ОбщийАбитуриентамСтудентамВыпускникамДополнительное образованиеАспирантура и докторантураБиблиотекаСМИ Карта сайтаПоискПочта
Навигация
Анонсы
нет анонсов

Все анонсы »

СМИ о нас
11 октября 2022

Проект «Александрова дорога»: 1 СЕРИЯ. ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ. НАЧАЛО ПУТИ

03 октября 2022

Телеканал 78: «Реальная политика»

Архив »

РГПУ им. А.И. ГерценаОбщийСтруктураИнституты Институт русского языка как иностранногоКафедрыКафедра интенсивного обучения русскому языку как иностранномуПреподаватели кафедрыТеремова Р. М.

Теремова Римма Михайловна

 

доктор филологических наук,    профессор

Заслуженный деятель науки РФ;

Почетный работник высшего профессионального образования РФ; Почетный профессор РГПУ им . А.И.Герцена.

Награждена медалью «Знак Почета РГПУ им. А. И. Герцена», медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга».

Автор более 250 научных и научно-методических работ, в том числеболее 10 учебных пособий по русскому языку для иностранных учащихся.

Работает в РГПУ им. А.И. Герцена с 1969 года.

Стаж научно-педагогической работы — 56 лет. 

Образование:

1959 г. — окончила с отличием Краснодарский государственный педагогический институт;

1988 г. – защитила докторскую диссертацию «Функционально-грамматическая типология конструкций обусловленности в современном русском языке».

Повышение квалификации:

1. Межвузовский научно-методический семинар «Лингвокультурологические доминанты в практике преподавания РКИ», Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И.Герцена, 30 октября 2013 г., проводимый кафедрой интенсивного обучения РКИ.

2. «Проектирование фонда оценочных средств основной профессиональной образовательной программы высшего образования» (16 ч.) с 02.05.2017 г. по 31.05.2017 г

3. «Проектирование и организация учебного процесса в электронной информационно-образовательной среде вуза» (16 ч.) с 10.04.2017 г. по 29.04.2017 г. 

4. Удостоверение о повышении квалификации "Психолого-педагогические основы инклюзивного высшего образования" (36 ак. ч.), РГПУ им. А. И, Герцена. 30 августа 2021 г.

5. Сертификат участника дополнительной общеразвивающей программы "Первая помошь при заболеваниях и травмах" (16 ак.ч.), РГПУ им. А. И, Герцена. 30-31 августа 2021 г.

6. Сертификат участника XХVII международной научно-методической конференции «Проблемы преподавания филологических дисциплин в высшей школе, СПбГУПТ, Санкт-Петербург, 15 апреля 2022 г.

7. Сертификат участника XXIII Выставки научных достижений Герценовского университета, Санкт-Петурбург, 2022 г.

 

Область научных интересов:

теория и методика обучения РКИ: теория учебника, проблемы интенсивного обучения русскому языку иностранных студентов, лингвокультурология, функциональная грамматика, синтаксис современного русского языка.

Научно-методическая деятельность:

Р.М. Теремова – автор нового направления в функциональной грамматике, связанного с общетеоретическим осмыслением сферы обусловленности на синтаксической основе и созданием оригинальной типологии конструкций обусловленности обширного комплекса функционально-семантических категорий в современном русском языке. Своими фундаментальными исследованиями Р.М. Теремова не только способствует становлению и развитию одного из самых перспективных направлений в лингвистике второй половины XX — начала XXI века, но и вносит весомый вклад в разработку общеграмматической теории, а также в решение многих языковедческих проблем в других языках, особенно в плане языковой и межъязыковой типологии. Ученым создана уникальная, широко известная как в России, так и за рубежом научная школа «Функциональная грамматика современного русского языка в прикладном аспекте», результаты деятельности которой позволили значительно обогатить языкознание, а также создать оптимальную научно-методическую базу для преподавания русского языка.

Р.М.Теремова возглавляет научное направление, связанное с проблемами коммуникативно ориентированного интенсивного обучения русскому языку как иностранному, в русле которого под ее руководством разрабатываются научно-исследовательские проекты («Язык: этнокультурный и прагматический аспекты», «Стратегия и технология развития бикультурной языковой личности: лингвистический, психологический и методический аспекты», «Теория и практика создания учебных комплексов по русскому языку нового поколения» и др.), определившие многие приоритетные направления в данной сфере науки и способствующие обновлению содержания образования в области русского языка как иностранного в современных условиях.

Р.М.Теремова – автор новой, оригинальной концепции учебника, спрогнозировавшей современные пути и перспективы развития учебниковедения в целом. Созданный на основе данной концепции интерактивный учебный комплекс нового поколения, не имеющий аналогов ни в Российской Федерации, ни за рубежом, получил широкое федеральное и международное признание и активно используется как в исследовательской практике, так и в учебном процессе в отечественных и зарубежных (США, Финляндия, Польша, Япония, Китай, Южная Корея, Швеция и др.) вузах. За разработку данного комплекса Р. М. Теремова награждена золотой медалью «Лауреат ВВЦ».

Активно и плодотворно Р.М. Теремова работает в области подготовки научных кадров: ею подготовлено девять кандидатов и один доктор наук. Является членом диссертационного совета по присуждению ученой степени доктора наук; систематически выступает в качестве оппонента по диссертациям.

Учебная деятельность:

Читаемые спецкурсы и дисциплины по выбору: «Традиции и новации теории и методики обучения РКИ»; «Концептуальные и лингвометодические характеристики учебника по РКИ нового поколения»; «Коммуникативно-культуроведческая концепция в методике преподавания РКИ»; «Языковая, учебная и социокультурная адаптация иностранных учащихся к условиям российского социума».

Проекты:

1.     Лингвокультурологические доминанты в практике преподавания РКИ;

2.     Концептуально-содержательная структура и организационно-методическое сопровождение образовательных программ для зарубежных преподавателей-филологов;

3.     Межкультурная коммуникация в образовательной среде; СЕРТИФИКАТ

4.     «Русский язык с петербургским акцентом»;

5.     Школа молодого преподавателя.

Основные публикации:

1. Теремова Р.М. Межкультурная коммуникация в практике преподавания русского языка иностранным стажерам // Слова и словари: сборник научных статей, посвященных профессору Валентине Даниловне Черняк, — СПб.: Свое издательство, 2015. С.343-350.

2. Теремова Р.М., Штернина Е.С. Система коммуникативно ориентированного обучения иностранных учащихся грамматике: опыт инновационного развития // Русский язык за рубежом. 2021. – № 3 (286). – С. 67-72.

Учебные пособия:

1.  PAIVAA! Вы говорите по-русски? Интенсивный курс русского языка для лиц, говорящих на финском языке. Тампере, 1998 (30 п.л.) (в соавторстве).

2.  В России – по-русски!  Интенсивный курс русского языка для лиц, говорящих на финском языке. Тампере, 1999 (30 п.л.) (в соавторстве).

3.  Окно в мир русской речи. Учебное пособие по русскому языку для иностранцев. Санкт-Петербург, 2001 (29,5 п.л.) (в соавторстве).

4.  Ваше свободное время. Учебное пособие по русскому языку для иностранных учащихся. Санкт-Петербург, 2002 (13,5 п.л.) (в соавторстве).http://elibrary.ru/item.asp?id=21159669      

5.  Актуальный разговор: чем живет человек. Учебное пособие по русскому языку для иностранцев. Санкт-Петербург, 2005 (26 п.л.) (в соавторстве). http://elibrary.ru/item.asp?id=19801435

6.  Приглашаем к путешествию: Пригороды Санкт-Петербурга. Ленинградская область. Учебное пособие по русскому языку для иностранцев. Санкт-Петербург, 2005 (14,5 п.л.) (в соавторстве). http://elibrary.ru/item.asp?id=1982

7.  Познаем русскую культуру. Учебное пособие по русскому языку для иностранцев. Санкт-Петербург, 2006 (18,75 п.л.) (в соавторстве) http://elibrary.ru/item.asp?id=19864879

8.  Традиции в России: вчера, сегодня, завтра. Учебное пособие по русскому языку для иностранцев. Санкт-Петербург, 2007 (16,5 п.л.) (в соавторстве).

9.  Мы учимся в Герценовском университете. Учебное пособие по русскому языку для иностранцев. Санкт-Петербург, 2009 (16 п.л.) (в соавторстве).

10. Поговорим о вашей внешности: это и актуально, и интересно. Учебное пособие по русскому языку для иностранных студентов. С-Петербург, 2012, 109 с.

11. Человек и мир его общения: читаем, размышляем, дискутируем: Учебное пособие по русскому языку для иностранцев. – Санкт-Петербург: РГПУ им.    А.И.Герцена, 2013. — 157 с., с ил. (в соавторстве).

12.  Читаем русскую литературу ХХ века : уч. пособие по комментированному чтению для иностранцев, изучающих русскую литературу  – СПб.: РГПУ  им. А.И. Герцена, 2014 г. ­– 251 с.

13. Русская  грамматика в таблицах  – СПб.: РГПУ  им. А.И. Герцена, 2014  г. — 133 с.

14. Р.М. Теремова  «Красуйся, град Петров»: лики Санкт-Петербурга // Учебное пособие по  лингвокультурологии  для иностранцев, СПб., 2015

15. Теремова, Р. М. Русский язык как иностранный. Актуальный разговор : учебное пособие для академического бакалавриата / Р. М. Теремова, В. Л. Гаврилова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 416 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04935-0.(в соавторстве)

16. Теремова Р. М., Гаврилова В. Л., Игошина О. А., Киселева М. С., Максимова О. В. Познаем русскую культуру: учебное пособие по русскому языку для иностранцев (2-е издание, исправленное и дополненное) / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2021. — 311 с.

17. Теремова Р. М. В мире прекрасного: Эрмитаж: учебное пособие по лингвокультурологии для иностранцев, изучающих русский язык. — СПб.,: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. — 31 с.

Лекции:

1.  Следственные конструкции в современном русском языке. Лекции. – Ленинград, 1987. – 56 с.

2.  Категории условия в функционально-грамматическом аспекте. Лекция. – Ленинград, 1988. – 52 с.

Статьи:

1. Актуальный разговор: чем живет человек: Теремова Р.М., Гаврилова В.Л. Мир русского слова. 2006. № 4. С. 93. http://elibrary.ru/contents.asp?titleid=8863

2. Проблемы адаптации иностранных студентов в российской социокультурной среде: учебный процесс и воспитательная работа: материалы международного научно-практического семинара, 19-20 октября 2006 г. //редкол.: Р. М. Теремова (отв. ред.) и др.. Санкт-Петербург, 2006. http://elibrary.ru/item.asp?id=19993000

3. Учебник по русскому языку как иностранному нового поколения: каким ему быть? Теремова Р.М. Мир русского слова. 2007. № 1-2. С. 69-71. http://elibrary.ru/item.asp?id=13502121

4. Русский язык как иностранный в Герценовском университете: из прошлого – в будущее:  Теремова Р.М., АртамоноваВ.В.Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. № 8. С. 55-60. http://elibrary.ru/item.asp?id=16496421

5. Толерантность как основа адаптации иностранных студентов в условиях российского социума: Теремова Р.М., Артамонова В.В.Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. № 2. С. 56-60. http://elibrary.ru/item.asp?id=16496282

6. Учебник по русскому языку как иностранному нового поколения: содержательный и дидактический аспекты Теремова Р.М. Universum: Вестник Герценовского университета. 2008. № 6. С. 25-29. http://elibrary.ru/item.asp?id=16312669

7. Проблемы межкультурной коммуникации инофонов в условиях языковой среды // Русский язык как неродной: новое в теории и методике. Первые научно-методические чтения: Художественный текст: чтение, комментирование, межкультурная коммуникация. Сб. науч. статей. – М.: МГПИ, 2008. – С.113 -115.

8.Интерактивное поле учебника по русскому языку как иностранному: когнитивно-комуникативный аспект // Языковая картина мира. Лексика. Текст. Сб. науч.статей, посвященных юбилею профессора Н.Е.Сулименко. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009. С.142-144. http://elibrary.ru/item.asp?id=21263965

9. Интерактивная функция текстов заданий в учебнике по РКИ // Слово. Словарь. Словесность: Текст словаря и контекст лексикографии: Материалы Всероссийской научной конференции. СПб.: САГА, 2010. С.550-553. http://elibrary.ru/item.asp?id=21294964

10. Русский язык с петербургским акцентом: альманах творческих работ иностранных студентов / Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена; [авт.-сост. Р. М. Теремова и др.]. Санкт-Петербург, 2010. http://elibrary.ru/item.asp?id=20020998

11. Теремова Р.М. Гаврилова В.Л. Традиции в России: вчера, сегодня, завтра: Учебное пособие по русскому языку для иностранцев. СПб., 2007 Гаврилова В.Л., Теремова Р.М. Мир русского слова. 2010. № 1. С. 102-103  http://elibrary.ru/item.asp?id=14309487

12. Мы учим русский язык в России. Обучение речевому общению на коммуникативно-интерактивной основе / Р.М.Теремова, В.Л.Гаврилова // Русский язык за рубежом. — 2013. — №5 — С.421.http://elibrary.ru/item.asp?id=21109063

13. Интерактивно-коммуникативная составляющая учебника по русскому языку как иностранному и ее реализация в учебном процессе // Р. М. Теремова // Мир русского слова. – 2013. — №2. — С.96-100. http://elibrary.ru/item.asp?id=20164845

14. Теремова Р.М. Уступительные конструкции в современном русском языке: теоретический и методический аспекты // Слово. Словарь. Словесность: Коммуникация. Текст. Синтаксис (к 90-летию со дня рождения С.Г. Ильенко). Материалы Всероссийской научной конференции. Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 13-15 ноября 2013 г. / Отв. ред. В.Д. Черняк. – СПб.: САГА, 2013. – С. 292-298.

15. Теремова Р.М., Гаврилова В.Л. Педагогические интерактивно-коммуникативные технологии в обучении РКИ сегодня // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: Материалы ХII Международной научно-практической конференции 24–26 апреля 2013 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2013. – С. 28-30.

16. Теремова Р.М., Гаврилова В.Л. Реализация принципа интерактивности  в учебном пособии по русскому языку для иностранцев «Человек и мир его общения:читаем, размышляем, дискутируем» // Русский язык и русская литература в XXI веке: развитие, изучение, обучение: Материалы докладов и сообщений ХVIII междунар. науч.-метод. конф. – СПб.: Изд-во ФГБОУВПО «СПГУТД», 2013. – С. 313-317.

17. Лингвокультурологический компонент в практике обучения речевому общению иностранных учащихся //  Изучение и преподавание русского языка и литературы в контексте современной языковой политики России: материалы докладов и сообщений XIX междунар. науч.-метод. конф. Теремова Р.М., Гаврилова В. Л.  – СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2014. – С. 151-154.

18. Метод проектов в ракурсе интерактивно-коммуникативной организации обучения иностранных учащихся русскому языку // Мир русского слова. № 3. 2014 — С. 78-82.

19. Теремова Р.М. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ: ОПЫТ КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОГО АНАЛИЗА// Мир русского слова. 2018. № 1. С. 90-93.

20. Теремова Р.М. Межкультурная коммуникация иностранных учащихся в условиях русской языковой среды // Изучение и преподавание русской словесности в эпоху глобализации: матер. докл. и сообщ. ХХIII междун. науч.-метод. конф. – СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2018. – С. 367-371

21. Теремова Р.М., Гаврилова В.Л.Инновационные интерактивно-коммуникативные технологии в практике обучения русскому языку как иностранному сегодня // В сборнике: Русский язык в наше время Материалы международной научно-практической конференции. 2018. С. 104-109.

22. Теремова Р. М., Штернина Е. С. Система коммуникативно ориентированного обучения иностранных учащихся русской грамматике: опыт инновационного развития // Русский язык за рубежом.  —  №3.  —  2021.  —  C.67-72.

23.  Теремова Р. М., Гаврилова В. Л. Реализация образовательных и межкультурных проектов: диалог вуза и школы // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: сборник научных статей XIX международной научно-практической конференции 21-23 апреля 2021 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2021. — С.58-62.

В газете:

Теремова Р.М., Гаврилова В.Л. Диалог с Россией: «Все флаги в гости будут к нам…»// Педагогические вести №10-12 (2795/2797), май-июнь 2017. С.8-9 /uploads/pedvesty/files/gazeta%2010-12%202017%20inet%281%29.pdf

Участие в международных конференциях:

1. Теремова, Римма М. Модульное обучение – в рамках образовательной программы американских стажеров [Текст] / Римма М. Теремова // Актуальные вопросы современного университетского образования: материалы XI Российско-Американской научно-практической конференции, 13 – 15 мая 2008 г. /  Рос.гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – СПб., 2008. – с. 366 – 370.

 2. Теремова, Римма М. Лингвокультурология: от теории – к практике [Текст] // Римма М. Теремова // Актуальные вопросы современного университетского образования : материалы XII Российско-Американской научно-практической конференции, 12– 14 мая 2009 г. /  Рос.гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – СПб., 2010. – с. 534 – 536. 

 

РИНЦ:

http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=589151

Контактная информация:

Раб.телефон: (812) 643-77-67   доб. 40 06          

E-mail:teremova_2003 @mail.ru

 

Последнее изменение: 22 декабря 2022 г. в 23:17:05
Автор: Иванова Александра Павловна
Основные сведения | Структура | Управление | Наука | Образование | Деятельность | Инновации | СМИ | Как нас найти | Работа в университете

Сведения об образовательной организации

Cведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи (информация размещена в соответствии с Приказом Минтруда России от 30.01.2015 № 51н)

Сведения о среднемесячной заработной плате руководителя, его заместителей и главного бухгалтера (информация размещена в соответствии с Постановлением Правительства от 28.12.2016 № 1521)

Противодействие коррупции

 

 

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗРУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Это интересно

   

Онлайн курсы Герценовского университета
Образовательный центр Сириус
 
Новости

Архив »

Политика конфиденциальности
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена © 2024
Связь с администраторомСвязь с администратором