрицы Марии Федоровны.
Лопатина Л.В. 22.04.2014г. участвовала во Всероссийской научно-практической конференции с пятым юбилейным семинаром по гигиене голоса «Театральная фониатрия вчера, сегодня, завтра» (с получением сертификата)
Лопатина Л.В. приняла участие в работе секции «Педагогическая наука для детей с ограниченными возможностями здоровья: разработка и реализация ФГОС», проведённой в рамках V Петербургского образовательного форума (26.03.2014г.)
Лопатина Л.В. являлась участником Санкт-Петербургского логопедического ФОРУМА — 2014, посвящённого 65-летию со дня основания профессором М.Е. Хватцевым школьных логопедических пунктов в Санкт-Петербурге, который состоялся 19 марта 2014г.
Лопатина Л.В. 26.02.2014г. приняла участие в обучающем семинаре «Игровые технологии и актуальность их применения в рамках реализации ФГОС дошкольного образования» (Образовательный центр «ИНТОКС»).
Л.В. Лопатина приняла участие в городской межрегиональной научно-практической конференции «Современные технологии логопедической помощи в у словиях специального и инклюзивного образования», которая состоялась 14-16 апреля 2014 года в Московском городском педагогическом университете (с получением сертификата). Материалы конференции опубликованы.
В октябре 2013 года Л.В. Лопатина приняла участие в семинаре «Русскоязычная логопедия в Эстонии и России» и выступила с докладом «Концептуальные подходы к диагностике и коррекции системного недоразвития речи у дошкольников». Опубликован сборник докладов.