В ходе совещания обсудили вопрос реализации послания Президента РФ, стратегию развития высших учебных заведений, важность воспитательной работы в школах и в вузах, создание совета проректоров педвузов по воспитательной работе.
Встречей с представителями педагогических вузов Министерство просвещения не ограничится. «Затем мы соберем всех руководителей и деканов педагогических отделений, директоров педагогических институтов, которые находятся в структуре классических университетов педагогических вузов и также системно обсудим», — рассказал Сергей Кравцов.
В семинаре-совещании кроме ректоров приняли участие проректоры по воспитательной работе, лидеры студенческого самоуправления 33 вузов педагогического и социально-педагогического профиля страны. Герценовский университет представляли ректор РГПУ Сергей Богданов, начальник управления развитием воспитательной деятельности Раиса Богданова и председатель совета обучающихся Олег Замятнин.
Именно воспитательная работа со студентами стала одной из ключевых тем совещания. Герценовский университет в этом вопросе является лидером на протяжении не одного десятка лет. Так, здесь впервые в стране были разработаны и реализованы такие основные профессиональные образовательные программы, как подготовка бакалавров по профилю «Воспитательная работа» (2005 год) — ныне программа «Дополнительное образование детей»; первая в стране магистерская программа «Дополнительное образование детей» (2004); первая в стране магистерская программа «Воспитательная деятельность с молодежью» (2009 — 2015).
В течение 13 лет (2003-2016) на базе РГПУ им. Герцена работал научно-методический совет по развитию воспитательной деятельности по направлениям педагогического образования с базовыми площадками в каждом Федеральном округе. Совет объединял более 200 вузов, не только педагогических, но технических, медицинских, сельскохозяйственных, классических государственных университетов.
Уже 15 лет университет совместно с Комитетом по науке и высшей школе Санкт-Петербурга организует и проводит городской конкурс кураторов студенческих сообществ.
РГПУ всегда стремился быть в авангарде развития проектной деятельности в высшей школе. С 2003 года, когда еще мало кто говорил о разработке и реализации студентами проектов, университет объявил конкурс социально-значимых проектов «Моя инициатива в образовании», который уже через год стал межрегиональным, а с 2016 с международным участием. Ежегодно конкурс завершается Герценовским молодежным форумом «Моя инициатива в образовании», в котором принимают участие студенты всех Федеральных округов.
Университет совместно с Росмолодежью был у истоков серии событий, связанных с поднятием престижа профессии Учитель: РПГУ им. А.И. Герцена стал соорганизатором первой смены «Учитель будущего» на образовательном форуме «Селигер» в 2013 и последующих двух смен. Ныне университет активно участвует в организации Всероссийских конкурсов «Учитель будущего» и «Учитель будущего. Студенты».
Вызовы времени, такие как пандемия коронавирусной инфекции, не останавливают инициативы герценовцев, которые предлагают всё новые инновационные решения в сфере воспитательной деятельности. Например, проект «Онлайн центр МегаГерц», благодаря которому было создано целое онлайн учреждение с пятью лагерями. Все работали на удалёнке, без выходных, часто в режиме 24х7. При этом территориально студенты находились не только в Петербурге, но и в других регионах России. Пандемия понемногу отступает, но проект продолжит развиваться в двух направлениях: «Школьные каникулы в МегаГерц» и «Детские клубы по интересам».
Конечно, и у других педагогических вузов есть, чем поделиться с коллегами, и такой обмен опытом, «настройка рабочих часов» вузов, готовящих не просто смену, а тех, кто завтра сам станет учителем и наставником, чрезвычайно важны для поддержания единого образовательного пространства страны, для уверенного и независимого будущего России.