![](/uploads/frejdkinm/images/image1%282%29.jpeg)
В преддверии Года педагога и наставника в России Герценовский университет встретил классных руководителей со всей страны. Впервые здесь состоялся Всероссийский форум классных руководителей начальной школы «Первый классный».
Форум организован Герценовским университетом при поддержке Министерства просвещения РФ и Федерального агентства по делам молодежи. Форум собрал более 250 гостей из сорока регионов. Вместе с учителями его участниками стали и студенты педагогических вузов и колледжей.
Задачей форума стало создание реального и цифрового пространства для обсуждения актуальных проблем развития личности современного младшего школьника, распространение опыта и передовых практик реализации функции классного руководителя в начальной школе. Прямая трансляция происходящего велась в социальных сетях университета.
А вопросов для обсуждения у участников накопилось много — от проблемы гармоничного взаимодействия с родителями и воспитательных задач, стоящих перед классным руководителем на самом первом этапе образовательного пути, до имиджа учителя в соцсетях.
По мнению ректора РГПУ им. А. И. Герцена Сергея Тарасова, первый форум классных руководителей начальной школы — очень важное событие и для города, и для Герценовского университета, и для всей системы образования страны в целом. «Представленные на нём идеи и разработки будут включены в образовательный процесс нашего университета, — заверил Сергей Валентинович на открытии. — Многие личностные качества закладываются в раннем детстве. Начальная школа формирует ценностные представления и собственно само желание учиться. Мы с коллегами едины во мнении, что школа сегодня не должна мешать воодушевлению наших детей, а должна помогать учиться и познавать окружающий мир, не терять интерес к жизни».
![](/uploads/frejdkinm/images/image2%281%29.jpeg)
Председатель Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга Богдан Заставный выразил надежду на более тесное взаимодействие с молодыми учителями: «В Герценовском университете всегда классная и рабочая атмосфера. Для нас очень важна аудитория педагогов, и хотелось бы, чтобы представители этого сообщества вошли в Совет работающей молодёжи Санкт-Петербурга, действующий при нашем комитете. Таким образом, у них будет возможность выстраивать связи с молодыми представителями других сфер деятельности».
![](/uploads/frejdkinm/images/image3.jpg)
Модератор панельной дискуссии, открывшей форум, проректор по воспитательной деятельности и молодежной политике Герценовского университета Александр Низов очертил свой образ учителя начальной школы и задачу форума: «Он должен обязательно обладать такими качествами как неравнодушие, любовь к своей работе, гибкость и готовность к изменениям». Педагогика — эта та профессия, которую выбирают сердцем. Мы очень надеемся, что участники нашего форума продолжат общение в виртуальной среде. Для этого весь его контент дублируется в цифровую среду, ведутся трансляции ключевых событий, чтобы каждый участник имел возможность увезти с собой ‟методическую копилку”».
![](/uploads/frejdkinm/images/image4.jpg)
По словам одного из спикеров форума, директора Института педагогики СПбГУ Елены Казаковой, каждая семья выбирает для своего ребенка не столько школу, сколько первого классного руководителя. «Главное, что должен знать и уметь классный руководитель начальной школы, — любить этот мир, он должен понимать детей, должен обладать талантом, терпением, вниманием, воодушевлением. Но самое главное — ему самому должно быть интересно в том доме, куда он приглашает детей», — убеждена Елена Ивановна.
![](/uploads/frejdkinm/images/image5.jpg)
Форум, призванный повысить интерес к профессии и статус преподавателя начальных классов, может стать важной составляющей единой образовательной политики. Директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Наталья Агре отметила: «За последние два года Министерством просвещения было проведено много изменений, чтобы подчеркнуть статус педагога. Наш институт со своей стороны разрабатывает большое количество методических рекомендаций, связанных с воспитанием и, прежде всего, вопросом взаимодействия между родителем и педагогом. Очень важно, чтобы семья и школа умели договариваться».
![](/uploads/frejdkinm/images/image6.jpg)
В течение первого дня для молодых учителей и студентов проходили круглые столы, мастер-классы, лекции, воркшопы и тренинги, посвященные вопросам воспитания и развития младших школьников, взаимодействию учителей и родителей, позиционированию классного руководителя и педколлектива, цифровым технологиям в деятельности педагога начальных классов и многим другим актуальным темам.
Следующий день также стартовал в кампусе университета на набережной Мойки, где продолжились мероприятия программы форума. Ключевой стала тема «Классный руководитель начальной школы будущего». Затем форум «переехал» на другую значимую площадку — институт детства РГПУ им. А. И. Герцена. В актовом зале института состоялась лекция «Разговоры о важном», по соседству работали тематические педсоветы. Следующим этапом стали классные часы по развитию компетенций педагога начальных классов.
Финалом этого масштабного, первого в истории современной России мероприятия стало принятие итогового меморандума, включившего в свой текст многое из того, что прозвучало из уст спикеров и гостей форума. Теперь дело за конкретными шагами.
![](/uploads/frejdkinm/images/image7%281%29.jpeg)
![](/uploads/frejdkinm/images/image8.jpeg)
![](/uploads/frejdkinm/images/image9.jpeg)
![](/uploads/frejdkinm/images/image10.jpeg)
![](/uploads/frejdkinm/images/image11.jpeg)
![](/uploads/frejdkinm/images/image12.jpeg)
![](/uploads/frejdkinm/images/image13.jpeg)
Участники форума «Первый классный» поделились своими впечатлениями.
![](/uploads/frejdkinm/images/image14.jpg)
София Комлина, классный руководитель в начальной школе г. Тихвин (Ленинградская область): «Я работаю в школе уже третий год, соответственно сейчас у меня третий класс. Я приехала на форум, чтобы узнать что-то новое, почерпнуть опыт у коллег. Уже отметила для себя много важных вещей, например, что смысл домашнего задания — подготовиться к следующему продуктивному уроку. Самое важное в нашей работе — это, несомненно, доверие, не только у родителей, но и между детьми, а также та триада, о которой сегодня много говорят: учитель — ученик — родитель. Выстроить доверительные отношения с родителями оказалось для меня самым сложным».
![](/uploads/frejdkinm/images/image15.jpg)
Вадим Рудик, студент Тульского государственного педагогического университета, учитель начальных классов: «Я приехал для участия в форуме, потому что хочу получить новые знания, чтобы потом применять их на практике с детьми. Я считаю, что для педагога начальных классов самое важное — это любовь к детям, кроме того, он должен быть нестандартным. Если учитель стандартный, обычный, то детям с ним будет неинтересно работать и тогда никакой воспитательной работы не получится. Больше всего в работе мне нравится придумывать, как заинтересовать детей, и после этого получить конкретный результат».
![](/uploads/frejdkinm/images/image16.jpg)
Яна Духина, учитель школы № 4 г. Новый Уренгой: «Этот форум даёт очень много знаний. Мы, учителя, очень много работаем и порой из-за суеты и загруженности упускаем из внимания какие-то важные моменты. А подобные мероприятия напоминают о тех мелочах, которые на самом деле играют огромную роль в обучении детей».
![](/uploads/frejdkinm/images/image17.jpg)
Мария Брегман, учитель школы № 639 Невского района Санкт-Петербурга: «В своей школе я являюсь председателем методического объединения. На форум я пришла за новыми знаниями, впечатлениями и связями. Мне всё очень нравится, интересные спикеры, которые рассказали о различных инструментах работы. Также надеюсь, что участие поможет наладить корпоративные связи между учреждениями».
![](/uploads/frejdkinm/images/image18.jpg)
Ирина Салычина, учитель начальных классов, г. Архангельск: «Я составила уже семь пунктов того, что буду реализовывать в своей школе, когда вернусь домой. Сделала выжимку из всей информации, что была на форуме. Прежде всего, я летела сюда, чтобы узнать как сплотить коллектив. это очень для меня актуально, у меня первый класс, и дети еще друг друга не знают. Я решила, что нужно организовывать игры на переменах, настольные и игры на сплочение. Собираюсь организовать игры по зонам. Еще я актуализировала знания о повторении материала. Очень много новой информации на таком замечательном форуме!»
![](/uploads/frejdkinm/images/image19.jpg)
Александра Истратова, модератор форума, студентка института психологии РГПУ им. А. И. Герцена: «Я училась в первом потоке Школы модераторов Герценовского университета. Сегодня наш выпускной экзамен в рамках форума. Большая благодарность, что во время форума мы сами можем слушать лекции, которые нам точно пригодятся в нашей учебной и профессиональной жизни. Форум очень интересный, это большой опыт. Мы стали не только модераторами форума, но и участниками. Лекции захватывающие!»
Текст и фото: Педагогические вести