23 декабря 2021 г.
И.о. первого проектора РГПУ им. А.И. Герцена Василий Антонович Рабош и директор РУМЦ Александр Петрович Антропов приняли участие в онлайн формате в заседании Совета Минобрнауки России по вопросам повышения доступности высшего образования для инвалидов, профессиональной ориентации инвалидов и содействия в их последующем трудоустройстве.
В заседании приняли участие Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Владимирович Афанасьев,Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Мария Алексеевна Львова-Белова, Советник Президента Российской Федерации Александра Юрьевна Левицкая, Директор Департамента по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Дмитрий Витальевич Лигомин, Директор Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Министерства просвещения России Андрей Викторович Милёхин, заместитель начальника отдела Департамента координации деятельности образовательных организаций Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Светлана Александровна Москалева, заместитель Директора Департамента координации деятельности образовательных организаций Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Сергей Владиславович Есин, Президент Ассоциации инклюзивных вузов России, Президент Московского государственного психолого-педагогического университета Виталий Владимирович Рубцов, Председатель Совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Елена Юрьевна Клочко, представители вузов, на базе которых созданы ресурсные учебно-методические центры по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В ходе заседания обсуждались вопросы повышения качества и доступности высшего инклюзивного образования, итоги работы сети РУМЦ и направления деятельности в рамках Межведомственного комплексного плана мероприятий по повышению доступности СПО и ВО для инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе профориентации и занятости указанных лиц, совершенствование деятельности образовательных организаций высшего образования в случае получения студентом, в том числе обучающимся на договорной основе, инвалидности в период обучения, а также показатели эффективности и оценка качества сети ресурсных центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
15 декабря 2021 года
РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена (ул. Малая Посадская, 26, пом. 227) в рамках реализуемого Комитетом по труду и занятости населения «Плана мероприятий по сопровождению инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействию в последующем трудоустройстве в Санкт-Петербурге на 2020-2022 годы» проведено онлайн-мероприятие по содействию трудоустройству выпускников с инвалидностью образовательных организаций высшего образования Санкт-Петербурга «Профессиональная траектория: ключ к успеху».
Открыл мероприятие директор Ресурсного центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья профессор А.П. Антропов. Он отметил, что трудоустройство выпускников вузов, имеющих ограничения в здоровье, сопряжено с целым рядом объективных и субъективных сложностей. А вместе с тем, начало профессиональной деятельности, поиск работы и трудоустройство – это важнейший этап в жизни человека. Обсуждению вопросов о том, как город, бизнес и конкретные организации помогают решить эту проблему и посвящено проводимое мероприятия.
Начальник отдела занятости граждан с особыми потребностями Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Ирина Викторовна Кузнецова рассказала о городских программах по трудоустройству инвалидов различных нозологических групп.
Руководитель пресс-службы HeadHunter по Северо-Западному федеральному округу Мария Бузунова в своем выступлении сообщила старшекурсникам о там, какие шагинеобходимо предпринять в начале карьеры, поделилась секретами успешного трудоустройства.
Директор Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Юлия Геннадьевна Елизарова познакомила участников мероприятия с профессиями и специальностями, которые востребованы современной школой.
В мероприятии приняла участие Светлана Валерьевна Панюкова, д.п.н., профессор, руководитель РУМЦ РГСУ (г. Москва). Она представила цифровые инструменты и сервисы для поиска работы выпускниками с инвалидностью. Светлана Владимировна ответила на вопросы участников мероприятия.
В мероприятии принимала участие заместитель начальника отдела содействия трудоустройству СПб ГАУ Центр занятости населения Марина Вячеславовна Шуклина.
Подводя итоги, заместитель директора РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена Е.Ф. Войлокова отметила, что РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена еще неоднократно вернется к обсуждениювопросов трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ – выпускников вузов, поскольку работа – это не только источник финансового благополучия, но и возможность ощущать себя востребованным специалистом, реализовать свои возможности.
14 декабря 2021 года
РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена в онлайн формате провел региональное мероприятие для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области – «Университетский день в школе».
Мероприятие открыл директор РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена – Александр Петрович Антропов. Приветствуя участников, он подчеркнул значение верного профессионального выбора, в том числе, для молодых людей с ОВЗ и инвалидностью.
В «Университетском дне» приняли участие представители вузов-партнеров РУМЦ Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Елена Борисовна Яцковская– канд. пед. наук, специалист по УМР с льготными категориями обучающихся, нуждающихся в социальной поддержке ЛГУ им. А.С. Пушкина, Марина Александровна Виноградова– канд. пед. наук, декан факультета здоровья НОИР в г. Санкт-Петербурге,Маргарита Витальевна Вовк – специалист по учебно-методической работе I категории Центра обучения инвалидов СПбГЭУ, Елена Александровна Куликова– специалист сектора инклюзивного образования и Анастасия Вячеславовна Романова– заместитель начальника отдела по работе с абитуриентами РАНХиГС СЗИУ. В мероприятии также участвовали: ответственный секретарь приемной комиссии института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А.И. Герцена Мария Александровна Перелыгина и специалист по профориентации РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена Майя Александровна Мазур.
Представители вузов-партнеров РГПУ имени А.И. Герцена по линии РУМЦ рассказали об основных направлениях подготовки, правилах приема, льготах для абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью, а также о созданной безбарьернойсреде в своих вузах.
В «Университетском дне» приняли участие старшеклассники Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 616 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга «Центр абилитации с индивидуальными формами обучения «Динамика», обучающиеся государственного казенного образовательного учреждения Ленинградской области «Мгинская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы для детей с нарушениями зрения», а также школьники из государственного казенного общеобразовательного учреждения «Юкковскаяшкола-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы».
02 декабря 2021 г.
Директор РУМЦ А.П. Антропов принял участие в XIII международной объединённой научно-практической конференции «Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии» с докладом «Профориентация школьников с инвалидностью: подготовка к инклюзивному обучению в вузе».
Участников конференции приветствовали заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Владимирович Афанасьев, зам. председателя Общественного совета Базовой организации СНГ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования, директор Института инклюзивного образования БГПУ им. М.Танка, (г. Минск, Республика Беларусь) Вера Валерьевна Хитрюк и другие руководители образования.
В ходе конференции, которая проводится 2-3 декабря, планируется профессиональное обсуждение актуальных проблем непрерывного и преемственного инклюзивного образования. Программа конференции предусматривает выступления международных экспертов, ученых и практиков, занимающихся разработкой проблем развития образования в современных условиях, организации межведомственного, межуровневого и сетевого взаимодействия в сфере инклюзии; специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере профориентации и трудоустройства инвалидов, повышения доступности и качества инклюзивного образования.
01 декабря 2021 года
И.о. ректора РГПУ им. А.И. Герцена Сергей Валентинович Тарасов обратился с приветствием к участникам сетевого отраслевого форума «Инклюзивное высшее педагогическое образование: тенденции и перспективы», организованного при поддержке Министерства просвещения РФ ресурсными учебно-методическими центрами (РУМЦ) Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина и Московского государственного психолого-педагогического университета.
В своем выступлении С.В. Тарасов отметил возрастающую роль сети РУМЦ и, в частности, РУМЦ Герценовского университета, в развитии высшего инклюзивного образования. Сергей Валентинович подчеркнул, что в работе РУМЦ имеют большое значение подобные форумы, которые проходят в сетевом формате и служат дискуссионной площадкой для выработки оптимальных решений сложных проблем инклюзивного высшего педагогического образования.
С приветствиями к участникам форума также выступили заместитель директора Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения России А.П. Балахонов, председатель Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки Е.И. Казакова, ректор НГПУ им. К. Минина В.В. Сдобняков, ректор МГППУ А.А. Марголис, заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов М.Г. Осокин, член Центрального правления Всероссийского общества слепых, председатель Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества слепых А.Б. Колосов.
В рамках Форума прошла презентация практик инклюзивного высшего педагогического образования: практик профориентационной работы с потенциальными абитуриентами с инвалидностью и трудоустройства выпускников с инвалидностью, практик обучения и сопровождения студентов с инвалидностью в современном вузе, практик инклюзивного волонтерского движения в педагогических университетах. В презентациях практик от Санкт-Петербурга выступили советник при ректорате РГПУ им. А.И. Герцена В.В. Казанкин и директор Центра образования инвалидов Санкт-Петербургского государственного экономического университета Н.В. Мюллер.
Завершила Форум нетворкинг-сессия, которая была посвящена проблемам формирования заинтересованности у потенциальных абитуриентов с инвалидностью в выборе педагогических специальностей, вопросам формирования инклюзивной образовательной среды университета и определению роли цифрового образования для студентов с инвалидностью в эпоху пандемии.
В дискуссии приняли участие эксперты: доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор кафедры основ дефектологии и реабилитологии РГПУ им. А. И. Герцена В.З. Кантор, а также директора РУМЦ Череповецкого государственного университета и Северо-Кавказского федерального университета, представители Всероссийского общества инвалидов, Головного учебно-исследовательского и методического центра профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) МГТУ им. Н.Э. Баумана, Пензенского государственного университета, Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.
Форум собрал участников с более 140 точек подключения, в том числе представителей из 27 педагогических вузов России.
26 ноября 2021 года
Студенты - волонтеры вузов-партнеров РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена стали победителями Слета инклюзивных волонтеров.
25-26 ноября в онлайн формате прошел Слет волонтеров, в котором приняли участия 18 команд из регионов России. От Санкт-Петербурга и Ленинградской области в слете приняли участие 4 команды.
Дипломом II степени отмечена команда Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна: Диденко Екатерина, Несмиянов Владислав, Астапенко Алина. Куратор: Янык Ирина Васильевна - директор научно-методического ресурсного центра инклюзивного и дуального образования.
Дипломом III степени отмечена команда Северо-Западного Российского государственного университета правосудия: Звягинцева Софья, Кондакова Ульяна, Тутынина Арина, Немашкалова Виктория, Петрухина Валерия, Халваши Анна. Куратор: Корепанова Виктория Николаевна - специалист по воспитательной работе 1 категории.
Номинацией «Лучший практико-ориентированный проект» отмечена команда Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена: Мальцева Полина, Козлова Диана, Булавина Анастасия, Белова Ульяна, Ерохина Валерия, Строганова Анна, Бушманова Алена. Куратор: Кузнецова Людмила Анатольевна - доцент кафедры олигофренопедагогики института дефектологического образования и реабилитации РГПУ имени А.И. Герцена
Номинацией «Лучший межвузовский проект» отмечена команда Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина: Корнеева Ольга, Посадкова Алёна, Носарева Анна, Морозова Алина, Аносова Анастасия, Меньшикова Маргарита, Белова Любовь. Куратор: Соколова Ольга Денисовна - заведующая отделом по работе с молодежью.
Центральное место в выступлениях команд заняла презентация Форсайт-проекта «Волонтерство-2050», направленного на проектирование уровня развития инклюзивного волонтерского движения в вузе, регионе и стране к 2050 году.
Организаторы мероприятия ресурсные учебно-методические центры по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ) РГПУ им. А.И. Герцена, МГППУ, НГПУ им. К. Минина, подведомственные Министерству просвещения РФ.
Слет проведен в целях развития волонтерской деятельности среди студентов вузов, позиционирования успешных инклюзивных практик, формирования компетенций, необходимых волонтеру для осуществления сопровождения лиц с инвалидностью и самостоятельной добровольческой деятельности.
Два дня на слете работало компетентное жюри, представленное экспертами – представителями вузов, практиками из реабилитационных центров и региональных общественных организаций по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ.
Поздравляем победителей и участников Слёта инклюзивных волонтеров!
С 22 ноября 2021 года
В РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена началась реализация дополнительной общеразвивающей программы «Инклюзивное волонтерство в университете». Обучение по программе проходят 49 студентов вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
С 17 ноября 2021 года
РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена начил реализацию программы повышения квалификации «Организационные и психолого-педагогические основы инклюзивного высшего образования». Обучение проходят 127 преподавателей и сотрудников вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
11 ноября 2021 года
Профессор кафедры основ дефектологии и реабилитологии В.З. Кантор выступил с докладом на тему «Формирование инклюзивной профессиональной компетентности педагогов» на IV Всероссийском съезде дефектологов в рамках брифинг-площадки «Непрерывное профессиональное развитие учителя-дефектолога в системе высшего и дополнительного образования».
Съезд проходит 11-12 ноября 2021 года в онлайн формате с целью анализа тенденций и оценка перспектив развития российской дефектологической науки и практики. Обсуждаются следующие ключевые вопросы:
- роль научной дефектологии в развитии национальной системы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- повышение качества подготовки и квалификации учителей-дефектологов;
- консолидация знаний и лучших профессиональных практик в области дефектологии в целях сохранения и развития научной отрасли;
- межведомственное и междисциплинарное взаимодействие в науке и практике дефектологии;
- возможности и перспективы развития государственно-частного партнерства, сотрудничества с некоммерческими общественными организациями в вопросе создания эффективных моделей специального и инклюзивного образования, психолого-педагогической реабилитации.
Информация о съезде на сайте: https://sd2021.ikp-rao.ru
27 октября 2021 года
И.о. проректора по инклюзивному образованию Л.Г. Буйнов, профессор кафедры основ дефектологии и реабилитологии В.З. Кантор, директор РУМЦ А.П. Антропов и ведущий специалист РУМЦ Н.В. Мюллер приняли участие в расширенном заседании рабочей группы по разработке Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, в установленной сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации с включением изменений, внесенных по результатам комментариев и предложений,полученных от вузов и ряда ассоциаций вузов.
Заседание прошло под председательством директора Департамента координации деятельности образовательных организаций Минобрнауки РФ Н.С. Трухановской и и. о. ректора Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина В.В. Сдобнякова.
В 2020 г. документ прошел широкое экспертное и общественное обсуждение, в том числе во всероссийской сети РУМЦ.
На заседании рабочей группы проект документа единогласно был рекомендован к утверждению.
27 октября 2021 года
Студентка 2 курса РГПУ им. А.И. Герцена Любченко Виктория стала победителем IVВсероссийского сетевого конкурса студенческих проектов «Профессиональное завтра» с участием студентов с инвалидностью, организованного сетью ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при поддержке Департамента координации деятельности организаций высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Диплом I степени и приз «Денежный сертификат на покупку компьютерной техники» Виктория Любченко получила за конкурсную работу «Социальный плакат «Глухие: успех, свобода, выбор, жизнь-доступны.ru» в номинации «Социальная реклама». Научный руководитель проекта - Вячеславова Екатерина Васильевна, директор реабилитационно- образовательного центра «Инклюзия» РГПУ им. А.И. Герцена.
В номинации «Социальная реклама» было подано 129 заявок на конкурс. Имена победителей были озвучены на закрытии конкурса в Крымскомфедеральном университете имени В.И. Вернадского сегодня 27 октября.
https://rumc.cfuv.ru/node/168
https://www.youtube.com/watch?v=jLxqbf0jaCY
Студентка РГПУ им. А.И. Герцена Любченко Виктория учится на 2 курсе по направлению «Педагогическое образование» профиль «Образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства».
Поздравляем Викторию с победой в конкурсе и желаем творческих успехов и новых побед.
Для справки.
Всероссийский сетевой конкурс студенческих проектов «Профессиональное завтра» проводится ежегодно. Основными задачами проведения конкурса являются формирование интереса студентов с инвалидностью и ОВЗ к будущей профессии, расширение кругозора в сфере выбранной профессиональной деятельности, стимулирование студентов к дальнейшему профессиональному развитию и трудоустройству по выбранному направлению подготовки.
Прием конкурсных работ осуществляется по следующим номинациям:
• Профессиональный старт-ап молодежи
• Исследовательская работа
• Мое полезное изобретение
• Социальная реклама
К участию в конкурсе приглашаются студенты, обучающиеся по программам высшего образования. Заявки на участие в конкурсе могут присылать как индивидуальные авторы, так и коллективы авторов (индивидуальные или групповые проекты).
25-26 октября 2021 года
В рамках реализации мероприятий по консалтинговой поддержкеэкспертов чемпионата «Абилимпикс» РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена провел серию вебинаров в области коррекционной педагогики и психологии, профессиональной реабилитации и инклюзивного высшего образования.
Спикером первого вебинара выступала канд. психол. наук, доцент кафедры сурдопедагогики ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»Нина Валентиновна Вощилова. Она познакомила слушателей с использованим современного специального оборудования для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с нарушением функции слуха.
В рамках второго мероприятия Виктор Витальевич Захаров, инженер реабилитационно-образовательного центра «Инклюзия» ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», рассказал участникам об использовании ассистивныхтехнологий и вспомогательных технических средств в обучении и сопровождении обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с нарушением функции зрения.
26 октября 2021 года
Сегодня в дистанционном формате студенты РГПУ им. А.И. Герцена приняли участие в очномэтапе конкурса студенческих проектов Всероссийского сетевого конкурса«Профессиональное завтра - 2021», который проходит в Крымском федеральном университетеимени В.И. Вернадского.
В номинации «Профессиональный старт-апмолодежи» участвует команда в составе: Белова Ульяна, Слепкова Эльвира, Сырбу Диана. Руководитель Кудрина Светлана Владимировна.
В номинации «Социальная реклама» участвуют:
- Любченко Виктория. Руководитель Вячеславова Екатерина Васильевна.
- Старченко Евгения. Руководитель Вячеславова Екатерина Васильевна.
- Команда в составе: Туманова Полина,Извозчикова Мария, Андриянова Елена. Руководитель Чиж Ольга Александровна.
Желаем удачи участникам и ждем результатов Всероссийского сетевого конкурса студенческих проектов
«Профессиональное завтра - 2021»!
20-21 октября 2021 года
Директор РУМЦ А.П. Антропов и доктор педагогических наук, профессор кафедры основ дефектологии и реабилитологии В.В. Кантор приняли участие в VI Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование и общество: стратегии, практики, ресурсы», прошедшей в Московском государственном психолого-педагогическом университете. В ходе конференции обсуждалисьосновные стратегии развития инклюзивного процесса и успешные практики инклюзии в отечественном образовании. Конференция призвана объединить усилия науки, практики и общественности в развитии инклюзивного процесса, обсудить теоретические и методологические основы социальной и образовательной инклюзии.
20 октября 2021 год
20.10.2021
Директор РУМЦ А.П. Антропов выступил в качестве эксперта на круглом столе «Расширяя границы академической и социальной мобильности студентов с инвалидностью», который проходил врамках VI Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование и общество: стратегии, практики, ресурсы». Обсуждались проблемы развития академической и социальной мобильности студентов с инвалидностью и ОВЗ в системе высшего образования, как социального лифта, дающего возможности в формировании профессиональных, личностных и необходимых жизненных компетенций, проектирование возможных моделей академической мобильности студентов с инвалидностью и ОВЗ, основанных на принципах доступности и универсального дизайна, необходимых ресурсов с включением информационной, нормативно-правовой и психолого-педагогической поддержки, а также готовность преподавателей и самих студентов с инвалидностью к академической мобильности.
20 октября 2021 года
В рамках VI Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование и общество: стратегии, практики, ресурсы», состоялась сетевая отраслевая онлайн презентация инклюзивных практик в высшем инклюзивном образовании: «Профориентация – обучение – трудоустройство». В ходе мероприятия, одним из модераторов которого был директор РУМЦ А.П. Антропов, были представлены существующие практик инклюзивного высшего образования, направленных на повышение качества и доступности образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ, формирование инклюзивной культуры как обязательной составляющей развития инклюзивного общества. Советник при ректорате Герценовскогоуниверситета В.В. Казанкин рассказал об уникальной инклюзивной практике – интеллектуально-развлекательном инклюзивном клубе №1.
20 октября 2021 года
Доктор педагогических наук, профессор РГПУ им. А.И. Герцена В.З. Кантор выступил с докладомна секции «Профессиональный профиль педагога инклюзивного образования, модели подготовки и программы обучения» в рамках VI Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование и общество: стратегии, практики, ресурсы», которая проходила в Москве 20-21 октября. Тема доклада «Инклюзивные профессиональные компетенции: оценочная парадигма педагогического сообщества».
В.З. Кантор представил результаты эмпирического исследования, направленного на выявление общего и специфического в оценке значимости инклюзивных компетенций педагога различными субъектами кадрового обеспечения инклюзивного образовательного процесса в школе. В исследовании в качестве респондентов приняли участие 983 чел. – педагогические работники массовых и коррекционных школ и преподаватели вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров. Ими оценивалась значимость индикаторов инклюзивных компетенций педагога, круг которых был определен на основе анализа текстов 59 примерных основных образовательных программ, реализуемых вузами в области педагогического, психолого-педагогического, дефектологического образования и адаптивной физкультуры. Подводя итоги исследования, докладчик сделал вывод о несформированности в педагогическом сообществе целостной оценочной парадигмы применительно к инклюзивным компетенциям педагога, что выражается в расхождении соответствующих оценочных позиций преподавателей вузов, ведущих подготовку специалистов педагогического профиля, учителей массовых и коррекционных школ. В.З. Кантор подчеркнул необходимость дальнейшей проработки модели инклюзивной компетентности педагога, ее эмпирического проверки и последующего включения в профессиональные образовательные программы в соответствии с актуальными требованиями инклюзивной практики.
Доклад вызвал живой интерес со стороны участвующих в конференции представителей педагогического сообщества России.
19 октября 2021 года
РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена провел онлайнсеминар по вопросам использования современного специального учебного оборудования. Семинар был проведен в рамках серии мероприятий Сети Ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, функционирующих на базе образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству просвещения РФ (РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена, РУМЦ Мининского университета, РУМЦ МГППУ).
В ходе семинаров обсуждались вопросы обеспечения архитектурной доступности образовательной организации, оснащения рабочего места для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью различным специальным оборудованием, которое позволяет частично или полностью компенсировать ограничения, связанные с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха. На семинарах были рассмотрены виды, типы и возможности применения специального оборудования в вузе для организации образовательного процесса и сопровождения обучающихся с различными ограничениями здоровья.
Модератором одного из мероприятий цикла выступал директор РУМЦ Герценовского университета А.П. Антропов. В ходе семинара кандидат психологических наук, доцент кафедры сурдопедагогики Н.В. Вощилова познакомила слушателей с использованием современного специального учебного оборудования для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с нарушением функции слуха.
19 октября 2021 года
РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена провел мастер-класс по вопросам использования современного специального учебного оборудования и использованию ассистивных технологий и вспомогательных технических средств в обучении и сопровождении студентов с ОВЗ и инвалидностью. Мероприятие было организовано сетью ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, функционирующих на базе образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству просвещения РФ (РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена, РУМЦ Мининского университета, РУМЦ МГППУ).
Мастер-класс по вопросам использования ассистивных технологий и вспомогательных технических средств в обучении и сопровождении студентов с нарушением зрения провел инженер реабилитационно-образовательного центра «Инклюзия» Герценовского университета В.В.Захаров. На площадке был представлен пакет современных технологий, которые используются при включении студентов с нарушением зрения в образовательное пространство вуза.
15 октября 2021 года
Cостоялись профессионально-общественные слушания на тему «Перспективы профессиональной карьеры выпускников с инвалидностью».
Организаторы мероприятия – руководители ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, функционирующих на базе образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству просвещения РФ: директор РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена А.П. Антропов, директор РУМЦ МГППУ Г.Г. Саитгалиева и директор РУМЦ НГПУ им. Козьмы Минина Т.Ф. Краснопевцева.
В ходе мероприятия состоялась встреча с успешными выпускниками с инвалидностью, в том числе окончившими РГПУ им. А.И. Герцена: Виктором Захаровым – инженером реабилитационно-образовательного центра «Инклюзия» Герценовского унииверситета и учителем русского языка и литературы Юкковской школы интерната Денисом Вячеславовичем Королёвым. Гости рассказали о своем жизненном пути, в частности о том, как они преодолевали трудности, как стали востребованными специалистами. Свободный микрофон позволил обсудить возможности и риски трудоустройства лиц с инвалидностью и познакомиться с позицией студентов с инвалидностью,
В рамках слушаний для студентов и выпускников с инвалидностью также были проведены тренинг, направленный на формирование навыков эффективной самопрезентации, и тренинг «Моя карьера – стратегия выбора», направленный на содействие трудоустройству людей с инвалидностью.
В мероприятии участвовали студенты и выпускники с инвалидностью вузов-партнеров отраслевых РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена, РУМЦ Мининского университета, РУМЦ МГППУ (более 50 точек подключения).
15 октября 2021 года
Состоялся Круглый стол «Инклюзия и кадровое обеспечение непрерывного образования лиц с инвалидностью: школа – колледж – педагогический вуз» организованный сетью Ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, функционирующих на базе образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству просвещения РФ (РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена, РУМЦ Мининского университета, РУМЦ МГППУ).
Модератором Круглого был профессор кафедры основ дефектологии и реабилитологии РГПУ им. А. И. Герцена В.З. Кантор, сомодераторами – директор РУМЦ РГПУ А.П. Антропов, директор РУМЦ МГППУ Г.Г. Саитгалиева, директор РУМЦ НГПУ им. Козьмы Минина Т.Ф. Краснопевцева.
Спикерами от РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена и вузов-партнеров выступили доктор педагогических наук, профессор В.З. Кантор кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности Ю.Л. Проект, кандидат педагогических наук специалист по учебно-методической работе Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина Е.Б. Яцковская, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой оздоровительной физической культуры и адаптивного спорта Л.Н. Эйдельман.
РУМЦ Герценовского университета реализовал направление работы круглого стола «Педагогические вузы как ресурс подготовки кадров для совместного обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ на разных уровнях образования: потребности, проблемы, пути решения». В ходе дискуссии обсуждались вопросы инклюзивных компетентностных установок основных профессиональных образовательных программ в сфере высшего педагогического образования, регионального измерения подготовки педагогических кадров для инклюзивного образования, подготовки педагога адаптивной физической культуры как участника инклюзивных образовательных отношений.
При подведении итогов в резолюцию круглого стола представителями Герценовского университета были внесены следующие предложения:
1. Обратиться в Федеральное учебно-методическое объединение в сфере высшего образования по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки с предложением об актуализации примерных основных профессиональных образовательных программ по направлениям подготовки Педагогическое образование, Психолого-педагогическое образование и Специальное (дефектологическое) образование с целью приведения их в соответствие с современными требованиями теории и практики инклюзивного образования.
2. Обратиться в Министерство просвещения Российской Федерации с предложением о включении в государственное задание ведущим педагогическим вузам страны профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников различных категорий с установлением соответствующих контрольных цифр приема в целях оперативного восполнения имеющегося дефицита в кадровом обеспечении инклюзивного образования.
В работе Круглого стола приняли участие представители образовательных организаций высшего (педагогического) образования представителей специальных коррекционных школ, общеобразовательных школ и учреждений среднего профессионального образования, реализующих инклюзивное образование, представителей ПМПК. Всего 62 онлайн подключения.
14 октября 2021 года
Состоялся завершающий вебинарцикла «Современные тенденции выбора профессии», организованный отделом профессионального самоопределения и карьерного роста Центра занятости населения г.Санкт-Петербурга. В мероприятии приняли специалист по учебно-методической работе И.Ф. Касацкая и представители вузов-партнеров РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена.
Выступавшие с докладами затронули такие актуальные сегодня проблемы, как современные изменения на рынке труда, возможности профориентационной работы и роль родителей и школьного сообщества в профориентационных вопросах.
Открыла вебинар представитель вуза-партнера Герценовского университета по линии РУМЦ директор Центра карьеры обучающихся Национального исследовательского университета ИТМО М.И. Ососкова. В своем докладе она остановилась на трендах изменения рынка труда, рассказала, какие профессии будут актуальны через 5-10 лет. Участники вебинара – представители различных образовательных организаций города – подошли к раскрытию темы вебинара с различных позиций. Так, методист отдела научно-технического творчества ГБНОУ «Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга», председатель городского методического объединения организаторов профориентационнойработы к.п.н., Е.Ю. Огановская, представили материалы по реализация Концепции развития системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Санкт-Петербурга. Учитель истории и обществознания ГБОУ гимназия №406 Пушкинского района Санкт-Петербурга Т.Г. Сазонова выступила с сообщением«Школьный учитель и родитель подростка о возможностях школы в вопросе профориентации».
Завершая работу, руководитель отдела профессионального самоопределения и карьерного роста Центра занятости населения Санкт-Петербурга О.А. Чернаус подвела итоги поблагодарила участников за плодотворную работу.
14 октября 2021 г.
директор РУМЦ А.П. Антропов принял участие в совещании педагогических вузов России по вопросам инклюзивного высшего образования. Совещание прошло под председательством представителя Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников А.П. Балахонова.
13 октября 2021 года
Объявлены результаты прошедшего заочного этапа конкурса студенческих проектов Всероссийского сетевого конкурса«Профессиональное завтра - 2021».
Для участия в очном этапе допущены конкурсные работы студентов Российскогогосударственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
В номинации «Профессиональный старт-апмолодежи» в очный этап вышла команда в составе:Белова Ульяна, Слепкова Эльвира, Сырбу Диана.
В номинации «Социальная реклама» примут участие: Любченко Виктория, Старченко Евгения и команда в составе: Туманова Полина, ИзвозчиковаМария, Андриянова Елена.
Среди вузов – партнеров РУМЦ РГПУ в очный этап конкурса в номинации «Исследовательская работа» вышла команда студентов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета в составе: ЖитниковаВера, Погребная Оксана, Карачева Елена и в номинации «Профессиональный старт-ап молодежи»участвует студентка Санкт-Петербургского государственного экономического университета Черепенько Анастасия.
Очный этап защиты конкурсных проектовпройдет с 25 октября по 27 октября 2021 г. в Крымском федеральном университете имени В.И. Вернадского.
Желаем удачи участникам Всероссийского сетевого конкурса студенческих проектов «Профессиональное завтра - 2021»!
Член организационного комитета конкурса,
специалист по учебно-методической работе И.Ф. Касацкая
05 октября 2021 года
В Совете Федерации РФ по итогам взаимодействия заместителя Министра науки и высшего образования России Дмитрия Владимировича Афанасьева и члена Совете Федерации Марии Алексеевны Львовой-Беловой состоялся Круглый стол на тему «Сотрудничество образовательных организаций высшего образования, некоммерческих организаций и бизнеса по вопросам трудоустройства людей с инвалидностью». В ходе мероприятия Директор Департамента координации деятельности образовательных организаций Минобрнауки РФ Наталья Сергеевна Трухановская рассказала об успешной деятельности сети РУМЦ в сфере содействия трудоустройству выпускников вузов из числа инвалидов.
Более подробно о круглом столе: http://council.gov.ru/events/committees/130323/
04 октября 2021 года
Подведены итоги регистрации студенческих проектов Всероссийского сетевого конкурса «Профессиональное завтра».
Студенты Российского государственногопедагогического университета им. А.И. Герцена примут участие в номинациях «Мое полезное изобретение» - одна команда, «Профессиональныйстарт-ап молодежи» - одна команда, «Социальная реклама» - три индивидуальные заявки и две командные. Всего от РГПУ им. А.И. Герцена в конкурсе принимает участие 15 студентов.
Среди вузов – партнеров РУМЦ РГПУ в конкурсе примут участие студенты Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица в номинации «Социальная реклама», Санкт-Петербургского государственного экономическогоуниверситета в номинации «Профессиональныйстарт-ап молодежи» и Санкт-Петербургскогогосударственного университета в номинации«Исследовательская работа».
Защита проектов – очный этап - пройдет с 25 октября по 27 октября 2021 г. в Крымскомфедеральном университете имени В.И. Вернадского.
Желаем участникам Всероссийского сетевого конкурса студенческихпроектов «Профессиональное завтра» удачи!
Член организационного комитета конкурса,
специалист по учебно-методической работе И.Ф. Касацкая
01 октября 2021 года
Специалист по учебно-методической работе РУМЦ РГПУ им. А.И.Герцена И.Ф. Касацкая приняла участие в совещании рабочей группы повыполнению пункта 5 государственного задания Ресурсных учебно-методических центров. В ходе совещания были рассмотрены подходы по выполнению направления "Совершенствование деятельности Центра коллективного пользования специальными техническими средства обучения РУМЦ: разработка или актуализация инфраструктурных листов по оснащению Центра коллективного пользования специальными техническими средствами обучения РУМЦ и методические рекомендации".
01 октября 2021 года
Директор РУМЦ А.П. Антропов и заместитель директора Е.Ф. Войлокова приняли участие в рабочей встрече РУМЦ, образованных на базе педагогических вузов. В ходе встречи обсуждались вопросы подготовки сетевого профессионально-общественного мероприятия – круглого стола «Инклюзия и кадровое обеспечение непрерывного образования лиц с инвалидностью: школа – колледж – педагогический вуз», который состоится в онлайн формате 15 октября 2021 г.
30 сентября 2021 года
Состоялся вебинар «Современные тенденции выбора профессии», организованный Центром занятости населения Санкт-Петербурга. Участие в нем принялиспециалист по учебно-методической работе И.Ф. Касацкая и представители вузов-партнеров РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена.
В разговоре о профессии инженера, инженерах в цифровом пространстве современного мира и перспективах профессии выступили представители вузов – партнеров РУМЦ из Санкт – Петербургского политехнического университета Петра Великого и Национального исследовательского университета ИТМО.
Вебинар включает в себя цикл из четырех встреч по вопросам профориентационной деятельности, дающих возможность воспользоваться компетентным мнением экспертов разных профессиональных направлений и использовать их рекомендации в оказании выбора профессии, в том числе и для молодежи с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Следующая завершающая встреча пройдет 14 октября.
24 сентября 2021 г.
Директор РУМЦ А.П. Антропов, заместитель директора Е.Ф. Войлокова, специалист по учебно-методической работ И.Ф. Касацкая приняли участие в стратегической сессии сети ресурсных учебно-методических центров «Инклюзия и индивидуализация: методология, механизмы, методы и эффекты», прошедшей в рамках III Международного научно-образовательного форума «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке».
В сессии приняли участие представитель Департаментагосударственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ С.А. Москалева, представитель проектного офиса сети РУМЦ А.В. Барсукова, представители образовательных организаций сети РУМЦ ВО, общественных обществ инвалидов и др. Мероприятие было посвящено осмыслению результатов и опыта предшествующего этапа формирования высшего инклюзивного образования в России и направлений инклюзивного образования в России в соответствии современными вызовами.
В докладах спикеров были рассмотрены проблемы развития научной рефлексии деятельности РУМЦ, научногоанализа практик сети РУМЦ и образовательных организаций, осуществляющих инклюзивную практику, представлен опыт включения студентов с ОВЗ и инвалидностью в систему треков личностного и профессионального развития, реализации идеи универсального дизайна в университетах, показаны возможности инклюзивного высшего образования как социального лифта для молодежи с инвалидностью и ОВЗ, формирования инклюзивной культуры средствами медиа, индивидуализации образования как стратегического ориентира инклюзивного высшего образования.
В результате обсуждения представленных докладов участники мероприятия наметили подходы к решению таких проблем, как разработка стратегии реализации высшего инклюзивного образования в России, формирования механизмов реализации межведомственного комплексного плана мероприятий по повышению доступности и качества высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе их профориентации и занятости, определили основные направления в развитии инклюзивного образования в России, механизмы повышения доступности инклюзивного образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ, региональные концепции постдипломного сопровождения и профессионального развития педагогов (в том числе, программы профилактики эмоционального выгорания, повышение квалификации в специальных областях).
13-18 сентября 2021 года
студенты Герценовского университета приняли участие в VI региональном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».
Поздравляем победителей и призеров чемпионата!
Ермилову Валентину Александровну – I место в компетенции «Жестовое искусство»
Фомину Полину Александровну – I место в компетенции «Изобразительное искусство»
Любченко Викторию Александровну – II место в компетенции «Роспись по шелку»
Бобровскую Александру Владимировну – III место в компетенции «Социальная работа»
Желаем всем участникам команды успехов в освоении профессии и новых достижений!
17 сентября 2021 года
Заместитель директора РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена Е.Ф. Войлокова приняла участие воВсероссийской научно-практической конференции«Ресурсы и практики повышения качества жизни людей с инвалидностью», проходившей в рамках деловой программы VI регионального чемпионата «Абилимпикс» в Санкт-Петербурге.
На площадках Конференции состоялосьзаинтересованное обсуждение проблемных вопросов, волнующих профессиональное сообщество. На секции «Практики повышения качества жизни людей с инвалидностью и лиц в ОВЗ» были рассмотрены актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения и социализации инвалидов и лиц ОВЗ, на всех уровнях системы образования, начиная с дошкольного.
В выступлениях участников секции «Инклюзивное профессиональное образование: возможности и результаты в обеспечении повышения качества жизни инвалидов и лиц с ОВЗ» отмечалось, что инклюзивное профессиональное образование обладает солидным потенциалом повышения качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Был обсужден региональный опыт,проблемы и пути совершенствования инклюзивного профессионального образования. В докладе Е.Ф. Войлоковой был представлен опыт РУМЦ Герценовского университета как организационного ресурса повышения качества жизни студентов с инвалидностью.
Участники Конференции посетили мастер-классы практиков инклюзивного образования, Public talk «Туризм без границ» и «Педагогический проект «Ресурс-ТУТ»: три товарища», TED-talk«Мой путь в Абилимпикс (истории успеха участников и презентации от экспертов)», выставку профессиональных и творческих работ людей с особыми образовательными потребностями «Творчество. Жизнь. Профессия!», а также в ходе экскурсии «Неограниченные возможности» познакомились с конкурсными площадками
21 сентября 2021 г.
Директор РУМЦ А.П. Антропов и советник при ректорате РГПУ им. А.И. Герцена В.В. Казанкин приняли участие в круглом столе «Проектирование профессионально-личностного развития лиц с инвалидностью и ОВЗ в процессе непрерывного образования: инклюзивные стратегии», проведенном в рамках деловой программы регионального межвузовского этапа Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс» на базе Северо-Кавказского федерального университета. В ходе рассмотрения вопроса о проектировании управленческой карьеры для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в вузе докладчики рассказали о возможностях профессионально-личностного роста студентов в Герценовском университете.
10 сентября 2021 г.
проректор по инклюзивному образованию Л.Г. Буйнов, директор РУМЦ А.П. Антропов и ведущий специалист РУМЦ Н.В. Мюллер приняли участие в рабочем совещании по вопросу актуализации Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 г. № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
В совещании приняли участие заместитель директора департамента координации деятельности образовательных организаций Минобрнауки РФ Сергей Владиславович Есин и представитель правового департамента министерства Александр Валентинович Медунов.
Новая редакция приказа была подготовлена всероссийской сетью РУМЦ при активном участии Герценовского университета. На совещании были рассмотрены результаты обсуждения проекта документа.
30 августа 2021 г.
Директор РУМЦ А.П. Антропов провел вебинар «Обеспечение доступности для инвалидов зданий, строений, помещений и территорий, используемых университетом при осуществлении образовательной деятельности» для сотрудников РГПУ им. А.И.Герцена А.П..
В ходе вебинара участников ознакомили с приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», а также с правилами взаимодействия с лицами с нарушениями зрения, слуха или опорно-двигательного аппарата.
В вебинаре принял участие советник при ректорате Герценовского университета В.В. Казанкин.
29 августа 2021 г.
проректор по инклюзивному образованию Леонид Геннадьевич Буйнов, директор РУМЦ Александр Петрович Антропов и заведующая кафедрой туризма, сервиса и гостеприимства Ирина Николаевна Чурилина приняли участие в очном этапе инклюзивной образовательной платформы «Крылья возможностей». В ходе мероприятия, организованного Комитетом по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга, А.П. Антропов рассказал о деятельности РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена в области инклюзивного высшего образования и, в частности, в сфере содействия трудоустройству выпускников вузов из числа лиц с ограниченными возможностями, а также о путях преодоления трудностей, стоящих на пути включения в активную трудовую и социальную жизнь инвалидов молодого возраста.
Ссылка на запись мероприятия:
27 августа 2021 г.
Директор РУМЦ А.П. Антропов принял участие в круглом столе по обсуждению Межведомственного комплексного плана мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования, в том числе профориентации и занятости указанных лиц.
Мероприятие прошло под председательством Заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрия Владимировича Афанасьева. Участники обсудили проект Межведомственного комплексного плана на 2022-30 гг.
В Санкт-Петербурге стартовал форум инклюзивных практик и проектов в сфере добровольчества «Формула Инклюзии».
В своем выступлении Виталий Зорахович Кантор обозначил роль ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ) Герценовского университета в построении системы инклюзивного образования в современном обществе.
Проректор особо отметил работу РУМЦ по повышению квалификации в области инклюзивного образования профессорско-преподавательского состава городских и областных вузов и подготовку волонтеров для сопровождения студентов с инвалидностью.
За последние четыре года около 900 преподавателей из 25 вузов Петербурга прошли такое обучение. Кроме того, было подготовлено несколько сотен волонтёров для сопровождения студентов с инвалидностью. В РУМЦ постоянно работает горячая линия, где можно найти ответы на вопросы, касающиеся высшего инклюзивного образования.
Более подробно о пресс-конференции можно прочитать на сайте РГПУ им. А.И. Герцена:
/news/29-07-2021
РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена провел рабочее совещание «Приемная кампании 2021 г.: обеспечение прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Во вступительном слове проректор по инклюзивному образованию РГПУ им. А.И. Герцена Виталий Зорахович Кантор поблагодарил собравшихся за отклик на призыв организаторов мероприятия и на вызовы времени. Он отметил, что сейчас, в разгар приемной кампании, точка кипения – это организация приема на обучение лиц с ОВЗ и инвалидностью, обеспечение реализации гарантированных законодательством прав абитуриентов этой категории, с чего, собственно, и начинается и без чего окажется невозможным само инклюзивное высшее образование. Тем более, что данные, представленные накануне Н.С. Трухановской, директором Департамента координации образовательных организаций Минобрнауки, свидетельствуют о поступательном увеличении количества студентов с инвалидностью и ОВЗ, обучающихся по программам высшего образования. А это, что закономерно, приводит к увеличению абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью и вопросов, которые возникают при проведении приемной кампании. Импульс Министерства образования и науки РФ нашел отклик и в Департаменте подготовки профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Министерства просвещения, поддержавшем проведение этого мероприятия. В.З. Кантор отметил, что проведение рабочего совещания по вопросам обеспечения прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ходе приемной кампании 2021 г. в РГПУ им. А.И. Герцена является закономерным, так как именно на базе Герценовского университета создан РУМЦ по обучению инвалидов. В заключении выступления В.З Кантор высказал уверенность, что при ясности стоящих задач и перспектив их решения коллективная деятельность собравшихся позволит получить ответы на все вопросы, стоящие перед нами.
Директор РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена Александр Петрович Антропов рассказал об основных направлениях деятельности ресурсного учебно-методического центра по развитию инклюзивного высшего образования. Особое внимание А.П. Антропов уделил анализу вопросов вузов-партнеров РГПУ им. А.И. Герцена по линии РУМЦ, связанных с реализацией прав абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью в ходе проведения приемной кампании. Такие вопросы поступили от ЛГУ им. А.С. Пушкина, СЗИУ РАНХиГС, СПбГУ и др. вузов. Аккумулируя вопросы по содержанию, А.П. Антропов выделил ряд тематических блоков: нормативно-правовое обеспечение прав инвалидов, закрепленное в федеральных, региональных и локальных нормативных актах; основные направления подготовки, по которых могут обучаться инвалиды; группы вопросов о правах и льготах, условиях сдачи вступительных испытаний, сопровождении инвалидов и лиц с ОВЗ в ходе приемной кампании, о возможностях обучения по программам высшего образования.
Ведущий специалист по реабилитационно-образовательной работе РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена Мюллер Наталья Владимировна рассказала о нормативно-правовой основе обеспечения прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в рамках приемной кампании.
В своем выступлении заместитель ответственного секретаря приемной комиссии по приёму на программы бакалавриата и специалитета РГПУ им. А.И. Герцена Валентина Сергеевна Дегусарова осветила вопросы, касающиеся льгот и специальных условияй для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в организации высшего образования. Валентина Сергеевна рассказала об основных категориях абитуриентов, имеющих льготы; о программах высшего образования, на которых могут обучаться лица с ОВЗ и инвалидностью; о сроках действия документов, подтверждающих инвалидность, о порядке приема граждан с инвалидностью из СНГ; о порядке зачисления по выделенной квоте; о порядке проведения вступительных испытаний для лиц с инвалидностью.
Советник ректора, руководитель волонтерского отряда РГПУ им. А.И. Герцена Казанкин Владимир Валерьевич рассказал об организации сопровождения абитуриентов из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью и ОВЗ в рамках приемной кампании в дистанционном формате.
В выступлении заместителя директора фундаментальной библиотеки РГПУ им. А.И. Герцена Светланы Александровны Морозовой и сотрудника реабилитационно-образовательного центра «Инклюзия» РГПУ им. А.И. Герцена Виктора Витальевича Захарова был представлен совместный проект с ЭБС «Лань» по обработке учебных и учебно-методических пособий для их дальнейшего использования студентами с нарушениями зрения. В настоящее время волонтерами проекта являются более 200 студентов и выпускников вузов. Более 5600 учебников и пособий в настоящее время полностью соответствует потребностям лиц с нарушениями зрения и доступно в мобильном приложении.
В ходе совещания были даны ответы на вопросы, заданные участниками в чате.
В завершении работы проректор по инклюзивному образованию РГПУ им. А.И. Герцена Виталий Зорахович Кантор поблагодарил всех, кто в своем вузе ведет тонкую кропотливую работу по обеспечению прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ходе приемной кампании 2021 года. Особую благодарность В.З. Кантор выразил Министерству образования РФ за инициацию серии мероприятий, посвященных обеспечению безбарьерного доступа к высшему образованию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, Министерству просвещения РФ за поддержку данного мероприятия, а также вузам-партнерам Герценовского университета по линии РУМЦ и вузам сети РУМЦ за плодотворное четырехлетнее сотрудничество.
К рабочему совещанию подключились представители профессорско-преподавательского состава, сотрудники приемных комиссий вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, абитуриенты. Всего 41 точка подключения.
Сотрудники РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена, студенты РГПУ им. А.И. Герцена и вузов – партнеров РУМЦ приняли участие во встрече с региональной общественной организацией инвалидов «Перспектива» и представителями отдела трудоустройства департамента занятости Санкт-Петербурга с цель установления контакта в решении вопросов трудоустройства выпускников с инвалидностью и ОВЗ.
На встрече в режиме онлайн присутствовало 43 человека, в том числе кураторы и студенты вузов – партнеров РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена из Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.
-возможности трудоустройства в крупных российских и международных компаниях (в том числе без опыта работы);
— о программах и мероприятиях организуемых летом и осенью 2021 года для трудоустройства молодежи;
— о ярмарке вакансий для людей с инвалидностью, которая пройдет в Санкт-Петербурге 2 июля.
Участники имели возможность задать вопросы, получить ответы и рекомендации, а также установить контакты с представителями региональной общественной организацией инвалидов «Перспектива».
Директор РУМЦ А.П. Антропов выступил на заседании круглого стола Ассоциации федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета «Доступная среда в вузах России: проблемы и возможные решения». Круглый стол, который был организован при участии Совета ректоров вузов Северо-Западного Федерального округа и Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, прошел под председательством Исполнительного директора Совета ректоров вузов СЗФО, первого проректора по учебной и методической работе СПбГУ Марины Юрьевны Лавриковой.
Открыл заседание председатель МОО «Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области», ректор Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Алексей Вячеславович Демидов, который рассказал об опыте вузов Санкт-Петербурга в создании доступной среды в период пандемии. В круглом столе приняли участие Светлана Александровна Москалева, заместитель начальника отдела реализации программ и проектов в сфере высшего образования Департамента координации деятельности организаций высшего образования Минобрнауки России, руководители российских вузов, директора РУМЦ и другие эксперты в области инклюзивного высшего образования. Обсуждались такие темы, как порядок взаимодействия ресурсных учебно-методических центров с вузами, обеспечение доступности и качества высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучение и работа в вузах Российской Федерации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и др.
А.П. Антропов выступил с докладом «Формирование инклюзивной среды в вузах Санкт-Петербурга и Ленинградской области: РУМЦ как сетевое решение», в котором рассказал о сотрудничестве с вузами-gартнерами и дал анализ содержания обращений в колл-центр РУМЦ.
По итогам круглого стола принята резолюция.