ДНЕВНИК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АССАМБЛЕИ. ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.
14 мая в Колонном зале состоялось торжественное открытие II Всероссийской педагогической ассамблеи – события года в сфере российского образования и педагогики, приуроченного к 215-летию РГПУ им. А.И. Герцена. Ректоры и представители ведущих педагогических вузов страны, ученые, педагоги, общественные деятели и политики – таков состав участников мероприятия, которых оказалось более шестисот.
| |
Открыл педагогическую ассамблею губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко. Несомненно, цитатами дня стали фрагменты его выступления:
«В эти дни Российский государственный педагогический университет имени Герцена отмечает свое 215-летие. Я хочу поздравить весь коллектив прославленного вуза: профессоров, преподавателей, студентов с этим замечательным юбилеем»
«Ваш вуз – гордость Петербурга и России. Он по праву входит в число крупнейших центров подготовки педагогических кадров. Следуя богатейшим традициям отечественной педагогики, университет приумножает славу Санкт-Петербурга как научного и образовательного центра мирового значения»
| |
Почетными гостями торжественного открытия педагогической ассамблеи стали заместитель министра образования и науки РФ М.В. Дулинов, вице-губернатор Санкт-Петербурга В.Н. Кичеджи, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Л.Н. Бокова, председатель Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга А.С. Максимов, председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга В.Н. Васильев и другие.
В ходе торжественного открытия губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко вручил почетные грамоты и благодарности преподавателям и сотрудникам Герценовского университета. Выступая с приветствием, гости отметили огромный научный и инновационный потенциал, которым обладает РГПУ им. А.И. Герцена, а также высокий авторитет вуза в научных и академических кругах. Заместитель министра образования и науки РФ М.В. Дулинов в своем приветственном слове акцентировал внимание на роли РГПУ им. А.И. Герцена в развитии отечественного образования:
«Разрешите поздравить Герценовский университет и всех вас с 215-летием. Это действительно значимая и знаковая дата для всего российского образования. Тот процесс, который начался в стенах университета в 2010 году, я имею в виду проведение таких ассамблей, имеет большое значение для развития всей системы образования. Нам очень важно, чтобы у нас работали высококвалифицированные педагоги, готовые работать в новых условиях. В этом плане Герценовский университет является одним из лучших»
| |
Председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга В.Н. Васильев подчеркнул тот факт, что Герценовский университет занимает заметное место в академической жизни Петербурга:
«В Герценовском университете работает и обучается очень много творческих, креативных людей, формируются фундаментальные изменения в российском образовании, творится новый «педагогический дизайн». Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга действительно гордится тем, что такой блестящий и известный университет, как РГПУ им. А.И. Герцена принимает участие в его работе»
| |
Первым докладом на пленарном заседании стал доклад ректора РГПУ им. А.И. Герцена В.П. Соломина «Герценовский университет: история педагогических инноваций и современность». В нем Валерий Павлович кратко охарактеризовал достижения Герценовского университета, современное состояние и перспективы:
«Мы рады тому, что инициатива РГПУ им. А.И. Герцена получила поддержку со стороны Министерства образования и науки РФ, Российской академии образования и, что особенно важно для нашего университета, поддержку со стороны Правительства Санкт-Петербурга и лично губернатора Г.С. Полтавченко. Спасибо Вам большое за то, что откликнулись на наше приглашение! В ассамблее принимают участие люди, не просто заинтересованные в обсуждении проблем современного образования, а способные глубоко анализировать и формулировать решения направленные на реальное его развитие, на достижение целей инновационного развития России»
Член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Л.Н. Бокова в докладе «Правоприменительные практики в современном образовании» рассказала о законодательных тенденциях в российском образовании, а также подчеркнула роль Герценовского университета в их реализации:
«Хочу поприветствовать всех участников ассамблеи! Зная о высоких результатах данного образовательного учреждения, я вспомнила слова А.И. Герцена, которые он написал своему сыну: «Идеи – в жизнь, идеи – на службу человечества – на самый трудный путь». Эти слова можно отнести к выпускникам вузов и их наставникам»
Вице-президент РАО В.А. Болотов в докладе «Реалии российского образования: проблемы и пути решения» охарактеризовал проблемное поле отечественной образовательной сферы. Так, Виктор Александрович отметил высокую доступность российского образования, но и вместе с тем усиливающуюся дифференциацию подготовки, в частности, низкий уровень обучения в сельских школах. Также В.А. Болотов выделил проблему академически неуспешных детей и отсутствие эффективных программ по созданию условий академической успешности.
Член-корреспондент РАО И.А. Баева в докладе «Безопасность – психологический ресурс образовательной среды» подчеркнула потенциальную возможность поддержать педагогическими усилиями противостояние негативному внешнему влиянию, которому подвергается ребенок, а также обеспечить его безопасность как условие обучаемости.
| |
После обеденного перерыва работа II Всероссийской педагогической ассамблеи продолжилась на круглых столах и дискуссионных площадках.
В Голубом зале прошел круглый стол «Нормативно-правовое сопровождение современного образования: правовые ловушки и точки опоры», в ходе которого первый проректор РГПУ им. А.И. Герцена С.А. Гончаров отметил, что сегодня далеко не все удовлетворены уровнем правовой культуры и всё чаще встают вопросы реализации личности. Декан юридического факультета Герценовского университета В.Ю. Сморгунова обозначила проблему межкультурных конфликтов и воспитания терпимости. Значительную часть мероприятия посвятили вопросам школьной медиации и юридизации школьных конфликтов. Живое обсуждение вызвали доклады о современном состоянии образования в Европе и о качестве образовательного процесса.
В Белом зале состоялся круглый стол «Современное образование – путь к идеалам ЮНЕСКО», который провел президент Герценовского университета – заведующий кафедрой ЮНЕСКО Г.А. Бордовский. В ходе работы круглого стола было подчеркнуто, что школа должна быть ориентирована на ребенка, а не наоборот. Участники дискуссии высказали благодарность Герценовскому университету за поддержку проекта «Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО».
Также участники Всероссийской педагогической ассамблеи приняли участие в работе круглых столов и площадок «Образовательные стандарты и развитие личности: совпадение векторов или параллельное существование?», «Когда педагогическое образование становится стратегическим ресурсом экономики знаний», «Современный ученик: в школе, на улице, дома. Ребенок в мире субкультур», «Инклюзивное обучение: от интеграции в образовании к интеграции общества», «Образование взрослых: каким ему быть?», «Информационные технологии в образовании и высокотехнологичная образовательная среда», «Стратегические партнеры образования: кто они — социальные айсберги или сподвижники?».
| |
Итак, первый день работы II Всероссийской педагогической ассамблеи позади. Впереди – день второй: дискуссионные площадки и круглые столы, заседание Наблюдательного совета Герценовского университета, заключительное пленарное заседание, а также праздничный концерт в Мюзик-холле, посвященный 215-летию РГПУ им. А.И. Герцена.
Всероссийская педагогическая ассамблея подтвердила статус главного события года в сфере российского образования и педагогики. Об этом свидетельствует внимание СМИ. Сюжет о педагогической ассамблее и 215-летии РГПУ им. А.И. Герцена прошел в эфире телеканалов «Россия-1» («Вести-Санкт-Петербург»), СТО-ТВ и «Санкт-Петербург». Подробнее – в разделе «СМИ о нас» за 14 мая 2012 года.
Подробнее — электронный спецвыпуск №44 (124) 2012 газеты «Педагогические вести».
Фото: В. Беляевой, А. Деркача, К. Ульяненок, А. Постниковой