Трудно представить нашу жизнь без театра. Его не смог вытеснить ни кинематограф, ни телевидение, ни интернет. Театр по-прежнему царит в сердцах и умах своих поклонников. А профессия актера популярна так же, как и 20, 30, 50 лет назад.
27 марта Всемирный День театра профессиональный праздник и для герценовцев. На кафедре театрального искусства института музыки, театра и хореографии Герценовского университета готовят не только будущих преподавателей театрального мастерства, но и актеров и режиссеров театра.
Заведующий кафедрой театрального искусства института музыки, театра и хореографии Герценовского университета, профессор, народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга, секретарь Союза театральных деятелей РФ, актер Александринского театра Сергей Паршин рассказал трудностях актёрской профессии, о том, каких специалистов готовит кафедра, что нужно для того, чтобы поступить и стать актёром и где работают выпускники кафедры.
По словам Сергея Ивановича, он долго сомневался, прежде чем согласиться на предложение Ирины Семёновны Аврамковой возглавить кафедру. Ведь студентам нужно отдавать все своё время и силы. Но её сила убеждения и энтузиазм оказались настолько заразительны, что, в конечном итоге, Сергей Иванович согласился и не пожалел. И теперь руководит большой кафедрой.
— Куда идут работать дальше ваши выпускники?
Если это актеры, то, прежде всего, конечно, в театры. Я всегда говорил и буду говорить выпускникам актерских курсов, чтобы ребята не обязательно оставались здесь, в Петербурге. Я понимаю их желание попасть в петербургский или московский театр. Но ведь у нас в России есть масса замечательных театров. В свое время в Советском Союзе была система распределения, то есть госзаказ. На выпускные дипломные спектакли в театральные вузы приезжали режиссеры из всех советских республик, смотрели на актеров и подавали заявки. После окончания института многие актеры разъезжались по просторам нашей Родины работать в разных театрах. Там они набирались опыта, а потом, как уже распорядится судьба. Часто бывало и так, что они возвращались в Ленинград или Москву.
Сейчас же некоторые наши выпускники работают в Лодейнопольском драматическом театре-студии «Апрель». Когда все начиналось в свое время это была полу самодеятельная театр-студия, а сейчас это полноправный профессиональный театр, наряду с нашими петербургскими театрами. Также некоторые наши ребята работают в Государственном театре драмы и кукол «Святая крепость» в Выборге. И буквально в этом году Ирина Волкова, наша выпускница курса Андрея Максимова, поступила в труппу ТЮЗа и уже сыграла в премьерном спектакле по пьесе Ионеско «Урок» и нескольких других спектаклях. На самом деле, сейчас многие студенты выражают желание уехать поработать на периферию. И это очень даже неплохо. Молодым актерам нужно набираться опыта, играть вместе с корифеями, с опытными артистами, потому что, на мой взгляд, настоящая учеба всё-таки – это театр. Если в вузе студенты получают основы актерского мастерства, речи, танца, вокала, то актерами в полной мере они становятся именно тогда, когда начинают служить в театре.
— Профессия актера всегда была популярна, в театральные вузы всегда был большой конкурс. Эта профессия популярна у сегодняшних абитуриентов? Конкурс высокий?
Насколько мне известно, конкурс в театральные институты не ослабевает. Как был в моей юности 250 человек на место, так и остался. Где-то, может, чуть меньше, а в каких-то вузах и больше.
Что касается нашего института, долгое время у нас не было бюджета, но Ирина Семёновна «выбила» 20 бюджетных мест и это, конечно, привлекло к нам еще больше абитуриентов.
Вообще тут можно подходить с разных позиций. Кого-то прельщает после просмотра глянцевых журналов, якобы красивая актерская жизнь, и не все понимают, что это огромный труд. И по большому счету – это очень тяжелая профессия.
— Сейчас часть наших будущих абитуриентов наверняка испугается…
Нет-нет, не хочу никого пугать, но, как говорят в театре, уважительная причина неявки актёра на спектакль – смерть. Если у тебя дома что-то случилось, какое-то горе, ты сломал палец на руке-ноге, снимаешь гипс и идёшь на сцену. Или у тебя температура 39,8, ты приходишь в театр, накладываешь грим, надеваешь костюм, и температура на сцене падает до 36,6, ты играешь спектакль, приходишь в гримерку после поклонов, она опять поднимается до 39,8. Вот в каком смысле она тяжёлая. К тому же это очень зависимая профессия – от режиссёров, от обстоятельств, от удачи и счастливого случая, конечно. Это профессия очень трудная, но прекрасная, она дарит людям радость, дарит улыбку, подвигает их на размышления, иногда даже на переоценку ценностей, когда зритель порой даже начинает смотреть на жизнь по-другому. К тому же это универсальная профессия: можно сыграть и врача, и военного, и шахтёра, и педагога, и какого-то сказочного персонажа. К этому нужно быть готовым, а значит нужно учиться у мастеров, которые преподают на курсах.
— В этом году впервые в истории вступительные испытания были проведены в дистанционно. Не помешало ли это при отборе студентов?
Это всегда мешает. Дистанционное прослушивание, экзамены для актерской профессии – неприемлемы. Нужен живой контакт с педагогами, которые набирают курс. Здесь так же, как со зрителями: актер должен чувствовать дыхание зала, чтобы сделать зал соучастником происходящего на сцене. Безусловно, педагог должен иметь возможность поправить, тут же сделать замечание, если надо. Посмотреть, что человек может, можно только находясь рядом в нескольких метрах, а не где-то за экраном, за сотни километров. Я считаю, что гораздо лучше в будущем вступительные экзамены будут проходить вживую.
— И это будущее наступит совсем скоро. Через три месяца стартует приёмная кампания 2021 года. Чего Вы ждёте от абитуриентов? Каких качеств?
Сейчас не будем много говорить о таланте, о Божьем даре – это наипервейшее условие. Хотя я считаю, что каждый человек талантлив и каждый способен, но тут дело педагогов выявить у студентов эти качества. Что касается ребят, то это, в первую очередь, работоспособность и, конечно, нужно больше читать, больше знать. Сейчас иногда приходят абитуриенты, выучат одну басню, одно стихотворение и один отрывок и все, больше ничего не знают. А педагог может спросить: «Хорошо, вы прочитали, например, Есенина, а что-нибудь из Ахматовой или Вознесенского, или Евтушенко… А что вы знаете у Пушкина?» Здесь речь идёт, конечно, о кругозоре поступающего. Потому что актёр должен быть образованным. Скажем, работает он над ролью, дали ему текст, выучил и пошёл? Нет, необходимо поднять горы литературы, узнать, кто, как и где играл этого персонажа, в каком театре. Возможно, прочитать какие-то побочные литературные произведения, информационные источники. Актёру, чтобы сделать роль, нужно знать очень много. Представьте, что в наше время актёр будет играть спектакль или отрывок, например, о Великой Отечественной войне. Как молодому парню или девушке, не знающим, что это такое, сыграть человека, находящегося в экстремальных условиях? Нужно, в первую очередь, много читать.
— Сергей Иванович, в День театра, что бы Вы могли пожелать студентам и педагогам кафедры театрального искусства и института театра музыки и хореографии в целом?
У нас на кафедре работают замечательные, знающие и опытные педагоги, прекрасные мастера-преподаватели, и я хочу пожелать им терпения, сил и здоровья. Потому что преподавание, работа со студентами требует очень много физических, моральных и душевных сил. И, конечно, желаю, чтобы их труды были не напрасны. А дорогим студентам – больше и внимательнее слушать своих педагогов. Я сам был студентом, и мы тоже были максималистами. Иногда посмеивались над мастерами и так тихонько говорили: «Ну что, маразм крепчал! Что они несут?!». Такое тоже бывало. На самом деле, только позже понимаешь, что надо было слушать, заглядывая в рот, все, что они говорят и мотать себе на ус. Всё это пригодится в жизни. И работать совместно с педагогами. Работать, работать и работать.
Поздравляю всех со всемирным Днём театра, всех люблю!