В заседании участвовал широкий круг специалистов – политиков, общественных деятелей, ученых Герценовского университета и ведущих вузов России, педагогов и студентов.
Тема заседания была обозначена как «Подготовка и переподготовка педагогических кадров в области развития физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях: состояние, проблемы, пути развития». Специалисты Экспертного совета по вопросам здоровья и физического воспитания обучающихся и Экспертного совета по вопросам воспроизводства научно-педагогических кадров в системе образования в подобном формате впервые собрались на совместное заседание для обсуждения актуальных вопросов.
Открывая заседание, ректор В.П. Соломин назвал мероприятие беспрецедентным даже для Герценовского университета. Он отметил, что деятельность образовательных организаций по сохранению здоровья обучающихся в современных условиях является одним из приоритетов.
Председатель Экспертного совета по вопросам воспроизводства научно-педагогических кадров, президент Герценовского университета, вице-президент РАО Г.А. Бордовский подчеркнул необходимость нового видения проблем в системе образования с позиции изменений в законодательной сфере.
В докладе председателя Экспертного совета по вопросам здоровья и физического воспитания обучающихся, чл.-корр. РАО Ф.Ф. Харисова были проанализированы негативные и позитивные тенденции в образовании в сфере безопасности. Среди позитивных тенденций были упомянуты разработка и внедрение нормативной базы, в том числе ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также масштабная практика повышения квалификации педагогов. Ф.Ф. Харисов акцентировал внимание, что одним из направлений развития общего образования является именно сохранение и укрепление здоровья школьников, а реализация этого направления во многом зависит от квалификации учителя. «Готовность учителя к здоровьесберегающей деятельности нужно рассматривать как профессиональную компетенцию» — подытожил Ф.Ф. Харисов.
Проректор по учебной работе Герценовского университета В.З. Кантор рассказал о перспективах подготовки кадров для обеспечения инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. «Педагог инклюзивного образования – это педагог нового типа», — подчеркнул В.З. Кантор и отметил роль тьюторов, которые помогают детям приобретать знания и создают открытую образовательную среду.
Директор Департамента науки и образования Министерства спорта РФ С.П. Евсеев подробно остановился на рассмотрении аспектов государственной политики в сфере спорта, в частности, адаптивного спорта. По его мнению, порядок сдачи физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» должен быть индивидуализирован с учетом физических возможностей и интересов каждого.
Различные аспекты подготовки и переподготовки кадров, структуры ФГОС в области физической культуры и его реализации, обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе были затронуты в выступлениях декана факультета физической культуры МПГУ Г.А. Кузьменко, заведующего кафедрой педагогики Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова А.В. Козлова, директора Информационно-аналитического центра по проблемам преподавания безопасности жизнедеятельности МПГУ С.В. Петрова, заведующей кафедрой анатомии, физиологии человека и животных ЧГПУ Д.З. Шибковой.
После перерыва заседание продолжилось на круглых столах «Вопросы воспроизводства научно-педагогических кадров в сфере образования» и «Вопросы здоровья и физического воспитания обучающихся».