Как настроить ребёнка на то, что у него наступает новый жизненный этап?
— Для ребёнка, который только-только переходит из детского сада в школу, школа – это некое, абсолютно незнакомое пространство, непонятное для него. Если мы поставим перед малышом, относительно школьного обучения, такие неисполнимые, долгоиграющие цели, что «тебе потом надо поступить в институт» – он этого осознать ещё не сможет. А вот то, что там будет много друзей, и там будет так интересно, как ещё никогда не было раньше – то, самое главное, что нужно говорить ребёнку. Ребёнок должен стремиться идти в школу, потому что там интересно.
Если ребёнок не хочет ходить в школу, стоит ли ему объяснять, что в жизни есть вещи, которые приходится делать независимо от собственного желания или это для более взрослого возраста?
— Не хочет ходить в школу – это вполне понятный и объяснимый момент.Мотивация должна концентрироваться вокруг того, что ребёнок должен хотеть взрослеть. Но здесь у нас есть одна проблема: современные дети, особенно дети мегаполисов, по исследованиям РГПУ им. Герцена 80% детей не хотят быть взрослыми, и в этом виноваты не дети, а мы с вами – взрослые. Когда мы приходим с работы мы говорим: «мы устали», «как трудно жить», «у нас проблемы на работе». Мир взрослого человека для ребёнка представляется очень сложным.
Когда ребенок начинает ходить в школу, это требует от него большей самостоятельности: он сам ходит и возвращается из школы, разогревает себе еду. Означает ли это, что он самостоятельный ребёнок или самостоятельность это нечто большее?
— Самостоятельность – широкое понятие. Это имеет место быть и это не менее важно, чем та самостоятельность, на которую больше ориентированы педагоги. Это о чем меньше всего задумываются родители – умение ребёнком делать самостоятельный выбор. А когда он может его сделать? Когда для этого создают условия. Полезно научить ребёнка разговаривать самим с собой, в адекватном смысле, уметь самостоятельно оценивать свои поступки и предвидеть последствия.
Можем ли мы дать несколько практических советов? Как правильно построить два предстоящих дня?
— Это должно быть событие, но не только для ребёнка, а для всей семьи, чтобы ребёнок понимал и видел, что к этому готовится вся семья. Надо организовать праздник. Очень хорошо, когда есть визуальное подкрепление – перестановка в комнате, обновление рабочего стола, специальные брелочки, наклейки, но не просто так, а которые можно применить. Полезно показать альбомы, рассказать историю своего первого дня. Когда праздник закончится, важно не обесценивать школу. Кода ребёнок приносит четвёрку мы воспринимаем это, как должное. Почему мы не спрашиваем: «А как это было?». Подкреплять лучше положительные моменты, а не обсуждать плохие.
Посмотреть полное интервью Р.И. Яфизовой в рамках программы «Полезная консультация» можно на сайте телеканала «Санкт-Петербург» от 30 августа.