Гаврилова Валентина Леонидовна
кандидат филологических наук, доцент
Почетный работник высшего профессионального образования РФ.
Автор 135 научных и научно-методических работ, в том числе 15 учебных пособий по русскому языку для иностранных учащихся.
Работает в РГПУ им. А.И.Герцена с 1984 года.
Стаж научно-педагогической работы — 36 лет
Образование:
1978 г. — окончила с отличием филологическое отделение исторического факультета Ярославского пединститута им. К.Д.Ушинского;
1984 г. – окончила годичную аспирантуру по кафедре русского языка ЛГПИ им. А.И.Герцена и защитила кандидатскую диссертацию.
Повышение квалификации:
1. Межвузовский научно-методический семинар «Лингвокультурологические доминанты в практике преподавания РКИ», проводимый кафедрой интенсивного обучения РКИ в 2013-2015гг.
2. Научно-методический семинар по проблемам изучения русской литературы в иностранной аудитории, Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И.Герцена, 15 ноябрь 2013, проводимый кафедрой РКИ.
3. Электронные образовательные ресурсы основной образовательной программы подготовки студентов в вузе, 15.10.14 – 06.12.14 (РГПУ им. А.И.Герцена)УДОСТОВЕРЕНИЕ
4. Научно-методический семинар «Концептуально-содержательная структура и организационно-методическое сопровождение образовательных программ для зарубежных преподавателей-филологов», РГПУ им. А.И.Герцена, 25 марта 2014, проводимый кафедрой интенсивного обучения РКИ.
5. Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Противодействие коррупции» (72 ч., из них 40 ч. аудиторных) РГПУ им. А.И.Герцена
с 25 сентября по 08 октября 2015 г. УДОСТОВЕРЕНИЕ
6.«Проектирование фонда оценочных средств основной профессиональной образовательной программы высшего образования» (16 ч.) с 02.05.2017 г. по 31.05.2017 г
7.«Проектирование и организация учебного процесса в электронной информационно-образовательной среде вуза» (16 ч.) с 10.04.2017 г. по 29.04.2017 г.
8. «Психолого-педагогические основы инклюзивного высшего образования» (36 ч.) с 10.04.2018 г. по 27.04.2018 г.
9. Сертификат участника XIV Ассамблеи Русского мира с 27.10.2020 по 10.11.2020.
10. Сертификат участника XI межвузовского лингвокультурологического научно-практического семинара с международным участием «Онлайн-обучение русскому языку как иностранному: из опыта работы»11.11.2020 г.
11. Сертификат участника международного научно-педагогического форума «Россия и Германия: образовательные проекты в системе школьного и вузовского образования», 25 фераля 2021 г.
12. Сертификат участника VII Международного конгресса РОПРЯЛ «Динамика языковых и культурных процессов в современной России», Екатеринбург, Уральский федеральный университет, 6-9 октября 2021.
13. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Методика организации и проведения сертификационных экзаменов системы ТРКИ (уровни А1-С2), интеграционного тестирования мигрантов (уровни ИР-ВЖ) и тестирования для приёма в гражданство РФ (уровень ТБУ)» Февраль 2022 (РГПУ им. А.И.Герцена).
14. Удостоверение о повышении квалификации "Психолого-педагогические основы инклюзивного высшего образования" (36 ак. ч.), РГПУ им. А. И, Герцена. 30 августа 2021 г.
15. Сертификат участника дополнительной общеразвивающей программы "Первая помошь при заболеваниях и травмах" (16 ак.ч.), РГПУ им. А. И, Герцена. 30-31 августа 2021 г.
16. Сертификат участника XХVII международной научно-методической конференции «Проблемы преподавания филологических дисциплин в высшей школе, СПбГУПТ, Санкт-Петербург, 15 апреля 2022 г.
17. Сертификат участника XXIII Выставки научных достижений Герценовского университета, Санкт-Петурбург, 2022 г.
Область научных интересов:
теория и методика обучения РКИ (теория учебника, проблемы интенсивного обучения русскому языку иностранных студентов),лингвокультурология, стилистика художественной речи.
Научно-методическая деятельность:
совместно с проф. Р.М. Теремовой создан учебный комплекс по русскому языку (6 учебных пособий), представляющий собой авторскую лингвометодическую модель эффективного обучения иностранных учащихся II и III сертификационных уровней владения языком. Учебный комплекса удостоен золотой медали ВВЦ (2006).
Участник международных научных конференций и международных проектов.
Является разработчиком грантового проекта по созданию и внедрению модели интерактивного модульного обучения РКИ в русле диалога культур, организатором межвузовских научно-методических семинаров по распространению опыта учебно-воспитательной и адаптационной работы с иностранными учащимися.
Учебная деятельность:
Лекции, читаемые зарубежным преподавателям-филологам:
«Теория и практика создания учебников нового поколения по русскому языку для иностранцев»;
«Текстотека учебника как основа формирования социокультурной компетенции иностранных учащихся»;
«Лингвокультурология: изучение и преподавание в иностранной аудитории».
Проекты:
1. Лингвокультурологические доминанты в практике преподавания РКИ;
2. Концептуально-содержательная структура и организационно-методическое сопровождение образовательных программ для зарубежных преподавателей-филологов;
3. Межкультурная коммуникация в образовательной среде;
4. Музейный семинар «Культурное пространство Санкт-Петербурга»;
5. Музыкальный клуб «Гармония»;
6. Школа молодого преподавателя.
7. Студия народной культуры;
8. «Русский язык с петербургским акцентом»;
9. Русско-корейский клуб «Мир без границ»;
10. Фотоконкурс «Петербург глазами иностранных студентов».
Спецкурсы:
«Словообразование», «Новая лексика в современном русском языке»; «Лингвокультурологический практикум «Правила русского речевого и поведенческого этикета» для студентов-иностранцев»; «Интерактивные игры на занятиях по развитию речи»; «Православный Петербург».
Основные публикации:
Учебные пособия:
1.Учебные задания по лексике. Для краткосрочных курсов русского языка. – Л., ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1987. – 68 с. (в соавторстве)
2.Приемы и средства создания художественного образа в русской поэзии второй половины XIX века: Учебное пособие к спецкурсу. – Л., ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1989. – 115 с.
3.Пособие по развитию речи для студентов-филологов первого и второго года обучения. Шанхай, ШИИЯ, 1991 (9,5 п.л.) (в соавторстве)
4.История одной любви. Пособие по анализу художественных текстов для студентов-филологов старших курсов. Шанхай, ШИИЯ, 1991 (9.8 п.л.)
5.Стилистика русского языка. Учебник для студентов-филологов третьего и четвертого года обучения. Шанхай, ШИИЯ, 1992 (13,3 п.л.)
6.Аналитическое чтение. Учебное пособие для студентов-филологов старших курсов. Шанхай, ШИИЯ, 1992 (9,4 п.л.) (в соавторстве)
7.PAIVAA! Вы говорите по-русски? Интенсивный курс русского языка для лиц, говорящих на финском языке. Тампере, 1998 (30 п.л.) (в соавторстве).
8.В России – по-русски! Интенсивный курс русского языка для лиц, говорящих на финском языке. Тампере, 1999 (30 п.л.) (в соавторстве).
9.Окно в мир русской речи. Учебное пособие по русскому языку для иностранцев. Санкт-Петербург, 2001 (29,5 п.л.) (в соавторстве).
10.Ваше свободное время. Учебное пособие по русскому языку для иностранных учащихся. Санкт-Петербург, 2002 (13,5 п.л.) (в соавторстве). http://elibrary.ru/item.asp?id=21159669
11.Актуальный разговор: чем живет человек. Учебное пособие по русскому языку для иностранцев. Санкт-Петербург, 2005 (26 п.л.) (в соавторстве). http://elibrary.ru/item.asp?id=19801435
12.Приглашаем к путешествию: Пригороды Санкт-Петербурга. Ленинградская область. Учебное пособие по русскому языку для иностранцев. Санкт-Петербург, 2005 (14,5 п.л.) (в соавторстве). http://elibrary.ru/item.asp?id=19829727
13.Познаем русскую культуру. Учебное пособие по русскому языку для иностранцев. Санкт-Петербург, 2006 (18,75 п.л.) (в соавторстве) http://elibrary.ru/item.asp?id=19864879
14.Традиции в России: вчера, сегодня, завтра. Учебное пособие по русскому языку для иностранцев. Санкт-Петербург, 2007 (16,5 п.л.).
15.Мы учимся в Герценовском университете. Учебное пособие по русскому языку для иностранцев. Санкт-Петербург, 2009 (16 п.л.) (в соавторстве).
16.Человек и мир его общения: читаем, размышляем, дискутируем: Учебное пособие по русскому языку для иностранцев. – Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И.Герцена, 2013 (10 п.л.) (в соавторстве).
17. Читаем русскую литературу ХХ века : уч. пособие по комментированному чтению для иностранцев, изучающих русскую литературу – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2014 г. – 251 с.
18.Гаврилова В. Л. Программа повышения квалификации зарубежных преподавателей в условиях языковой среды: традиции и новации // Материалы докладов и сообщений XX международной научно-методической конференции «Русская словесность в научном, культурном и образовательном пространстве» — СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2016. – С. 317-321.
19.Гаврилова В. Л. Программа повышения квалификации зарубежных преподавателей в условиях языковой среды: традиции и новации // Материалы докладов и сообщений XX международной научно-методической конференции «Русская словесность в научном, культурном и образовательном пространстве» — СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2016. – С. 317-321. http://elibrary.ru/item.asp?id=25798488
20.Теремова, Р. М. Русский язык как иностранный. Актуальный разговор : учебное пособие для академического бакалавриата / Р. М. Теремова, В. Л. Гаврилова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 416 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04935-0.(в соавторстве)
21. Теремова Р. М., Гаврилова В. Л., Игошина О. А., Киселева М. С., Максимова О. В. Познаем русскую культуру: учебное пособие по русскому языку для иностранцев (2-е издание, исправленное и дополненное) / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2021. — 311 с.
Статьи:
1. Диалог культур в практике обучения иностранных учащихся русскому языку: содержательный и методический аспекты // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2005. Т. 11. № 8. С. 32-36. http://elibrary.ru/item.asp?id=21133144
2. Актуальный разговор: чем живет человек: Теремова Р.М., Гаврилова В.Л. // Мир русского слова. 2006. № 4. С. 93. http://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=626345
3. Театрализованная пародийная сказка в иностранной аудитории: лингвостилистическая интерпретация // Русский язык как неродной: новое в теории и методике. Первые научно-методические чтения: Художественный текст: чтение, комментирование, межкультурная коммуникация. Сб. науч. статей. – М.: МГПИ, 2008. – С.96 -100.
4.Теремова Р.М. Гаврилова В.Л. Традиции в России: вчера, сегодня, завтра: Учебное пособие по русскому языку для иностранцев. СПб., 2007 // Гаврилова В.Л., Теремова Р.М. Мир русского слова. 2010. № 1. С. 102-103 http://elibrary.ru/item.asp?id=14309487
5.Теремова Р.М. Гаврилова В.Л. «Мы учимся в Герценовском университете»: Учебное пособие по русскому языку для иностранцев. – СПб., 2009. – 262 с. // Теремова Р.М., Гаврилова В.Л. Мир русского слова. 2011. № 1 С.93.
6. Современная образовательная модель краткосрочного обучения РКИ // Языки России и стран ближнего зарубежья как иностранные: преподавание и изучение: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (10-11 ноября 2011 г.). – Кабинет Министров РТ, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Ин-т филологии и искусств. – Казань, 2011. – С.77-79.
7. Обучение иностранных студентов межкультурному общению // Традиции и новации в преподавании русского языка и литературы: матер. докладов и сообщений ХVI междунар. науч.-метод. конф. – СПб.: СПГУТД, 2011. – С.196-199.
8. Мы учим русский язык в России. Обучение речевому общению на коммуникативно-интерактивной основе // Р. М. Теремова, В. Л. Гаврилова // Русский язык за рубежом. – 2013. — №5. – С.4-21. http://elibrary.ru/item.asp?id=21109063
9. Педагогические интерактивно-коммуникативные технологии в обучении РКИ сегодня // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: Материалы ХII Международной научно-практической конференции 24–26 апреля 2013 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2013. – С. 28-30 (в соавторстве).
10. Реализация принципа интерактивности в учебном пособии по русскому языку для иностранцев «Человек и мир его общения: читаем, размышляем, дискутируем» // Русский язык и русская литература в XXI веке: развитие, изучение, обучение: Материалы докладов и сообщений ХVIII междунар. науч.-метод. конф. – СПб.: Изд-во ФГБОУВПО «СПГУТД», 2013. – С. 313-317 (в соавторстве).
11. Метод проектов в ракурсе интерактивно-коммуникативной организации обучения иностранных учащихся русскому языку // Мир русского слова. № 3. 2014 — С. 78-82.
12. Гаврилова В.Л., Ухарцева В.И. Учебный комплекс по русскому языку для иностранных учащихся с использованием дистанционных образовательных технологий // Изучение и преподавание русской словесности в эпоху глобализации: матер. докл. и сообщ. ХХIII междун. науч.-метод. конф. – СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2018. – С. 152-157
13. Теремова Р.М., Гаврилова В.Л.Инновационные интерактивно-комуникативные технологгии в практике обучения русскоум языку как иностранному сегодня // В сборнике: Русский язык в наше время Материалы международной научно-практической конференции. 2018. - С. 104-109.
14. Теремова Р. М., Гаврилова В. Л. Реализация образовательных и межкультурных проектов: диалог вуза и школы // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: сборник научных статей XIX международной научно-практической конференции 21-23 апреля 2021 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2021. - С.58-62
В газете:
Теремова Р.М., Гаврилова В.Л. Диалог с Россией: «Все флаги в гости будут к нам…»// Педагогические вести №10-12 (2795/2797), май-июнь 2017. С.8-9 /uploads/pedvesty/files/gazeta%2010-12%202017%20inet%281%29.pdf
Награды:
1. Гаврилова В.Л. – благодарность МГУ им. М.В. Ломоносова за активную работу по подготовке иностранных учащихся РГПУ к участию в Пятом онлайн-фестивале дружбы «В мире русской литературы»
2. Гаврилова В.Л – благодарность за работу в летней образовательной программе для американских студентов
РИНЦ:
http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=626345
Контактная информация:
Раб.тел. (812) 643-77-67 (доб.4006)
E-mail :gavrilova_spb@mail.ru