Белоус Борис Сергеевич
кандидат исторических наук, доцент
Работает в РГПУ им. А.И. Герцена с 2012 г.
Стаж научно-педагогической работы – 25 лет.
Образование:
Окончил Дальневосточный государственный университет (1994 г), преподаватель истории и обществоведения.
Обучался по программе «Методика преподавания русского языка как иностранного», Москва, 1997 г. Присвоена квалификация «Преподаватель русского языка как иностранного».
Обучался в аспирантуре Дальневосточного государственного университета по специальности «Отечественная история». В 2007 г. защитил кандидатскую диссертацию.
Тема диссертационной работы: «Хозяйственная деятельность японских иммигрантов на юге Дальнего Востока России и политика администрации Приамурского края (вторая половина XIX – начало XX вв.)».
Повышение квалификации:
1. Межвузовский научно-методический семинар «Лингвокультурологические доминанты в практике преподавания РКИ», проводимый кафедрой интенсивного обучения РКИ в 2013-2015гг.
2. Научно-методический семинар «Концептуально-содержательная структура и организационно-методическое сопровождение образовательных программ для зарубежных преподавателей-филологов», РГПУ им. А.И.Герцена, 25 марта 2014, проводимый кафедрой интенсивного обучения РКИ.
3. «Проектирование фонда оценочных средств основной профессиональной образовательной программы высшего образования» (16 ч.) с 02.05.2017 г. по 31.05.2017 г
4. «Проектирование и организация учебного процесса в электронной информационно-образовательной среде вуза» (16 ч.) с 10.04.2017 г. по 29.04.2017 г.
5. «Психолого-педагогические основы инклюзивного высшего образования» (36 ч.) с 10.04.2018 г. по 27.04.2018 г.
6. XI межвузовский лингвокультурологический научно-практический семинар с международным участием «Онлайн-обучение русскому языку как иностранному: из опыта работы» 11.11.2020 г. Сертификат
7. Удостоверение о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе "Цифровые компетенции преподавателя вуза: проектирование электронного образовательного ресурса" (36 ак.ч.), РГПУ им. А. И, Герцена, 28 марта - 10 мая 2022 г.
8. Сертификат участника XXIII Выставки научных достижений Герценовского университета, Санкт-Петурбург, 2022 г.
Награды:
Почётная грамота Учёного совета, РГПУ им. А. И. Герцена от 27.04.2022
Область научных интересов:
история России, лингвокультурология, страноведение в системе преподавания РКИ.
Тема научных исследований:
Исследование проблем заселения и освоения Дальнего Востока России. Методика преподавания страноведческих дисциплин иностранным студентам.
Учебная деятельность:
Авторские спецкурсы: «История России»; «История России XX-XXI вв.»; «История России в портретах государственных деятелей»; «Женщины в истории России»; «Правители России»; «Современная Россия: политика, экономика, общество»; «Русский народ»; «Факты о России»; «Политика в прессе»; «Новости» – курс по аудированию».
Составитель учебной программы по лингвострановедению: «Политические процессы в России: история и современность» (ТРКИ-2/В2).
Имеет 29 публикаций, в том числе 8 учебных пособий.
Проекты:
1. Концептуально-содержательная структура и организационно-методическое сопровождение образовательных программ для зарубежных преподавателей-филологов;
2. Театрально-литературная студия;
3. Музейный семинар «Культурное пространство Санкт-Петербурга»
Основные публикации:
Учебные пособия:
1.Факты о России. История и современность. Пособие по страноведению для иностранных студентов. Учебное пособие по страноведению для иностранных студентов. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. 110 с. (в соавт.)
2. Добро пожаловать в Приморье! Лингвострановедческое пособие для иностранныхсту-дентов. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. 120 с. (в соавт.)
3. Шаг за шагом к совершенству – I. Пособие по подготовке к экзаменам I сертификаци-онного уровня общего владения русским языком. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2010. 118 с. (в соавт.)
4. Шаг за шагом к совершенству – II. Пособие по подготовке к экзаменам II сертифика-ционного уровня общего владения русским языком. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2011. 184 с. (в соавт.)
5. Политические процессы в России. Тексты для чтения с лингвокультурологическим комментарием. Учебное пособие для американских студентов (АСМО). Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И.. Герцена, 2012. 35 с. (в соавт.)
6. Новости: Пособие по аудированию для иностранцев, изучающих русский язык. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 48 с.
7. История России XX – начала XXI века. Тексты для чтения с лингвокультурологическими комментариями. Учебное пособие для иностранных студентов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. – 74 с.
8. Новости. Пособие по аудированию для иностранцев, изучающих русский язык. Издание 2-е, дополненное. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. 64 с.
Статьи:
1. Коммерческая деятельность граждан Японии на юге Дальнего Востока России (конец XIX – начало XX вв.) – Москва, «Новый исторический вестник». 2007. №2 (16). С. 44-52. http://elibrary.ru/item.asp?id=12903890
2. К истории взаимоотношений российской администрации консульского представительства Японии в Приамурском крае во второй половине XIX – начале XX вв. Власть и управление на Востоке России. 2007. №2 (39). Хабаровск, «Власть и управление на Востоке России». 2007. №2 (39). С.83-89.
3. Хозяйственная деятельность японских иммигрантов на юге Дальнего Востока России и политика администрации Приамурского края (вторая половина XIX — начало XX вв.) автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук // Дальневосточный государственный университет. Владивосток, 2007. 26 с.
4. Хозяйственная деятельность японских иммигрантов на юге Дальнего Востока России и политика администрации Приамурского края (вторая половина XIX — начало XX вв.) диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Дальневосточный государственный университет. Владивосток, 2007. 227 с.
5. К проблеме взаимоотношений российских властей и японских подданных на юге Дальнего Востока России в послевоенный период (1906-1911 гг.) // IV научно-практическая конференция Россия-Восток-Запад: Проблемы межкультурной коммуникации. — Владивосток, 2009. С.106-108.
6. Административное регулирование деятельности иностранных граждан на Дальнем Востоке России в дореволюционный период. // Изучение русского языка и русской культуры в странах АТР: 20 лет РКИ на Дальнем Востоке: материалы III межд. научно-практ. конф. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2010. – С. 117-128.
7. К вопросу о роли исторических курсов в процессе обучения русскому языку как иностранному. // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: материалы XI Международной научно-практической конференции. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И.. Герцена, 2012. – С. 140-142.
8. Обучение иностранных студентов аудированию на материале программ теле/радио новостей // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: Материалы ХII Международной научно-практической конференции 24–26 апреля 2013 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. – С. 135-137.
9. Учебные экскурсии для иностранных учащихся: подготовка, методы, приемы // Обучение РКИ на современном этапе: традиции и инновации: сборник научных статей участников Круглого стола преподавателей русского языка как иностранного 17-18 апреля 2019 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. – С. 33-35.
10. Использование тематических экскурсий для повышения учебной мотивации иностранных студентов // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: сборник научных статей XVIII международной научно-практической конференции 17-19 апреля 2019 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2019. – С. 179–181.
11. Теремова Р.М., Гаврилова В.Л., Белоус Б.С. Особенности обучения американских студентов в условиях русской лингвокультурной среды // Современное педагогическое образование. 2020. № 9. С. 42-45.
РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=557970
Контактная информация:
Раб.тел. (812) 643-77-67 доб. 40 06
E-mail: bbelous@mail.ru