24 — 25 июня 2015 года в г. Москве прошёл Всероссийский семинар-совещание «Языковая политика в сфере образования: инструмент формирования общероссийской гражданской идентичности». (См. программу)
Мероприятие организовано в рамках реализации Федеральной целевой Программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 – 2020 годы)» при инициативе Федерального агентства по делам национальностей и Министерства культуры Российской Федерации.
Основная цель мероприятия — выработка конструктивных предложений по созданию оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России и организации образовательного процесса, направленного на формирование общероссийской гражданской идентичности с учётом языковой ситуации в субъектах Российской Федерации и конституционного статуса языков народов России.
В семинаре-совещании приняли участие представители порядка 60 регионов России, из которых: представители исполнительных и законодательных органов власти Российской Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители региональных министерств и ведомств, курирующих вопросы образования и национальной политики, учителя родных языков, представители общественных организаций, ведущие эксперты в области языковой политики.
Преподаватели института народов Севера Герценовского университета Мызников С.А., доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой уральских языков, фольклора и литературы, Чебоксарова В.Е.. ассистент кафедры палеоазиатских языков, фольклора и литературы и Спиридонова Ж.П., ассистент кафедры алтайских языков, фольклора и литературыприняли активное участие в работе семинара.
Наши преподаватели выступили на 3 секции «Актуальные проблемы и перспективы преподавания родных языков народов России» (включая языки коренных малочисленных народов) с докладами:
- Языки малочисленных народов Российской федерации: проблемы и перспективы - Мызников С.А. ;
- Современные формы, методы и технологии в преподавании юкагирского языка в школах - Чебоксарова В.Е.
Участниками были обсуждены проблемные вопросы языковой политики в сфере образования на 4-х секционных заседаниях:
1) Секция №1 «Актуальные направления, проблемы и механизмы реализации языковой политики в сфере образования»;
2) Секция №2 «Многообразие форм и уровней (федерального и регионального) регулирования вопросов сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия» (совещание органов государственной власти и органов власти субъектов РФ);
3) Секция №3 «Актуальные проблемы и перспективы преподавания родных языков народов России»;
4) Секция №4 «Русский язык как инструмент формирования общероссийской гражданской идентичности».
Проведение первого семинара-совещания по языковой политике позволило в формате живого общения и дискуссий выявить наиболее острые и наболевшие проблемы регионов по организации обучения и изучения языков народов России, вопросы сохранения и развития языкового, культурного многообразия, модели полилингвальной школы, учебно-методического сопровождения преподавания языков, обеспечения квалифицированными кадрами по родным и государственным языкам, повышения качества обучения русскому языку, поднятия статуса государственных языков субъектов Российской Федерации.
См. об этом также: http://ассамблеянародов.рф/новости/