26 октября в Гербовом зале РГПУ им. А. И. Герцена прошла открытая лекция для студентов первых курсов 13 университетов Санкт-Петербурга, Ленинградской области и СЗФО.
Событие состоялось в рамках серии научно-практических мероприятий по вопросам формирования российской идентичности и профилактике радикализма в соответствии с Государственным заданием от 18.08.2021 № 073-00074-21-08. Организатором выступил Центр профилактики экстремизма в сфере образования и молодежной среде РГПУ им. А. И. Герцена.
Важность и актуальность темы адаптационно-профилактической встречи, её практическую значимость отметил обратившийся к участникам лекции с приветствием научный сотрудник Центра профилактики экстремизма в сфере образования и молодежной среде Алексей Богачев.
Вместе с Алексеем Богачевым ведущим мероприятия выступил доктор исторических наук, профессор кафедры истории религии и теологии, старший научный сотрудник Центра профилактики экстремизма в сфере образования и молодежной среде Дмитрий Головушкин.
На встрече студенты узнали о специфике межрелигиозного диалога и методах гармонизации межрелигиозных отношений.
Дмитрий Александрович рассказал об основных угрозах межрелигиозных отношений, в том числе: фундаментализм, радикализм, экстремизм. Он отметил, что «экстремизм – это приверженность к крайним мерам и взглядам, радикально отрицающим существование в обществе нормы и правила через совокупность насильственных проявлений, совершаемых отдельными лицами и специально организованными группами, и сообществами». Таким образом, экстремизм на национальной почве рассматривается через категорию «национализм» и его формы (ксенофобия и др.) делают акцент на превосходстве одной национальности над остальными.
В завершении лекции Дмитрий Александрович рассказал о гуманитарных и практических технологиях гармонизации межрелигиозных отношений и поддержания межрелигиозного мира.
Подводя итог, он привел цитату Юргена Хабермаса:
«Конкуренцию между мировоззрениями и религиозными учениями, притязающими на то, чтобы объяснить положение человека в мире в целом, невозможно улаживать на когнитивном уровне. Однако, как только эти когнитивные диссонансы проникают до самых основ нормативно урегулированного сосуществования граждан, политическая общность, основанная на шатком modus vivendi, сегментируется на непримиримые мировоззренческие сообщества и религиозные общины. Без сплачивающих уз юридически не вынуждаемой солидарности граждане не воспринимают себя в качестве равноправных участников в совместной практике формирования общественного мнения и волеизъявления, в которой они взаимно признают основания друг друга для своих политических позиций».
Трансляция лекциии доступна по ссылке: https://youtu.be/jljSR-73fWE