Дата проведения была выбрана неслучайно: 28 марта ― день рождения Алексея Максимовича Горького, человека, значительно повлиявшего на судьбу и литературное творчество Антона Семеновича Макаренко. На обсуждение собралось более 50 участников: студенты разных курсов очного и заочного отделений бакалавриата и магистратуры, преподаватели РГПУ им А.И. Герцена, Санкт-Петербургского института культуры, Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, учителя начальных школ Санкт-Петербурга и другие.
Круглый стол также проходил в онлайн-режиме, поэтому у участников была возможность услышать приветственное слово из Москвы от вице-президента Российской макаренковской ассоциации, профессора кафедры информатики и прикладной математики Российского государственного социального университета Александра Юрьевича Федосова, который познакомил слушателей с историей и планами дальнейшей деятельности ассоциации. Екатерина Матвеевна Колосова, директор музея РГПУ им. А.И. Герцена, рассказала об экспонатах коллекции музея Герценовского университета, связанных с деятельностью А.С. Макаренко, упомянув, что с 1988 года имя Макаренко не встречается в материалах хранилища Музея.
Элеонора Васильевна Онищенко, профессор кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка, остановилась на парадоксах жизни и педагогики А.С. Макаренко. Об интересных фактах биографии и продолжении идей великого педагога в работах его последователей рассказал Валерий Леонидович Ситников, заведующий кафедрой возрастной педагогики и психологии семьи.
Гости круглого стола: Елена Сергеевна Протанская, профессор кафедры психологии и педагогики Санкт-Петербургского института культуры, и Александр Николаевич Шевелев, заведующий кафедрой педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, поделились своими размышлениями о глубине теории Макаренко и истории ее популяризации в России.
Не менее интересными были выступления студентов 1 курса бакалавриата с результатами опроса студенчества «Кто такой А.С. Макаренко?», размышления по поводу прочитанных книг великого педагога и зарубежных изданий о нем (студентки 3 курса бакалавриата А.О. Мартынович и студентов 1 курса магистратуры), рассуждения учителей начальных классов Санкт-Петербурга об актуальности идей А.С. Макаренко в современной школе.
Ведущими круглого стола стали заведующий кафедрой возрастной педагогики и психологии семьи Валерий Леонидович Ситников и доцент кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка Людмила Юрьевна Савинова. В процессе подведения итогов участники круглого стола посмотрели видеоролик «Что знают младшие школьники о А.С. Макаренко?», подготовленный А.А. Чистяковой, учителем начальной школы ГБОУ СОШ №444, и пришли к общему выводу о необходимости использования в современном образовании и дальнейшем изучении идей А.С. Макаренко не только как великого педагога, но и психолога, философа и писателя.
Информация предоставлена Институтом детства РГПУ им. А.И. Герцена.