ОбщийАбитуриентамСтудентамВыпускникамДополнительное образованиеАспирантура и докторантураБиблиотекаСМИ Карта сайтаПоискПочта
Навигация
Анонсы
нет анонсов

Все анонсы »

СМИ о нас
11 октября 2022

Проект «Александрова дорога»: 1 СЕРИЯ. ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ. НАЧАЛО ПУТИ

03 октября 2022

Телеканал 78: «Реальная политика»

Архив »

РГПУ им. А.И. ГерценаОбщийСтруктураФакультетыФилологическийКафедра зарубежной литературыИнформация об учебных программахУчебные программы дисциплин кафедры зарубежной литературы (бакалавриат)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Зарубежная литература и культура»

(Средние века. Эпоха Возрождения)

для студентов 1 курса (2 семестр).

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Возникновение средневековой литературы. Преемственная связь эпохи средних веков с эпохой Древности. Художественное сознание средневековья.

2.Роль христианства в развитие культуры средних веков. Особенность клерикальной литературы. Аврелий Августин и его книга «Исповедь».

3.Вопрос о происхождении словесного творчества. Архаический эпос. «Старшая Эдда».

4.Теории о происхождении героического эпоса. Характерные черты героического эпоса. Песнь о Роланде. Песнь о Нибелунгах.

5.Культура и литература Зрелого средневековья.  Лирика трубадуров. Основные темы и жанры лирики. Морально-эстетический идеал лирики трубадуров.

6.Возникновение рыцарского романа, Основные типы рыцарских романов Творчество Кретьена де Труа.

7.Городсая литература средних веков. Основные жанровые формы. Драма и театр средневековья.

8.Понятие о Предвозрождении.  «Новый сладостный стиль». Данте. «Новая жизнь», Трактаты.

9.«Божественная комедия». Три части комедии. Символико-аллегорический метод Данте.

10.Эпоха Возрождения. Возрожденческий гуманизм. Стиль Ренессанс и его особенности. Реформация и гуманизм.

11.Петрарка как родоначальник европейского Возрождения. Лирика Петрарки. Петраркизм в лирике Возрождения.

12.Французсная поэзия Возрождения. Лирика Вийона. Поэтическая программа Плеяды. Лирика Ронсара.

13.Европейский сонет ХVI-ХVII в. Сонеты Микеланджело. Сонеты Шекспира.

14.Новелла Возрождения. Боккаччо и его книга «Декамерон».

15.Комический эпос в прозе Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль». Формы комического в книге Рабле.

16.Роман Сервантеса «Дон Кихот». Три выезда Дон Кихота как три уровня романа. Дон Кихот и Санчо Панса - общее и различное.

17. Драма и театр Англии. Университетские умы. Шекспир. Этапы творческого пути.

18. Драматургия Шекспира. Комедии, исторические хроники, трагедии, трагикомедии.

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ

(рекомендуемые для обязательного прочтения)

1.Аврелий Августин. Исповедь.

2.Старшя Эдда.

3.Песнь о Роланде. Песнь о Нибелунгах.

4. Лирика трубадуров.

5.Кретьен де Труа. Эрек и Энида. (или «Ивейн, или рыцарь льва»).

6.Данте. Божественная комедия. (Перевод М. Лозинского), Новая жизнь.

7.Петрарка. Лирика.

8.Вийон. Лирика. Ронсар. Вторая книга любви.

9.Микеланжело. Лирика.

10.Боккаччо. Декамерон. (1,2,3 новеллы 1 дня; 4 новелла 2 дня; 9 новелла 5 дня; 10 новелла 10 дня.

11.Эразм Роттердамский. Похвала глупости.

12. Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль (Перевод Н. Любимова).

13. Сервантес. Дон Кихот (Перевод Н.Любимова).

14. Шекспир. Сонеты. Укрощение строптивой (или «Двенадцатая ночь»), Ричард III (или «Генрих IV»), Гамлет, Отелло, Король Лир, Макбет.

 

УЧЕБНИКИ

История зарубежной литературы. Средние века. Возрождение. (авторы: Алексеев М.П., Жирмунский В.М., и др. (любое издание).

Стадников Г.В. История зарубежной литературы от III до ХVIII в.в. М., 2021.

Хрестоматия по литературе средневековья. Составитель Г.В. Стадников. Т.1-2. СПб., 2003.

Зарубежная литература Возрождения. Хрестоматия. Составитель Б.И.Пуришев. М., 1976.

 
 
***
«Зарубежная литература и культура» (рубеж веков)
2 курс филологического факультета 2 семестр 
проф.  А.И. Жеребин

Тематический план

Тема 1. О понятиях «реализм и модернизм».
Тема 2. Между романтизмом и реализмом. Новелла Проспера Мериме «Кармен»
Тема 3. «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака и его роман «Отец Горио»
Тема 4. Эстетические взгляды Гюстава Флобера и его роман «Госпожа Бовари».
Тема 5. Эмиль Золя и натуралистическая школа. Творчество Ги де Мопассана
Тема 6. Психологический импрессионизм в прозе Кнута Гамсуна.
Тема 7. Английский эстетизм и творчество Оскара Уайльда.
Тема 8.  Дискурс декаданса и поэзия символизма (Шарль Бодлер. Стефан Малларме, Поль Верлен, Артюр Рембо). Поэтический мир Райнера Марии Рильке
Тема 9.  Хенрик Ибсен и поэтика «новой драмы». Натурализм и символизм в драматургии: Герхарт Гауптман, Морис Метерлинк, Бернард Шоу.
Тема 10. Литература США. Теодор Драйзер и его роман «Американская трагедия». Джек Лондон и его роман «Мартин Иден».

 

Тексты для обязательного чтения:

Тема 2.  Мериме. Кармен
Тема 3. Бальзак. Отец Горио
Тема 4.  Флобер. Госпожа Бовари
Тема 5.  Мопассан. Жизнь, Милый друг (на выбор), 2 новеллы (на выбор).
Тема 6. Гамсун. Пан
Тема 7. Уайльд. Портрет Дориана Грея
Тема 8.  Бодлер. Соответствия.
             Малларме. Лебедь.
             Верлен.  Томление.
             Рембо: Гласные.
             Рильке: Пантера
Тема 9.   Ибсен. Кукольный дом; Привидения (на выбор)
              Гауптман. Одинокие; Потонувший колокол (на выбор)
              Метерлинк. Непрошенная гостья, Слепые, Синяя птица (на выбор).
              Шоу. Пигмалион. Дом, где разбиваются сердца (на выбор)
Тема 10.  Драйзер. Американская трагедия (фрагменты)
               Лондон. Мартин Иден

 

Учебная литература

1. История западноевропейской литературы. XIX век: Англия / под ред. Л.В. Сидорченко и И.И. Буровой. СПб.,2004.
2. История западноевропейской литературы XIX века: Франция, Италия, Испания, Бельгия / под ред. Т.В. Соколовой. М., 2003.
3. Зарубежная литература конца XIX  — начала XX века. Т. 1-2. / Под ред. В.М. Толмачева. М., 2007.

 

Контрольные работы (курс 3, семестр 2)

КОНТРОЛЬНЫЕ  ВОПРОСЫ 1

1. После работ Ф. Штанцеля принято выделять три повествовательные ситуации:
а) Аукториальную ситуацию, при которой повествователь сохраняет дистанцию по отношению к изображаемому миру и обнаруживает свое присутствие, размышляя над событиями или  их комментируя.
б) Я-повествование, т.е. ситуация повествования от первого лица – здесь рассказчик сам является одним из героев, принадлежит к изображаемому им миру и ведет повествование с точки зрения участника событий.
в) Нейтральную или персональную ситуацию, при которой повествователь скрывается за своими героями и ведет рассказ с их точек зрения.
Какой тип повествовательной ситуации избирает Флобер в “Госпоже Бовари”?
2.  Каковы условия правдивого изображения действительности с точки зрения натурализма? Что значит писать “правдиво”?
3. Почему натуралистический роман был назван Эмилем Золя   “экспериментальным”?
4. Как называется во французской историографии период времени между 1850 и 1870-м гг.? Какими политическими событиями отмечены начало и конец этого периода?
5. подберите антонимы:
А) эмпирическая действительность
В) чувственно-материальная действительность
С) феноменальная действительность
6. Назовите три основных сюжетных мотива, образующих сюжет романа Бальзака «Отец Горио».

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ  2

1. Что означает  «импрессионизм» в применении к прозе К. Гамсуна
а) на уровне литературной техники
б) на уровне мировоззрения
2. Раскройте роль мифологических и литературных реминисценций в романе Уайльда «Портрет Дориана Грея».
3. Сформулируйте этическую позицию, воплощенную в творчестве Мопассана.
4. В реалистическом произведении одни и те же события и характеры нередко изображаются с нескольких точек зрения одновременно. Проиллюстрируйте это положение на примере повести П. Мериме «Кармен».
5. Дайте определение понятия «символ», приведите в качестве примеров соответствующие поэтические тексты.
6. Раскройте содержание понятия «американская мечта» на примере романа Д. Лондона «Мартин Иден» или Т. Драйзера «Американская трагедия»

КОНТРОЛЬНЫЕ  ВОПРОСЫ   3

1. Как связаны между собой сонет Бодлера «Соответствия» и сонет Рембо «Гласные»?
2. Раскройте смысл словосочетания «мистическое чувство». Проиллюстрируйте примером из стихотворений Р.М. Рильке.
3. Раскройте содержание понятия «аналитическая композиция» применительно к одной из пьес Ибсена.
4. Опишите семантику пространственных отношений в драматургии Гауптмана.
5. Приведите примеры, иллюстрирующие роль подтекста и двойного диалога в драмах  Метерлинка.
6. Объясните связи между общественно-политическими убеждениями Шоу и содержанием его пьес (фабианский социализм и его отражение в «Пигмалионе», убеждение в исчерпанности современной буржуазной культуры и его отражение в пьесе «Дом, где разбиваются сердца»).

Последнее изменение: 10 февраля 2022 г. в 17:08:11
Автор: Разумахина Ксения Юрьевна
Основные сведения | Структура | Управление | Наука | Образование | Деятельность | Инновации | СМИ | Как нас найти | Работа в университете

Сведения об образовательной организации

Cведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи (информация размещена в соответствии с Приказом Минтруда России от 30.01.2015 № 51н)

Сведения о среднемесячной заработной плате руководителя, его заместителей и главного бухгалтера (информация размещена в соответствии с Постановлением Правительства от 28.12.2016 № 1521)

Противодействие коррупции

 

 

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗРУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Это интересно

   

Онлайн курсы Герценовского университета
Образовательный центр Сириус
 
Новости

Архив »

Политика конфиденциальности
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена © 2024
Связь с администраторомСвязь с администратором