В день парада Победы целый день «78» телеканал рассказывал петербуржцам о малоизвестных и неожиданных фактах из истории великого праздника.
Об истории и традициях парадов, которые берут свое начало еще в Древнем Риме, рассказала заведующая кафедрой всеобщей истории РГПУ им. А. И. Герцена, профессор Татьяна Кудрявцева.
Понятие «триумф» в Древнем Риме имело несколько иное значение, чем в наши дни. Триумфальное шествие победившего полководца, длившееся иногда по несколько дней, можно считать отчасти прародителем современных парадов.
«Решение о триумфе принимал римский сенат. Но с инициативой выходил сам полководец. Сенат мог принять или отказать. Полководец же мог обжаловать это решение перед народом. И уже окончательное решение принимал именно народ», — рассказала Татьяна Владимировна зрителям телеканала.
Разговор о более позднем периоде в истории – о временах Великой Отечественной Войны шел в Ленрезерве. Доцент кафедры всеобщей истории Герценовского университета Светлана Щеголихина рассказывала о лендлизе.
В рамках лендлиза в СССР поставлялись более 50 моделей 26 автомобильных компаний. Самым массовым транспортным средством был полноприводный грузовой автомобиль фирмы Студебекер.
«Именно этот автомобиль стал тем средством, на котором размещали «Катюши». Они сыграли огромную роль в победе», — рассказала Светлана Николаевна.
Среди популярных в ту эпоху автомобилей, которые поставлялись в СССР, можно назвать еще одну интересную модель на базе Виллиса, а именно автомобиль амфибия Форд.
В Красной Армии амфибия «Форд-4», как ее иногда называли, состояла на вооружении отдельных батальонов плавающих автомобилей и начиная с 1944 года с успехом использовалась при форсировании водных преград.
«Этот автомобиль поставлялся в СССР с 1943 года, с 1944 года – уже в полном объеме. На суше амфибия развивала скорость до 90 км/ч. Преодолевая брод – до 9 км/ч. Внутри могли разместиться шесть человек. По примеру этой амфибии после войны в Советском Союзе был создан ГАЗ 46», — рассказала Светлана Щеголихина зрителям телеканала «78».