28 ноября в Студенческом дворце культуры впервые состоялось уникальное событие: первое из цикла мероприятий «Буду вожатым!», посвященных всесторонней подготовке и сопровождению студентов РГПУ им. А. И. Герцена для работы на летней педагогической практике 2023 года в детских оздоровительных лагерях. Проанализировав опыт прошлых лет и основываясь на результатах проведенных исследований, организаторы приняли решение подойти к вопросу системно и заранее. К участию в мероприятиях приглашены специалисты Комитета по образованию и организаторы детского отдыха в Санкт-Петербурге: СПб ГБУ «ЦОО «Молодёжный», Ассоциация программных лагерей, Ассоциация «Взрослые и дети», Штаб студенческих отрядов РГПУ им. Герцена. Торжественное открытие прошло в Колонном зале.
«Подготовка педагогических кадров, вожатых — это первоочередная задача нашего университета, — отметила в своем приветственном слове начальник Управления межрегионального сотрудничества РГПУ им. А. И. Герцена Елена Спасская. — Для меня оздоровительный лагерь — это не только профессиональная практика, но и в принципе — практика жизни. Когда я была студенткой Герценовского университета, я тоже работала в лагере. В первый год я не представляла себе, что это такое. Зато уже начиная со второго я не могла представить себе лета без работы в лагере. И уже 39 лет мы дружим с коллегами, с которыми познакомились в те годы. Мы были командой, которая обеспечивала работу лагеря, это была отличная школа. Желаю, чтобы ваше педагогическое вожатское лето было активным, творческим, мотивирующим и самое главное — открывало вам дорогу и окружало вас нужными и правильными людьми, дружбу с которыми вы пронесете через всю жизнь».
Начальник отдела по организации отдыха и оздоровления детей и молодежи Комитета по образованию Санкт-Петербурга Кира Остапенко обратилась к студентам: «Небольшой страх, который у вас присутствует, обязательно уйдет после сегодняшнего мероприятия. Уверена, вы будете замечательными вожатыми! В добрый путь!»
Далее студентов ждала увлекательная игра «Мастерская вожатого», где организаторы рассказали студентам о работе в детском лагере, а опытные вожатые в режиме реального времени помогли справиться с самыми распространенными тревогами и переживаниями практикантов — как справиться с большим количеством детей, как решать конфликты в отряде, как поставить авторитет, как найти общий язык с напарником и другими вожатыми и др. Передвигаясь по станциям, ребята нашли ответы на вопросы: А если не повезет с напарником? А что если будут конфликты? Как не чувствовать себя одиноко в лагере? Как справиться с усталостью? А если останусь один на один с детьми? А что если будут трудные дети?
«Это действительно полезная встреча для тех, кто будет работать в лагере первый раз, потому что студенты узнают, с чем они могут столкнуться, — отметила Сабина Мамедгасанова, опытный вожатый, которая сопровождала команду участников квеста — студентов 3 курса. — И в перерывах между станциями, если, конечно, есть время, у ребят есть возможность посмотреть на то, как можно занять детей: это игры-минутки или другие профессиональные секреты, которые они, попробовав на себе здесь, с легкостью смогут применить уже в лагере».
Каждый участник получил полезные знания и навыки, смог пополнить свою методическую копилку нужными материалами, а также составить свой индивидуальный маршрут подготовки к будущей практике с помощью специального календаря событий.
Студентка 3 курса института дефектологического образования и реабилитации Анна Людыно поделилась впечатлением от участия в мастерской: «Было очень интересно решать конфликтные ситуации, а также узнать, что делать в ситуации, когда ты остался один — рассказать о себе, сделать шаг навстречу коллективу, чтобы он тебя принял».
В это же время в Гербовом зале прошла дискуссия, в рамках которой встретились представители РГПУ им. А.И. Герцена, Комитета по образованию, Ассоциации программных лагерей, Ассоциации «Взрослые и дети» и Центра отдыха и оздоровления «Молодежный», а также руководство оздоровительных лагерей. Они обсудили проблемы и трудности, которые возникают у практикантов во время работы на смене, наметили пути решения этих проблем. Главной целью обсуждения в формате круглого стола стала выработка основных направлений взаимодействия. Круглый стол был призван открыть путь к систематизации всех процессов, которые происходят в отношении практики Герценовского университета так, чтобы это было понятно и удобно всем, кто обучает, готовит, принимает и сопровождает практикантов до и во время летних смен. И, конечно, же, самим будущим вожатым.
Текст и фото: Педагогические вести