Лекция заведующей кафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребенка РГПУ им. А.И. Герцена Светланы Аркадьевны Котовой была посвящена проектированию индивидуального образовательного маршрута школьника.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту, индивидуальный образовательный маршрут ― это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
Как отметила Светлана Аркадьевна, актуальность темы лекции определяет существенный поворот образовательной политики страны к личности ребенка. «Во главу угла становятся потребности, интересы, своеобразие каждого ребенка, создание благоприятных условий для его развития. От этого зависит успешность школьника во взрослой жизни. Сегодня мы сталкиваемся с изменением, расширением потребностей учащихся и неспособностью в полном объеме удовлетворить разнообразие их индивидуальных потребностей. На необходимость разработки индивидуального образовательного маршрута школьника нас толкает появление и новых материальных и технических возможностей обеспечения индивидуального образования, и целых педагогических систем, рассматривающих индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент», — подчеркнула С.А. Котова.
Лектор представила свое пособие «Проектирование индивидуального образовательного маршрута для детей-сирот» и отметила, что индивидуального подхода чаще всего требуют дети с ограниченными социальными ресурсами — сироты, дети из малоимущих семей, ребята с ОВЗ, — а также одаренная молодежь. Кроме того, она раскрыла механизмы реализации маршрута и методологические аспекты проектирования. «Учитель должен не только исходить из требований учебной программы, но и учитывать изменяющиеся со временем интересы, потребности и возможности учащегося. Для этого он должен вести систематические наблюдения за личностным ростом и развитием ребенка», — добавила Светлана Аркадьевна.
Светлана Аркадьевна Котова ― кандидат психологических наук, доцент. В рамках национального проекта «Образование» принимала активное участие в создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере, а также в проектах по обеспечению внедрения новых стандартов общего образования. В область научных интересов С.А. Котовой входят проблемы модернизации начального образования, педагогическая психофизиология, практическая психология образования, здоровьесозидающая деятельность в образовании.
Открытая научно-популярная лекция состоялась в рамках цикла «Герценовские академические чтения», организованного учебно-методическим управлением РГПУ им. А.И. Герцена.
Текст и фото: Педагогические вести